Основы организации бухгалтерского учета на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:28, реферат

Краткое описание

Под организацией бухгалтерского учета понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства хозяйством, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Оглавление

1. Общие принципы организации бухгалтерского учета.
2. Факты, влияющие на организацию учета на предприятии.
3. Вопросы адаптации бухгалтерского учета в РФ к международным стандартам.

Файлы: 1 файл

Основы организации бухгалтерского учета на предприятии.docx

— 53.61 Кб (Скачать)

3) Требование  приоритетности содержания над  формой. Это требование означает, что в бухгалтерском учете  факты хозяйственной деятельности  отражаются исходя не только  из их правовой формы, но  и из экономического содержания  фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт  выдачи руководителем предприятия  крупных сумм ссуд не является  незаконным, но если выдача этих  сумм осуществляется при неустойчивом  финансовом положении предприятия  или при задолженности по выплате  зарплаты сотрудникам, то такую  операцию нельзя считать правомерной.  

4) Требование  непрерывности. Это требование  обусловливает необходимость тождества  данных аналитического учета  оборотам и остаткам по соответствующим синтетическим счетам на каждое первое число месяца, а также показателям бухгалтерской отчетности данных аналитического и синтетического учета.  

5) Требование  рациональности. Оно означает рациональное  и экономное ведение бухгалтерского  учета, исходя из условий хозяйствования  и величины предприятия.  

Сама организация  бухгалтерского учета на предприятии  включает в себя несколько стадий учетного процесса: 1) Организация учета  осуществляется текущим наблюдением, контроль, регистрация и документирование хозяйственных операций.  

2) Систематизация  и группировка учетной информации, содержащейся в учетных документах.  

На первой и  второй стадиях реализуются контрольные  функции аппарата бухгалтерии, то есть проводится оперативный, текущий и  последовательный учет, производится проверка достоверности содержащейся в документах информации и качество данных на основе инвентаризации имущества  и обязательств.  

3) Составление  бухгалтерской отчетности. Эта стадия  является завершающим этап учетного  процесса в части ведения учета.  Отчетность представляет собой  совокупность показателей, приведенных  в определенную систему, характеризующих  производственно-хозяйственную деятельность  предприятия за определенный  период времени.  

4) Осуществление  использования учетной и отчетной  информации в анализе хозяйственной  деятельности предприятия и принятие  обоснованных экономических управленческих  решений.  

Рассматривая  общие методологические правила  организации бухгалтерского учета  в РФ, следует назвать и систему  руководства по бухгалтерскому учету  в стране.  

Общее руководство  методологией и организацией учета  осуществляет правительство РФ. При  этом основным методологическим центром  по бухгалтерскому учету в Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает  и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Все эти  нормативные акты обязательны к  исполнению всеми предприятиями, функционирующими на территории России.  

На основе этих нормативных актов Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная  служба по надзору за страховой деятельностью  и различные ведомства издают отдельные нормативные акты, определяющие особенности учета в соответствующих  предприятиях, учреждениях организациях и др.  

При разработке нормативных актов Минфин взаимодействует  с заинтересованными ведомствами  через специально созданный при  Минфине Методологический совет  по бухгалтерскому учету и отчетности, который формируется из представителей государственных органов, академических  институтов, представителей различных  хозяйствующих субъектов, общественных организаций и ассоциаций бухгалтеров  и других специалистов по бухгалтерскому учету.  

Основными задачами этого методологического совета являются: ·  

разработка концепций  бухгалтерского учета и отчетности в стране, ·  

разработка проектов закона о бухгалтерском учете  и отчетности, ·  

разработка национальных бухгалтерских стандартов ·  

содействие внедрению  нормативных актов в учетную  практику и обобщение опыта применения этих нормативных актов, ·  

разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию  нормативных актов и улучшению  бухгалтерского образования.  

В законодательном  регулировании бухгалтерского учета  и отчетности в РФ важная роль отводится  и Государственной Думе Российской Федерации, которая разрабатывает  и принимает законодательные  акты по бухгалтерскому учету. В 1994 году в составе Думы создан экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету  и финансовой статистике. Он создан при комитете Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Экспертный совет формируется из специалистов, экспертов по бухгалтерскому учету  и др.  

Экспертный совет  занимается разработкой концепций  построения законодательства и дает экономическое обоснование этих проектов, проводит экспертизу и дает заключения по этим законопроектам.  

Большую помощь в работе совета оказывают общественные организации: ·  

ассоциация бухгалтеров  и аудиторов РФ, ·  

ассоциация бухгалтеров  и аудиторов стран СНГ, ·  

Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ, который  оказывает большую помощь в разработке законодательных актов по бухгалтерскому учету и аудиту в условиях рыночной экономики, содействует в гармонизации отечественных и международных  стандартов по бухгалтерскому учету  и аудиту.  

Сами ассоциации бухгалтеров и аудиторов призваны оказывать содействие при создании норм профессиональной этики бухгалтеров  и аудиторов. Ассоциации оказывают  содействие в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских  кадров.  

В РФ в 1997 году создан институт профессиональных бухгалтеров, целями которого являются: ·  

объединение профессиональных бухгалтеров и обеспечение с  их помощью реформирования бухгалтерского учета на предприятиях с использованием новых нормативных актов, повышение  престижа профессии, ·  

защита интересов  бухгалтеров в органах законодательной  и исполнительной власти, ·  

оказание квалифицированной  помощи и консультационных услуг  по организации бухгалтерского учета, формированию налогооблагаемой базы, новых форм бухгалтерского учета  и др.  

При общей методологической основе бухгалтерского учета при  реорганизации учета на каждом отдельном  предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета на данном предприятии: ·  

формы собственности  на средства производства и другое имущество предприятия, ·  

разнообразие  видов предпринимательской деятельности, ·  

отраслевая специфика, ·  

структура предприятия  и др.  

Прежде всего  нужно отметить, что бухгалтерский  учет своей хозяйственной деятельности должны вести все юридические  лица не зависимо от организационно-правовой формы, а физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской  деятельностью, ведут учет своих  доходов и расходов в соответствии с действующим налоговым законодательством.  

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 48 – 123) юридическим лицом  признается организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.  

Юридические лица обязаны иметь самостоятельный  баланс.  

Коммерческие  организации – юридические лица, имеющие основной целью своей  деятельности получение прибыли  и распределения её между участниками, некоммерческие организации не имеют  основной целью получение прибыли (благотворительные фонды и др.) Коммерческие юридические лица могут  создаваться в форме товариществ, обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных  предприятий.  

Хозяйственные товарищества:  

Полное  

– на вере (коммандитное) участники  

– коммерческие организации или частные лица  

Общества: ООО, АО, ОДО – и в зависимости от участия одних обществ в других: зависимые и дочерние.  

Формы некоммерческих организаций:  

–      потребительские организации  

–      общественные и религиозные  

–      благотворительные фонды и др.  

Некоммерческие  организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они  созданы.  

Допускается создания объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций или союзов.  

Все юридические  лица подлежат государственной регистрации. Принципиальным здесь является то, что юридическое лицо считается  созданным не с момента принятия решения об образовании юридического лица, а с момента государственной  регистрации. Юридическое лицо действует  на основании устава и/или учредительного договора.  

В условиях многообразных  форм собственности и различных  организационно-правовых форм на предприятиях по-разному формируются финансовые ресурсы. Так, на государственных предприятиях основным источником средств являются средства, полученные от государства; кроме того, такие предприятия  для увеличения своего имущества  могут использовать прибыль, амортизационные  отчисления, кредиты банков.  

У предприятий  других форм собственности (негосударственных) источником финансовых ресурсов кроме  прибыли, амортизации, кредитов банков являются средства, полученные от продажи  ценных бумаг, взносы акционеров в АО, паевые взносы учредителей и другие поступления, не противоречащие законодательству.  

Все это вызывает особенности бухгалтерского учета  формирования уставного капитала, расчетов с учредителями, акционерами и  инвесторами.  

Создание совместных предприятий потребовало переход  российских предприятий на унифицированные  стандарты, так как отношения  между предприятием с участием иностранного капитала, иностранными инвестициями и его финансовыми кредиторами  существенно меняются с выходом его на международные рынки. В этом случае при организации учета на предприятии возникает необходимость удовлетворять информационные запросы не только российских, но и внешних кредиторов за рубежом.  

На организацию  учета на предприятии оказывает  влияние и отраслевая специфика. В зависимости от отраслевой специфики  в организации бухгалтерского учета  следует обращать внимание на объекты  бухгалтерского учета, определяющиеся хозяйственной деятельностью предприятия.  

На организацию  учета на предприятии оказывает  влияние структура самого предприятия, то есть наличие филиалов, представительств, дочерних предприятий и др., выделенных на отдельный (самостоятельный) баланс. В этих условиях необходимо организовать учет расчетов с этими подразделениями, составлять сводную консолидированную  отчетность.  

Предприятию предоставлено  право осуществлять внешнеэкономическую  деятельность. В этом случае должен быть организован учет экспортно-импортных  и валютных операций.  

Кроме производственных подразделений, на предприятии могут  быть непромышленные производства и  хозяйства. Их наличие требует разделения учета промышленных и непромышленных хозяйств. Это необходимо для определения  себестоимости промышленной продукции  и продукции и услуг непромышленных хозяйств, а также для контроля за сметами расходов.  

В зависимости  от величины предприятия по-разному  организуется структура бухгалтерской  службы.  

Таким образом, среди основных факторов, влияющих на организацию бухгалтерского учета  на том или ином предприятии можно  выделить: ·  

Информация о работе Основы организации бухгалтерского учета на предприятии