Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:14, реферат

Краткое описание

Бухучет является системой, которая измеряет параметры деловой активности и предсталяет их в виде отчетов и конечных выводов для принятия решений руководством компании. Финансовые отчеты – это документы, которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.
Приносит ли наш бизнес прибыль? Надо ли нам открыть новую линию по производству женской одежды? Достаточны ли объемы продаж, что бы гарантировать открытие нового филиала? Большинство правильных ответов на подобные вопросы содержатся в бухгалтерской информации.

Файлы: 1 файл

Что такое бухгалтерский учет.docx

— 47.54 Кб (Скачать)

Объектами бухгалтерского учета  являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Объекты подразделяются на три взаимосвязанных  раздела: имущество организации  по составу и размещению; имущество  организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи.

Предмет бухгалтерского учета.

Предметом бухгалтерского учета  является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий).

Элементы метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета  охватывает способы и приемы, при  помощи которых изучается предмет  бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.

Документация – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

Счета бухгалтерского учета – способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Денежная оценка – денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.

Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату; состоит из двух частей – актива и пассива.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерский баланс.

Понятие и построение бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о  финансовом положении организации  за отчетный период. Существуют различные  виды бухгалтерских балансов:

  • периодический (месячный, квартальный);
  • годовой - составляется по итогам года;
  • вступительный – составляется при создании новой или при преобразовании ранее действующей организации;
  • соединительный – составляют при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо;
  • разделительный – составляется, когда из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций;
  • санируемый – составляется при приближении организации к банкротству;
  • ликвидационный – составляется с начала ликвидационного периода;
  • сводный – составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организации; в основном им пользуются министерства, ведомства и концерны;
  • сводно-консолидируемый – составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически; такими балансами пользуются холдинговые компании, головные организации во взаимоотношениях со своими дочерними и зависимыми обществами;
  • баланс-брутто – бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи (счета 02, 05);
  • баланс-нетто – бухгалтерский баланс без регулирующих статей.

Бухгалтерский баланс, составленный на определённую дату, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и  обобщения имущества организации  по составу и размещению, а также  по источникам его формирования (собственные  и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке.

По своему строению баланс имеет вид двухсторонней таблицы, в левой части которой отражается предметный состав, размещение и использование  имущества организации; она называется активом баланса. Актив признается в бухгалтерском балансе тогда, когда в будущем вероятно получение  организацией экономических выгод  от этого актива и когда стоимость  измерена с достаточной степенью надежности. Правая часть называется пассивом баланса и показывает величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность организации, форму его участия в создании имущества. Каждый отдельный вид имущества в активе и пассиве называется статьей баланса. Итоги актива и пассива должны быть абсолютно равны (А=П), так как обе части баланса показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе – по вещественному составу и их функциональной роли, т.е. в чем оно размещено и какую функцию они выполняют в организации; в пассиве – по источникам образования имущества, т.е. от кого и сколько получено средств. Итоги по активу и пассиву баланса называют валютой бухгалтерского баланса.

При составлении баланса  следует исходить из требований:

  • Правдивости баланса. Все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.
  • Реальности баланса. Оценка статей баланса соответствует действительности.
  • Единства баланса. Построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки.
  • Преемственности баланса. Каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего.

Ясности баланса. Баланс должен быть представлен в форме, доступной для понимания внутренними и внешними пользователями информации.

Содержание и структура  баланса.

Согласно законодательным  документам, все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности, составляют бухгалтерский баланс по единой форме. Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив, каждый из которых состоит из разделов. При этом актив баланса включает два раздела («Внеоборотные активы» и «Оборотные активы»), а пассив баланса состоит из трех разделов («Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства»).

Типовые изменения баланса  под влиянием хозяйственных операций.

Возникающие в процессе деятельности организации многочисленные хозяйственные  операции не нарушают равенства итогов актива и пассива баланса, в то время как суммы в разрезе  отдельных статей и итоги баланса  могут меняться. В зависимости  от характера изменений статей баланса  хозяйственные операции можно разделить  на четыре типа.

Первый тип  хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса (А+С–С=П): одна его статья увеличивается, другая - уменьшается на сумму хозяйственной операции, т.е. видоизменяются состав хозяйственных средств, их размещение. Итог баланса не изменяется. К операциям первого типа относятся все операции по использованию материальных ценностей в процессе производства, по выпуску готовой продукции из производства, погашению дебиторской задолженности, получению денежных средств в кассу наличными с расчетного счета и др.

Второй тип  хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса (А= П+С–С): одна его статья увеличивается, другая - уменьшается, т.е. видоизменяются источники хозяйственных средств. Итог баланса не изменяется. К операциям этого типа относятся все хозяйственные операции по удержаниям из заработной платы, образованию резервного фонда (капитала) за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, пополнению уставного капитала за счет добавочного, по начислению дивидендов за счет нераспределенной прибыли и др.

Третий тип  хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей (А+С=П+С). Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву. К данному типу операций относятся зачисление средств в счет задолженности по вкладам в уставный капитал, начисление амортизации по основным средствам, нематериальным активам, начисление социального налога, заработной платы за счет себестоимости продукции, получение кредитов, авансовые поступления от заказчиков и др.

Четвертый тип  хозяйственных операций вызывает изменения в активе баланса и в пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей (А-С=П-С). Итог баланса также уменьшается на сумму хозяйственной операции. К этому типу относятся операции по оплате всех видов кредиторской задолженности (бюджету, арендодателям, поставщикам, рабочим и служащим), зачету ранее полученных авансов и др.

Система счетов и  двойная запись.

Понятие бухгалтерских счетов.

Бухгалтерский счет – это  основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений. Счета бухгалтерского учета –  это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества  по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных  операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных  и трудовых измерителях.

Каждый счет представляет собой двухстороннюю таблицу: левая  сторона счета – дебет (от латинского слова «должен»), правая сторона  – кредит (от латинского слова «верит»). Для одних счетов дебет означает увеличение, кредит – уменьшение. А для других, наоборот, дебет – уменьшение, а кредит – увеличение.

В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Счета являются активными  по: экономическому содержанию (когда  счета предназначены для учета  имущества по наличию, составу и  размещению); отражению в балансе (если счета/статьи расположены в  активной части баланса); сальдо (если счета имеют дебетовый остаток).

Счета считаются пассивными по: экономическому содержанию (когда  счета отражают учет имущества по источникам его образования); отражению  в балансе (если счета/статьи расположены  в пассивной части баланса); сальдо (если счета имеют кредитовый остаток).

Кроме активных и пассивных  счетов, в практике бухгалтерского учета используются активно-пассивные  счета, которые могут иметь дебетовое  или кредитовое сальдо одновременно. Если по активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показывает конечный итог от противоположных  операций. В отдельных случаях  в активно-пассивных счетах результативное сальдо вывести нельзя; это бывает тогда, когда результативное сальдо искажает учетные показатели.

Двойная запись хозяйственных  операций по счетам.

Двойная запись - это запись, в результате которой каждая хозяйственная  операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета  и одновременно в кредит другого  взаимосвязанного с ним счета  на одинаковую сумму. Метод двойной  записи обуславливает существование  таких понятий, как корреспонденция  счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов – это  взаимосвязь между счетами, возникающая  при методе двойной записи. Бухгалтерская  проводка – это оформление корреспонденции  счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащий регистрации. В бухгалтерском  учете кроме простых проводок применяются сложные проводки, в  которых: дебетуется один счет и одновременно кредитуется несколько счетов (сумма  кредитуемых счетов равна сумме  дебетуемого счета); кредитуется один счет и одновременно несколько счетов дебетуется (сумма дебетуемых счетов равна сумме кредитуемого счета).

Синтетические и аналитические  счета.

В бухгалтерском учете  для получения различной информации используется три вида счетов. По степени  их детализации они подразделяются на синтетические, аналитические и  субсчета.

Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе (счета 01, 10, 50, 51, 43, 41, 70, 80 и  др.).

Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая  данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях (счета 41, 60 и др.).

Субсчета, являясь промежуточными счетами между синтетическими и  аналитическими, предназначены для  дополнительной группировки аналитических  счетов в пределах данного синтетического счета. Учет в них ведется в  натуральных и в денежных измерителях. Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько  субсчетов – один синтетический  счет (напр., нефть, керосин и др. –  субсчет 10-3 «Топливо» - счет 10 «Материалы»).

В бухгалтерском учете  используется синтетический и аналитический  учет. Синтетический учет – это  учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который  ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический  учет – это учет, который ведется  в лицевых и иных аналитических  счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных  операциях внутри каждого синтетического счета.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета