Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли ( CVP – анализ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:43, контрольная работа

Краткое описание

Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности. Таким образом, мы подходим к понятию безубыточности.

Оглавление

Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли ( CVP – анализ) …………………………………….….3
Стратегическое управление издержками……………………...…14
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ.doc

— 150.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

  1. Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли ( CVP – анализ) …………………………………….….3
  2. Стратегическое управление издержками……………………...…14

Список использованной литературы

1. Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли

Исходные  допущения

Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в  том, что этот подход позволяет

  • оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции,
  • установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии и
  • спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.

Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия,  которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уровне близком к уровню полной мощности. Однако, несмотря на это предприятия могут быть убыточными. Причин для этого может быть очень много, например, задержки в реализации, дефицит комплектующих  элементов, плохое качество сырья; недостаточный объем рынка; плохое качество продукции; ценовая система и т. д.

Если предприятие  функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности. Таким образом, мы подходим к понятию безубыточности.

Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ), как его иногда называют - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.

В процессе проведения анализа  безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются  следующие допущения.

  1. Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции.  Издержки подразделяются на постоянные и переменные
  2. Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.
  3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль,  а не чистая прибыль.

  Все последующие вопросы анализа безубыточности будут рассматриваться в основном в рамках этих допущений.

Следует особенно остановиться на практической философии CVP-анализа. В практике финансового менеджмента различают два базиса анализа и планирования:

  • ресурсный
  • денежный.

В соответствии с ресурсным базисом объектом анализа и планирования являются выручка, как поток входных ресурсов предприятия, и валовые издержки, как поток выходных ресурсов. Разница между потоком входных и выходных ресурсов рассматривается как конечный результат анализа. И в рамках CVP-анализа этот результат измеряется операционной прибылью. Следует подчеркнуть, что величина операционной прибыли лишь косвенно отражает суммарный денежный поток вследствие операционной деятельности. Оценка и планирование этого денежного потока есть предмет анализа, который проводится с использованием денежного базиса. Этот вопрос рассмотрен в следующем третьем разделе данной книги. Пока же мы будет анализировать и планировать исключительно операционную прибыль. Наличие операционной прибыли в конкретный период времени еще не означает, что предприятие будет иметь адекватный денежный поток, так его величина определяется динамическим состоянием оборотных средств и задолженностей предприятия. Но если предприятие в течение ряда периодов не в состоянии генерировать операционную прибыль, то ожидать положительного денежного потока не приходится. Говоря языком математики, наличие операционной прибыли является необходимым, но не достаточным условием способности предприятия генерировать деньги. Таким образом, в дальнейшем в рамках данной главы предметом анализа является это «необходимое условие».

В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль. Формат этого отчета представлен в табл.1. Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты. Данный формат не может быть использован для целей планирования, поскольку не позволяет проследить изменение издержек в связи с изменением объема реализации товара.

 

Таблица 1. Традиционный формат отчета о прибыли

Выручка от продажи (без  НДС)

 

120,000

Минус производственные издержки

 

60,000 

Валовый доход

 

60,000

Минус непроизводственные издержки:

   

Реализационные

31,000

 

Административные

19,000

50,000

Чистая прибыль (до налогов)

 

10,000


 

Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода” (Contribution Format), который представлен в таблице 2.

 

Таблица 2. Формат отчета о прибыли на основе «вложенного дохода»

Выручка от продажи (без  НДС)

 

120,000

Минус переменные издержки:

   

Производственные

20,000

 

Реализационные

6,000

 

Административные

4,000

30,000

Вложенный доход

 

90,000

Минус постоянные издержки:

   

Производственные

40,000

 

Реализационные

25,000

 

Административные

15,000

80,000

Чистая прибыль

 

10,000


 

Конечный результат  получился закономерно таким  же, как и в предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент - вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли. Многие авторы используют другие переводы этого термина: «вклад на покрытие», «маржинальный доход», «валовая маржа».

Для целей детального анализа используется более подробный  формат, представленный табл. 3. Здесь появляется новый элемент для анализа - вложенный доход на единицу продукции, который  остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.

 

Таблица 3. Аналитический формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода

 

Всего(руб.)

На единицу продукции (руб.)

Процент

Выручка(500 единиц продукции)

250,000

500

100 %

Минус переменные издержки

150,000

300

60 %

Вложенный доход

100,000

200

40 %

Минус постоянные издержки

80,000

   

Чистая прибыль

20,000

   

 

Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет  о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:

 

Всего

На штуку

Процент

Выручка (400 штук)

200,000

500

100 %

Минус переменные издержки

120,000

300

60 %

Вложенный доход

80,000

200

40 %

Минус постоянные издержки

80,000

   

Чистая прибыль (убыток)

0

   

 

Из приведенных численных  данных следует, что  если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название «точки безубыточности» (break-even point).

 

 

 

Точка безубыточности

  • объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или
  • объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.

Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции. 

 

Расчет и  анализ точки безубыточности

 

Для расчета точки  безубыточности используются простые  соотношения, основанные на балансе  выручки:

Выручка  = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.

Пусть для примера  исходные данные имеют следующий  вид:

 

 

На ед.прод.

Процент

Цена единицы продукции

500 руб.

100 %

Переменные издержки

300 руб.

60 %

Единичный вложенный  доход

200 руб.

40 %


 

  Постоянные издержки  составляют 80,000 руб. в месяц.

Если  X - точка безубыточности в единицах продукции, то с помощью  основного уравнения, получим

            500X = 300X + 80,000 + 0,

откуда X = 400 единиц продукции, или (в рублях) 500 x 400 = 200,000.

Более общая схема рассуждения  имеет следующий вид.  Пусть p - цена единицы продукции, а Q - объем производства за некоторый промежуток времени. Запишем основное уравнение модели, символизирующее тот факт, что прибыль до выплаты налогов NI определяется суммарной выручкой за вычетом всех постоянных и переменных издержек

       

где F - величина постоянных издержек за период времени, а v - величина переменных издержек на единицу продукции.

Точка безубыточности (BEP) по определению соответствует условию NI = 0, откуда

.        

Таким образом, для того, чтобы рассчитать точку безубыточности необходимо величину постоянных издержек разделить на разницу между ценой продаж продукции и величиной переменных издержек на единицу продукции. Последняя носит название единичного вложенного дохода (Unit Contribution Margin).

Если задача заключается в определении целевого объема продаж QT, т.е. такого значения объема продаж, которое соответствует заданному значению прибыли NIT, то используем аналогичное соотношение

       

откуда 

 Важной характеристикой успешной работы предприятия является величина запаса безопасности (Safety Margin), которая в относительной форме определяется в виде разности между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности

Чем выше этот показатель, тем безопаснее себя чувствует предприятие  перед угрозой негативных изменений (уменьшении выручки или увеличения издержек).  

Сущность анализа безубыточности полностью раскрывается на графике безубыточности (см. рис. 1). Этот график показывает объем произведенной продукции в натуральном выражении на горизонтальной оси и величину дохода или издержек в стоимостном выражении на вертикальной оси. Можно было бы построить аналогичный график, откладывая по горизонтальной оси объем выпуска в процентах к полной мощности.

Информация о работе Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли ( CVP – анализ)