Организация, оформление и учет депозитных операций физических лиц в кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Нигде в мире банковские депозиты никогда не были инструментом зарабатывания денег и служили скорее для защиты от инфляции. Даже в России, когда ставки по вкладам поднимались до заоблачных высот, они редко опережали инфляцию. И только сейчас, когда инфляция неуклонно снижается, у россиян появилась редкая возможность немного заработать на банковских вкладах

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
3
1.
Теоретическая часть…………………………………………………….
5
1.1
Организация, оформление и учет депозитных операций физических
лиц в кредитных организациях………………………………………..

5
1.2
Сущность депозитных операций………………………………………
6
1.3
Работа по открытию депозитных счетов, организация учета депозитных операций……………………………………………………

9
2.
Практическая часть………………………………………………………
17

Заключение……………………………………………………………….
29

Список использованной литературы…………………………………...
30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.68 Кб (Скачать)

10. В случае задолженности  по арендной плате клиент может   получить доступ к сейфу лишь  после уплаты суммы задолженности  с коэффициентом 1,2 за каждый месяц пользования.

В Федеральном Собрании РФ находится на рассмотрении ряд законопроектов, принятия которых позволило бы снять  социальную напряжённость в обществе и обеспечить законодательную основу для проведения мероприятий по финансовому  оздоровлению банковской системы. Один из важнейших среди них – это  законопроект «О государственном гарантировании вкладов граждан в банках». Социальная значимость принятия данного закона очевидна. Проблема страхования банковских вкладов решается в России уже  более шести лет. Однако пока не только не принят Закон «О гарантировании вкладов граждан в банках», но и не получил одобрение Закон  «О государственных чрезвычайных мерах  по защите вкладов населения в  банках РФ». Такое положение дел связано прежде всего с проблемой нахождения источников средств для создания страхового фонда, заинтересованностью банков в отчислении страховых выплат, наделением фонда функцией контроля за деятельностью банков.

Однако его решение  было принято лишь в рамках антикризисных  мер государства. Так, Центральный  Банк РФ разработал порядок принятия Сберегательным банком обязательств коммерческих банков по вкладам населения, предусматривающий  перевод вкладов в рублях и  вкладов в иностранной валюте, пересчитанных в рубли по курсу  Банка России, действовавшему на 1 сентября 1998г. Иные обязательства коммерческих банков, в том числе по ценным бумагам, и обязательства перед  юридическими лицами не применялись. Данный порядок распространялся на вклады тех вкладчиков, которые выразили на заключение договора со собственниками.

Проблемы построения механизма  страхования как средства минимизации  потерь общества из-за банкротства  остается первоочередной и требует  безотлагательного решения в  силу продолжающихся банкротства.

В настоящее время законодательство России предусматривает четыре различных  способа различных защиты интересов  индивидуальных вкладчиков. Первые три  способа предусмотрены Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности», четвертый – Федеральным законом  «О Центральном Банке РФ (Банке  России)».

Первый  способ. Банки обязаны выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных и денежных средств. Средства фондов обязательного резервирования использовались Центральным Банком в случае банкротства банков для компенсации вкладов гражданам.

Второй  способ. Государством гарантируется сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством и банках, в установленном капитале, которых государству принадлежит более 50% голосующих акций. Предоставление государственных гарантий, таким образом, распространяется и на вклады физических лиц, хранящихся в Сберегательном банке.

Третий  способ. Банк России требует от банков  получения лицензий на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц. Более того, это право предоставляется вновь создаваемым банкам, с даты регистрации которых прошло не менее двух лет.

Четвертый способ. Банк России ограничивает коммерческие банки от принятия повышенного риска по вкладам физических лиц. В соответствии с инструкцией №1 ЦБ «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» максимальный размер привлеченных денежных вкладов населения установлен в размере 100% от величины капитала6

Одной из первоочередных задач  государства является создание Федерального фонда обязательного страхования  вкладов. В соответствии с Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности»  предусмотрено создание Федерального фонда обязательного страхования вкладов. Участниками этого Фонда являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Кроме того, предусматривается возможность создания фондов добровольного страхования вкладов.

Действующий в настоящее  время порядок защиты индивидуальных вкладчиков имеет ряд серьёзных  проблем. Одна из наиболее важных заключается  в том, что вкладчики Сбербанка  получают государственные гарантии, в то время как вкладчики частных  коммерческих банков могут иметь  защиту лишь в рамках создания добровольного  фонда. Эти фонды в российских условиях не получили широкого распространения. Другая проблема состоит в том, что  государственные гарантии Сбербанку  практически создают ему значительные преимущества при конкуренции с  участниками рынка частных вкладов.

Такой подход законодателя в определенной мере предопределил  отток вкладов из коммерческих банков. У коммерческих банков остается не так много альтернативных возможностей в конкурентной борьбе за привлечение частных вкладчиков в условиях общего недоверия к банковской системе.

Построение системы страхования банковских депозитов должно базироваться на следующих основных положениях:

1. Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков, независимо от их финансового положения. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системе.

2. Фонд страхования банковских  депозитов должен иметь государственное  управление, так как в условиях  глубокого финансового кризиса  именно государству отводится  первостепенная роль в финансовом  оздоровлении экономики. Совместное  управление страховым фондом  возможно лишь в перспективе,  поэтому вопрос о страховом  фонде как независимой от государства  организации, на наш взгляд, преждевременен.

3. Членство в Государственном фонде страхования депозитов должно стать необходимым требованием получения лицензии ЦБ на право привлечения средств физических лиц.

4. Объектами страхования в первоочередном порядке должны стать  депозиты физических лиц, а в перспективе и депозиты юридических лиц.

5.В объекты страхования должны быть включены валютные депозиты  резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.

6. Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.

7. Определение ставок  страховых платежей должно быть  дифференцированным в зависимости  от степени риска конкретного  банка. Поэтому необходима разработка  системы оценки страхового риска  для проведения дифференциации  страховых взносов, уплачиваемых  банками с различным финансовым  положением.

8. Государственный страховой  фонд в тесном взаимодействии  с ЦБ, с нашей точки зрения, должен иметь право на разработку  конкретных мер по оздоровлению  финансового состояния страны. Это  связано с тем, что в рамках  страхового фонда обязательно должны проводиться процедура обследования финансового положения коммерческих банков, а также контроль за их деятельностью. Делать это необходимо в целях обеспечения сохранности средств вкладчиков, эффективного взимания страховых взносов и своевременного возврата средств в случае банкротства банка. Однако сейчас совершенно неопределенной остается возможность наделения Фонда функцией контроля за деятельностью банков.

9. Участие ЦБ в Фонде  должно выражаться в том числе  и в виде возможности открытия  кредитной линии в случае недостаточности  средств.

10. Форма собственности  Фонда должна быть смешанной.

Учредителями фонда должны стать в первую очередь ЦБ, Ассоциация российских банков, Антимонопольный комитет и другие организации. Участие банков может быть либо прямым, либо косвенным (через ассоциации).

Введение смешанной системы  защиты депозитов в России обеспечило как бы прямую защиту вкладчиков (когда  вкладчик в случае банкротства получает из фонда определенную сумму в  пределах страхового покрытия), так  и косвенную защиту (когда ЦБ совместно  с фондом принимает меры по финансовому  оздоровлению проблемного банка). Поэтому, для создания эффективной системы  страхования банковских депозитов  необходимо изменить подход к решению  проблемы. Субъектом страхования  и защиты должен стать не отдельный  вкладчик, а банк со своими вкладчиками, то есть эффективная защита предполагает одинаково хорошее выполнение функций страхования, так и функции контроля и надзора за финансовым состоянием коммерческих банков.

Несмотря на значительные трудности в нахождении источников первоначального капитала Фонда  и слабую мотивацию для вступления коммерческих банков в систему страхования, принятие основных принципов формирования системы защиты депозитов окажет благоприятное психологическое  воздействие на владельцев денежных средств и финансовых институтов: возрастет степень доверия к банковской системе, повысится доля привлекаемых средств в коммерческих банках.

Для создания эффективной  системы страхования банковских депозитов в России наиболее полезным с точки зрения экономического, социального  и политического развития является опыт систем страхования стран Восточной  Европы (Болгарии, Польши, Румынии, Венгрии  и др.). Проблемы защиты вкладчиков в  этих странах имеют много общего с российскими. Переход к рыночной экономике предполагал проведение радикальных банковских реформ: создание двухуровневой банковской системы, становление банков как самостоятельных  финансовых институтов, формирование нового типа независимого центрального (государственного) банка. Все это  привело к необходимости формирования новой системы вкладов, ответственность  за сохранность которых должны брать  на себя и государство в лице центрального банка, и сами банки. Поэтому в  условиях переходного периода во многих странах Восточной Европы формируется смешанная система  защиты вкладов.

Так, в Венгрии принят закон о государственном фонде  страхования вкладов, фонд фактически создан и функционирует с преимущественно  государственным управлением и  негосударственными источниками финансирования. Деятельность фонда освобождена  от налогообложения. В его функции  входят не только взимание страховых  взносов и выплата страховых  премий, но и право принимать меры, предупреждающие банкротство финансового  института. Кроме того, политика фонда  ориентирована на преимущественную защиту интересов мелких и средних  банков и вкладчиков. Объектами страхования  являются депозиты как физических, так и юридических лиц. На наш  взгляд, эти положения целесообразно  заложить в основу построения российской системы страхования депозитов.

 

 

 

2. Практическая  часть

1. Составить баланс банка АКБ «Студенческий» К\с 30101810200000000911, БИК 047501911 на основании приведенных остатков на счетах по предлагаемой таблице: (в тыс. руб.)

№ счета

Наименование статьи

сумма


 

Остатки:

1)Денежные средства в  кассе банка- 15094 (в том числе  в рублях 8243; в долларах США- 6851; 

2)расчетные счета коммерческих  организаций-49649(в том числе в  рублях 29851; в долларах США- 19798);

3)счета «ностро»-42902(в  том числе в рублях-26455; в долларах  США-16447);

4)вложения в прочие  долговые обязательства-10105;

5)счета «лоро»- 167060 (в том  числе в рублях 29851; в долларах  США- 137209);  

6)выпущенные банковские  векселя - 42950 (в том числе сроком  до одного месяца- 7760; сроком  от 91 до 180 дней- 35190);

7)корреспондентские счета  кредитной организации в Банке  России- 281600;

8)вклады всего- 1549(в том  числе до востребования- 320; на  срок от 1 года до 3 лет- 1229);

9)межбанковские кредиты  предоставленные -175879 (в том числе  на 1 день- 124275; на срок от 91 до 180 дней- 51604);

10)межбанковские депозиты-107891 (в том числе на 1 день-57125; на  срок свыше 3 лет- 50766);

11) авансы поставщикам- 1156;

12) акции кредитных организаций- 399;

13) начисленные взносы во внебюджетные фонды- 17518;

14) расходы будущих периодов по кредитным операциям- 1257;

15) основные средства- 6473;

16) использование прибыли отчетного года- 15154;

17) доходы будущих периодов по кредитным операциям-59808;

18) резервы под возможные потери по ссудам- 13749;

19) фонд накопления- 106325;

20) амортизация основных средств- 1421;

21) резервный фонд-229;

22) накопленный процентный  доход, уплаченный при приобретении- 18200.

2. На основании приведенных  операций за 20.11 составить ведомость  проводок и план-схемы лицевых  счетов:

№ п\п

Содержание операции

Сумма в рублях

1

Внесена на расчетный счет ОАО «Весна» выручка от реализации продукции

43569

2

Зачислена на расчетный счет ОАО «Град» 40702810900000000513 инкассированная  выручка до ее пересчета

15790

3

Зачислены кредитовые поступления:

-ОАО«Марс» (поступили  из другого банка);

- ОАО «Весна» (от клиента  этого же банка ОАО «Ветер»).

 

23550

1235

4

Представлены к оплате ОАО «Град» следующие документы:

-п\п № 15 взносы в  негосударственный пенсионный фонд

-п\п № 13 перечисление  подоходного налога

-п\п № 14 оплата бензина

 

 

13200

 

4800

19200

5

Получены денежные средства на выплату заработной платы работникам ОАО «Марс» р\с 40702810300000000412

12150

6

Реализованы долговые ценные бумаги в количестве 100 штук по цене 1010 рублей (эмитированные 01.01 номинал 1000, доходность 12% годовых), приобретенные 03.05 по номиналу

?

7

Предоставлено заявление  ОАО «Марс» на открытие аккредитива

18508

8

Поступило наличными от ОАО  «Град»

22350

9

Начислен износ на основные средства

164520

10

Произведен пересчет инкассированной  выручки ОАО «Град»

15890

11

В адрес АОА «Марс» поступило  п\т № 18 за купленные кондитерские изделия

25470

12

Произведена переоценка валюты (курс текущего дня 30,2; курс ЦБ 31,5)

?

13

Выданы подотчет работнику  банка денежные средства

35600

14

Выдан аванс в обменный пункт

- рубли

- доллары США 200

(курс ЦБ-31,5;  курс покупки-30,0; курс продажи- 32,0)

 

7300

?

15

п\т № 18 ОАО «Марс» акцептовано  в полной сумме

 

?

16

Операции обменного пункта:

- продано 100 долларов США

- куплено 200 долларов США

 

?

?

15

По окончании операционного  дня остаток средств из обменного  пункта сдан в кассу банка

?

Информация о работе Организация, оформление и учет депозитных операций физических лиц в кредитных организаций