Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 01:16, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе природоохранной деятельности предприятия в соответствии со спецификой его производства.
Цель курсовой работы определила постановку следующих задач:
- определить теоретические и методологические особенности учета и анализа природоохранной деятельности предприятий, раскрыть их сущность, назначение и дать научно обоснованную характеристику;
- определить основные объекты и цели учета природоохранной деятельности предприятий;
- обосновать значение и уточнить классификацию расходов на
природоохранную деятельность предприятий.
Объектом исследования является природоохранная деятельность ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть».
Введение………………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность природоохранных мероприятий………………5
1.1. Понятие, значение и классификация природоохранных мероприятий..5
1.2. Особенности природоохранной деятельности в России…………………8
1.3. Государственные органы, регулирующие природопользование……...11
2. Содержание и учёт природоохранной деятельности предприятия……….14
2.1. Сущность природоохранных мероприятий на предприятии и их классификация…………………………………………………………………...14
2.2. Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды………………16
2.3. Экологический паспорт предприятия……………………………………...20
2.4. Учёт и отчётность о расходах на природоохранные мероприятия………24
3. Учёт затрат на природоохранные мероприятия ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и платежи по ним…………………………………….30
3.1. Краткая характеристика деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»…………………………………………………………30
3.2. Экологический менеджмент ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»..31
3.3. Учёт затрат на предприятии………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...38
3) доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
4) доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
5) доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
6) доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных, бессточных и т.п.) в общих затратах на НИОКР;
7) доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на природоохранную деятельность в общем объеме этих затрат предприятия[11].
Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.
Работа по составлению экологического паспорта оплачивается предприятием по договоренности с коммерческой организацией. При выдаче разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ региональное отделение Госкомэкологии получает от предприятия сумму в размере 10% договорной стоимости составления экологического паспорта коммерческой организацией.
Экологический
паспорт подписывается
2.4. Учёт и отчётность о расходах на природоохранные мероприятия
В
настоящее время нет
За последние пятнадцать лет элементы экологической отчетности были законодательно введены в некоторых странах, включая Данию (Green Accounts,1995), Нидерланды (Environmental Reporting Decree,1999), Норвегию (Accounting Act Regnskapsloven,1999), Францию (Decree 2002-221,2002) и др. В Великобритании готовящееся законодательство (Operating and Financial Review) будет требовать от компаний обязательного раскрытия информации по экологическим и социальным вопросам. Появились и добровольные принципы руководства, направленные на улучшение качества отчетности, такие как Глобальная инициатива по отчетности об устойчивом развитии(GRI), UN Global Compac, The Natural Step и многие другие[7].
Обработка и представление информации об охране природы требует использования обоснованной классификации расходов и затрат на эти мероприятия. Очевидно, что не может быть одной классификации природоохранных расходов, т.к. эта информация обрабатывается в разных системах учета - в статистическом, оперативном, финансовом, управленческом, налоговом учете. Пользователи подобной информации имеют различные цели и используют разную методологию и методику обработки информации о расходах на природоохранные мероприятия. Одни авторы предлагают узкий перечень расходов, другие - более широкий. По нашему мнению, с точки зрения финансового учета наиболее оптимальным является подход, когда существует ограниченный перечень расходов на природоохранные мероприятия, что позволяет легче сформировать сопоставимые данные. Отметим трудности, связанные с выделением рассматриваемых расходов в финансовом учете:
1) на практике трудно разграничить затраты, связанные с производством продукции, работ, услуг и затраты на природоохранные мероприятия в силу того, что положительный экологический эффект является результатом улучшения технологического процесса или внедрения в него. Причиной покупки более экологичного оборудования или изменения производственного процесса является, как правило, стремление получить больший коммерческий эффект, конкурентные преимущества. Уменьшение отходов или снижение выбросов - это попутно достигаемый эффект;
2) часть расходов на природоохранные мероприятия осуществляются «на конце трубы», так называемые инвестиции в технологию очистки в конце производственного цикла;
3) необходимо иметь методику, по которой выделяются и классифицируются указанные расходы.
Расходы на природоохранные мероприятия являются составной частью расходов организации при условии, что они приводят к уменьшению экономической выгоды. Сегодня основные формы финансовой отчетности не содержат отдельной статьи для этих расходов. Отсутствие единого стандарта представления информации о природоохранной деятельности вынуждает компании самостоятельно выбирать направления и подробность представления такой информации. Зачастую в качестве основы для классификации рассматриваемых расходов в финансовом учете организации используют классификации, разработанные в системе статистического учета.
Например, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при изучении расходов на охрану окружающей среды в различных странах была предложена следующая классификация расходов:
-
контроль и снижение
-
технологические
- мероприятия по охране природы;
- инвестиции и мероприятия в области питьевого водоснабжения и управления другими природными ресурсами.
В отечественной литературе расходы на природоохранные мероприятия, как часть расходов организации, классифицируются по многим признакам. Сотникова Л.В. подразделяет затраты на охрану окружающей среды на текущие и капитальные. К текущим затратам относятся: платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм); платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования; затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориального комитета по охране природы; текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения; расходы по захоронению экологически опасных отходов; расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов; расходы на очистку сточных вод; другие виды текущих природоохранных затрат. К затратам капитального характера относятся плата за экологическую экспертизу; затраты на строительство, приобретение, реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения.
В
отечественной системе
- текущие затраты организаций на охрану окружающей среды;
-
затраты на капитальный ремонт
основных фондов
-
капитальные вложения на
- содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, затраты на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов (частично), озеленение городов и промышленных центров;
-
затраты на научные
-
операционные расходы бюджета
на цели экологии: расходы на
содержание и деятельность
-
затраты на экологическое
Как показывает практика, отсутствие специального учетного стандарта, посвященного затратам на природоохранные мероприятия, не является препятствием для составления отчетности в этом направлении. Кроме того, В стандартах любой страны говорится о возможности преставления дополнительной информации вместе с финансовыми отчетами. Согласно мнению российских специалистов в области бухгалтерского учета и аудита (Е.А. Мизиковский, Т.Ю. Дружиловская, Ж.А.Морозова, А.С.Бакаев), отчет по природоохранным мероприятиям целесообразно составлять и представлять в тех отраслях экономики, в которых фактор защиты окружающей среды можно оценить как существенный.
Если
в организации существует потребность
в обособленном учете расходов на
охрану окружающей среды, выходом является
составление и утверждение
-
организация аналитического
-
создание системы
-
разработка форм внутренней и
внешней отчетности о затратах
на природоохранные
Эти решения должны быть оформлены как элементы учетной политики предприятия. Качественную основу для внутренних стандартов могут создать отраслевые указания и рекомендации, разработанные профессиональными бухгалтерскими некоммерческими организациями.
Разработка единой методологии преставления финансовой отчетности по природоохранным мероприятиям является вопросом не сегодняшнего, но завтрашнего дня. В.Качалин отмечает, что хозяйственная практика в различных секторах часто меняется, возникают новые направления и целые отрасли экономической деятельности, новые типы операций, для которых стандарты еще не были разработаны. В этих ситуациях отражение ряда важнейших показателей бухгалтерского учета и отчетности приобретает в значительной мере субъективную основу, ибо начинает зависеть от личного суждения и оценок ее составителей. Крайне важно, чтобы такие суждения и оценки строились в русле сложившихся принципов отражения учетных данных, т.е. на основе тех же принципов и концепций, которые служат гарантией интересов пользователей финансовой отчетности[6].
3. УЧЁТ ЗАТРАТ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ООО «ЛУКОЙЛ-КАЛИНИНГРАДМОРНЕФТЬ» И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ
3.1. Краткая характеристика деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»
Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» было образовано 8 сентября 1972 года. Его генеральным директором является Ю.С.Каджоян. Местонахождение придприятия: Россия, г.Калининград, ул.Киевская, 23.
Первый эшелон нефти, добытой на Красноборском месторождении, отправился от нефтеналивной эстакады станции Знаменск 14 февраля 1975 года. Добыча нефти год от года росла, открывались новые месторождения, бурились поисковые и эксплуатационные скважины, расширялась производственная база управления.
К
концу 2009 года ООО «ЛУКОЙЛ-
ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» помимо основного вида деятельности – нефтедобычи - осуществляет океанские буксировки и перевалку нефти, производит уникальные для России мобильные буровые установки, занимается строительством сложных металлоконструкций (морская ледостойкая платформа Д-6, стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал для Варандейского нефтяного терминала и др.), выполняет управление проектами обустройства морских месторождений углеводородов организаций Группы «ЛУКОЙЛ».
Калининградские нефтяники прошли путь от первой буровой - свидетельства рождения новой отрасли в области - до признания ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» одним из наиболее динамично развивающихся предприятий в России.
Предприятие, став дочерним обществом крупнейшей российской Нефтяной Компании «ЛУКОЙЛ», органично вписалось в её вертикально интегрированный комплекс.
Стратегическая цель Компании в XXI веке - стать одной из ведущих в мире, ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» поддерживает ее наращиванием производственной мощности своего предприятия. При этом достижение поставленных целей обеспечивается сбалансированным решением социально-экономических и экологических задач[20].
3.2. Экологический менеджмент ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»