Организация бухгалтерского учёта природоохранных мероприятий в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 01:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в анализе природоохранной деятельности предприятия в соответствии со спецификой его производства.
Цель курсовой работы определила постановку следующих задач:
- определить теоретические и методологические особенности учета и анализа природоохранной деятельности предприятий, раскрыть их сущность, назначение и дать научно обоснованную характеристику;
- определить основные объекты и цели учета природоохранной деятельности предприятий;
- обосновать значение и уточнить классификацию расходов на
природоохранную деятельность предприятий.
Объектом исследования является природоохранная деятельность ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Экономическая сущность природоохранных мероприятий………………5

1.1. Понятие, значение и классификация природоохранных мероприятий..5

1.2. Особенности природоохранной деятельности в России…………………8

1.3. Государственные органы, регулирующие природопользование……...11

2. Содержание и учёт природоохранной деятельности предприятия……….14

2.1. Сущность природоохранных мероприятий на предприятии и их классификация…………………………………………………………………...14

2.2. Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды………………16

2.3. Экологический паспорт предприятия……………………………………...20

2.4. Учёт и отчётность о расходах на природоохранные мероприятия………24

3. Учёт затрат на природоохранные мероприятия ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и платежи по ним…………………………………….30

3.1. Краткая характеристика деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»…………………………………………………………30

3.2. Экологический менеджмент ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»..31

3.3. Учёт затрат на предприятии………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованных источников…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсоваая.doc

— 172.00 Кб (Скачать)
n="justify">    2) доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия;

    3) доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;

    4) доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;

    5) доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;

    6) доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных, бессточных и т.п.) в общих затратах на НИОКР;

    7) доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на природоохранную деятельность в общем объеме этих затрат предприятия[11].

    Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.

    Работа  по составлению экологического паспорта оплачивается предприятием по договоренности с коммерческой организацией. При  выдаче разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ региональное отделение Госкомэкологии получает от предприятия сумму в размере 10% договорной стоимости составления экологического паспорта коммерческой организацией.

    Экологический паспорт подписывается руководителем  предприятия и руководителем  районной организации охраны окружающей среды и природных ресурсов. В последующем этот документ уточняется, в него вносятся необходимые изменения[16].

    2.4. Учёт и отчётность о расходах  на природоохранные мероприятия

    В настоящее время нет специального отечественного стандарта по финансовому учету и отчетности, который бы регулировал учет затрат на природоохранные мероприятия. Нет подобного документа и в системе европейских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и американской системе Общепринятых принципов бухгалтерского учета (US GAAP).

    За  последние пятнадцать лет элементы экологической отчетности были законодательно введены в некоторых странах, включая Данию (Green Accounts,1995), Нидерланды (Environmental Reporting Decree,1999), Норвегию (Accounting Act Regnskapsloven,1999), Францию (Decree 2002-221,2002) и др. В Великобритании готовящееся законодательство (Operating and Financial Review) будет требовать от компаний обязательного раскрытия информации по экологическим и социальным вопросам. Появились и добровольные принципы руководства, направленные на улучшение качества отчетности, такие как Глобальная инициатива по отчетности об устойчивом развитии(GRI), UN Global Compac, The Natural Step и многие другие[7].

    Обработка и представление информации об охране природы требует использования обоснованной классификации расходов и затрат на эти мероприятия. Очевидно, что не может быть одной классификации природоохранных расходов, т.к. эта информация обрабатывается в разных системах учета - в статистическом, оперативном, финансовом, управленческом, налоговом учете.  Пользователи  подобной информации имеют различные цели и используют разную методологию и методику обработки информации  о расходах на природоохранные мероприятия. Одни авторы предлагают узкий перечень расходов, другие - более широкий. По нашему мнению, с точки зрения финансового учета наиболее оптимальным является подход, когда существует ограниченный перечень расходов на природоохранные мероприятия, что позволяет легче сформировать сопоставимые данные.  Отметим  трудности, связанные с выделением рассматриваемых расходов в финансовом учете:

    1) на практике   трудно разграничить затраты, связанные с производством продукции, работ, услуг и    затраты на природоохранные мероприятия в силу того, что положительный экологический эффект является результатом улучшения технологического процесса или внедрения в него. Причиной покупки более экологичного оборудования или изменения производственного процесса является, как правило, стремление  получить  больший коммерческий эффект, конкурентные преимущества. Уменьшение отходов или снижение выбросов  - это попутно достигаемый эффект; 

    2) часть расходов на природоохранные мероприятия осуществляются «на конце трубы», так называемые  инвестиции в технологию очистки в конце производственного цикла;

    3) необходимо иметь методику, по которой выделяются и классифицируются указанные расходы.

    Расходы на природоохранные мероприятия  являются составной частью расходов организации при условии, что  они приводят к уменьшению экономической  выгоды. Сегодня основные формы финансовой  отчетности не содержат отдельной статьи для этих расходов. Отсутствие  единого стандарта представления информации о природоохранной деятельности вынуждает компании самостоятельно выбирать направления и подробность представления такой информации. Зачастую в качестве основы для классификации рассматриваемых расходов в финансовом учете организации используют классификации, разработанные в системе статистического учета.

    Например, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при изучении расходов на охрану окружающей среды в различных странах была предложена  следующая классификация расходов:

    - контроль и снижение загрязнения  (КСЗ);

    - технологические усовершенствования;

    - мероприятия по охране природы;

    - инвестиции и мероприятия в области питьевого водоснабжения и управления другими природными ресурсами.

    В отечественной литературе расходы  на природоохранные мероприятия, как  часть расходов организации, классифицируются по многим признакам. Сотникова Л.В. подразделяет затраты на охрану окружающей среды на текущие и капитальные. К текущим затратам относятся: платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм); платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования; затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориального комитета по охране природы; текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения; расходы по захоронению экологически опасных отходов; расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов; расходы на очистку сточных вод; другие виды текущих природоохранных затрат. К затратам капитального характера относятся плата за экологическую экспертизу; затраты на строительство, приобретение, реконструкцию и модернизацию  объектов природоохранного назначения.

    В отечественной системе статистического  учета  к расходам по природоохранной  деятельности относили следующие основные группы и виды затрат:

    - текущие затраты организаций  на охрану окружающей среды;

    - затраты на капитальный ремонт  основных фондов природоохранного  назначения;

    - капитальные вложения на охрану  окружающей среды (прямые и сопряженные);

    - содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, затраты на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов (частично), озеленение городов и промышленных центров;

    - затраты на научные исследования  в области охраны окружающей  среды и рационального использования природных ресурсов.

    - операционные расходы бюджета  на цели экологии: расходы на  содержание и деятельность государственных  органов в области охраны окружающей  среды, в т.ч. - оплата труда управленческих и контрольных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

    - затраты на экологическое образование  и просвещение (подготовку соответствующих  специалистов).

    Как показывает практика, отсутствие специального учетного стандарта, посвященного затратам на природоохранные мероприятия, не является препятствием для составления отчетности в этом направлении.   Кроме того, В стандартах любой страны  говорится о возможности преставления дополнительной информации вместе с финансовыми отчетами. Согласно мнению российских специалистов в области бухгалтерского учета и аудита (Е.А. Мизиковский, Т.Ю. Дружиловская, Ж.А.Морозова, А.С.Бакаев), отчет по природоохранным мероприятиям целесообразно  составлять и представлять  в тех отраслях экономики, в которых фактор защиты окружающей среды можно оценить как существенный.

    Если  в организации существует потребность  в обособленном учете расходов на охрану окружающей среды, выходом является составление и утверждение локальных  документов организации, которые также  называют  внутренними учетными стандартами организации. Для формирования достоверной, точной и своевременной информации о затратах на природоохранные мероприятия предприятиям необходимо принять решения по следующим вопросам:

    - организация аналитического учета  затрат на охрану природы;

    - создание системы резервирования  расходов на природоохранные  мероприятия;

    - разработка форм внутренней и  внешней отчетности о затратах  на природоохранные мероприятия[14].

    Эти решения должны быть оформлены как  элементы учетной политики предприятия. Качественную основу для внутренних стандартов могут создать отраслевые указания и рекомендации, разработанные профессиональными бухгалтерскими некоммерческими организациями.

    Разработка  единой методологии преставления финансовой  отчетности по природоохранным мероприятиям является вопросом не сегодняшнего, но завтрашнего дня. В.Качалин отмечает, что хозяйственная практика в различных секторах часто меняется, возникают новые направления и целые отрасли экономической деятельности, новые типы операций, для которых стандарты еще не были разработаны. В этих ситуациях отражение ряда важнейших показателей бухгалтерского учета и отчетности приобретает в значительной мере субъективную основу, ибо начинает зависеть от личного суждения и оценок ее составителей. Крайне важно, чтобы такие суждения и оценки строились в русле сложившихся принципов отражения учетных данных, т.е. на основе тех же принципов и концепций, которые служат гарантией интересов пользователей финансовой отчетности[6].

 

3. УЧЁТ  ЗАТРАТ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ООО «ЛУКОЙЛ-КАЛИНИНГРАДМОРНЕФТЬ» И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ

    3.1. Краткая характеристика деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»

    Общество  с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» было образовано 8 сентября 1972 года. Его генеральным директором является Ю.С.Каджоян. Местонахождение придприятия: Россия, г.Калининград, ул.Киевская, 23.

    Первый  эшелон нефти, добытой на Красноборском  месторождении, отправился от нефтеналивной  эстакады станции Знаменск 14 февраля 1975 года. Добыча нефти год от года росла, открывались новые месторождения, бурились поисковые и эксплуатационные скважины, расширялась производственная база управления.

    К концу 2009 года ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» имеет успешно функционирующий современный комплексный нефтяной терминал, газонаполнительную станцию, цех изоляции и опрессовки труб. Сеть АЗС Компании включает 33 современные станции, реализующие не только жидкое топливо, но и газовую автомобильную смесь.

    ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» помимо основного вида деятельности – нефтедобычи - осуществляет океанские буксировки и перевалку нефти, производит уникальные для России мобильные буровые установки, занимается строительством сложных металлоконструкций (морская ледостойкая платформа Д-6, стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал для Варандейского нефтяного терминала и др.), выполняет управление проектами обустройства морских месторождений углеводородов организаций Группы «ЛУКОЙЛ».

    Калининградские нефтяники прошли путь от первой буровой - свидетельства рождения новой отрасли в области - до признания ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» одним из наиболее динамично развивающихся предприятий в России.

    Предприятие, став дочерним обществом крупнейшей российской Нефтяной Компании «ЛУКОЙЛ», органично вписалось в её вертикально интегрированный комплекс.

    Стратегическая  цель Компании в  XXI веке - стать одной из ведущих в мире, ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» поддерживает ее наращиванием производственной мощности своего предприятия. При этом достижение поставленных целей обеспечивается сбалансированным решением социально-экономических и экологических задач[20].

    3.2. Экологический менеджмент ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»

Информация о работе Организация бухгалтерского учёта природоохранных мероприятий в современных условиях