Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 03:44, курсовая работа
Цель данной работы: изучение и обобщение организации бухгалтерского учета арендных отношений, выявление положительных и отрицательных сторон существующей методологии бухгалтерского учета арендных отношений.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи, необходимые для достижения цели:
•раскрыть методологические основы организации основных средств.
•рассмотреть организацию бухгалтерского учета аренды основных средств на примере организации.
•сделать выводы по работе.
Введение 3
1 Методологические основы организации основных средств 5
1.1 Сущность, виды и порядок заключения договора аренды 5
1.2 Характеристика объекта исследования 7
1.3 Документальное оформление и порядок учета текущей аренды 8
2 Организация бухгалтерского учета аренды основных средств на примере организации ОАО «Коммунальная энергетика» 13
2.1 Общая характеристика ОАО «Коммунальная энергетика» 13
2.2 Учет аренды основных средств 14
2.3 Инвентаризация основных средств 16
Заключение 23
Список литературы 25
Арендодатель, исполнив свое основное обязательство, переводит переданные арендатору во временное владение и пользование (временное пользование) объекты основных средств в состав арендованного имущества. Переданные в текущую аренду основные средства оформляются записью с дебета счета 01- субсчет «Основные средства, сданные в аренду» в кредит счета 01 - субсчет - «Собственные основные средства».
Инвентарные карточки по арендованным основным средствам арендодатель группирует в специальной картотеке. В них указываются реквизиты акта (накладной) приемки-передачи основных средств и проставляется гриф «В аренде».
По истечению срока аренды, а также в связи с досрочным расторжением сторонами договора арендованное имущество возвращается арендодателю. Оприходование возвращенного имущества в состав собственных средств сопровождается записью с дебета счета 01 – субсчет «Собственные основные средства» в кредит счета 01 – субсчет «Основные средства, сданные в аренду».
Арендодатель делает соответствующие отметки в инвентарных карточках, после чего они помещаются в картотеку собственных основных средств.
Арендная плата, определяемая исходя из балансовой стоимости арендованного имущества, его состояния, предельного уровня рентабельности при использовании, длительности аренды, финансовых возможностей арендатора и других факторов, включает следующие элементы:
- амортизацию арендованного имущества;
-плату за дополнительные услуги арендодателя, предусмотренные договором;
- плату за государственную регистрацию права аренды недвижимого имущества, если она осуществлялась арендодателем;
- налог на имущество, уплачиваемый арендодателем;
- вознаграждение арендодателю;
- налог на добавленную стоимость.
Методология бухгалтерского учета и налогообложения арендной платы зависит от того, какое место арендные операции занимают в деятельности арендодателя. Действующее законодательство различает сдачу имущества в аренду как основной (обычный), так и вспомогательный вид деятельности[3, c. 94]
Основные средства, полученные арендатором во временное владение и пользование (временное пользование), принимаются на забалансовый учет в оценке, согласованной с арендодателем в договоре аренды. Полученные в аренду основные средства отражаются записью по дебету счета 001 «Арендованные основные средства».
Одновременно
арендатор открывает
Возврат арендодателю арендованного имущества в связи с истечением срока аренды или досрочным расторжением сторонами договора обусловливает обратную бухгалтерскую запись по кредиту счета 001 «Арендованные основные средства». На основании оформленных актов (накладных) приемки-передачи основных средств (Приложение Б) бухгалтерия делает в инвентарных карточках отметки о выбытии арендованных объектов. Инвентарные карточки по выбытии арендованным основным средствам хранятся в течение срока, определенного руководством организации-арендатора.
Порядок принятия к бухгалтерскому учету расходов по арендной плате зависит от того, какую роль арендованное имущество играет в деятельности арендатора. При аренде отдельных объектов основных производственных средств (или их составных частей) арендная плата рассматривается как расход по обычному виду деятельности и подлежит включению в себестоимость изготавливаемой продукции (выполняемых работ, оказанных услуг) по элементу «Прочие затраты», что вытекает из ПБУ 10/99 «Расходы организации». Затраты, связанные с ее начислением, арендатор аккумулирует на активных калькуляционных счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Расходы на продажу» и собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Если арендованные основные средства используются арендатором для удовлетворения непроизводственных нужд, то расходы по арендной плате должны включаться в состав внереализационных расходов. С этой целью арендатор использует счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы». Списание данных расходов производится по дебету счета 91-2 на основании оправдательных первичных документов [4, с. 420].
ОАО
«Коммунальная энергетика»
Основной целью общества является получение прибыли. На основании Устава Общества основными видами деятельности являются:
Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами РФ, в соответствии с целью своей деятельности. Структура ОАО «Коммунальная энергетика» (Приложение E). Для написания работы были использованы документы за 2003 год.
Арендатор, ОАО «Коммунальная энергетика», принимает арендованное у арендодателя имущество к учету на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Арендованные основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, указанной в договоре на аренду.
Аналитический учет по счету 001 «Арендованные основные средства» ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам арендодателя).
Начисленная за отчетный период арендная плата за основные средства, используемые в производственной деятельности или при реализации продукции (работ, услуг), включается в состав расходов по обычным видам деятельности.
Для целей налогообложения прибыли арендные платежи за арендуемое имущество относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Арендная плата уплачивается ежемесячно и учитывается на счетах учета затрат или расходов на продажу (20, 26, 44) в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Сумма НДС, уплачиваемая в составе арендной платы, в данном случае предъявлена к вычету при расчетах с бюджетом.
Перечисление арендной платы арендодателю отражается в учете ОАО «Коммунальная энергетика» по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счета учета денежных средств.
Документами, подтверждающими арендные платежи, являются договоры аренды, акты приемки-сдачи оказанных услуг по аренде, счета и счета-фактуры, выданные арендодателем, выписки банка по расчетному счету и платежные поручения.
В данном случае учет операций по аренде объекта основных средств отражаются следующими проводками.
Таблица 2.1 - Учет арендной платы у арендатора
|
В соответствии с договором аренды затраты на ремонт арендованных основных средств возложены на арендодателя, но оплачены ОАО «Коммунальная энергетика», то произведенные ОАО расходы должны возмещаться арендодателем или на стоимость произведенного ремонта должна уменьшаться арендная плата.
Таблица 2.2 – Учет затрат на ремонт арендованных основных средств
|
Пример: ОАО «Коммунальная энергетика» арендует у 000 «Шанс» офисное помещение. Арендная плата составляет 118 000 руб. в месяц, в том числе НДС - 18 000 руб. В бухгалтерском учете ОАО «Коммунальная энергетика» операции, связанные с арендой помещения, отражены следующим образом:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76
100
000 руб. (118 000- 18 000)- начислена задолженность
по арендной
плате без НДС;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
18 000 руб. - учтен НДС;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
118 000 руб. - перечислена арендодателю арендная плата;
ДЕБЕТ 68, субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
-18 000 руб. - предъявлен к вычету «входной» НДС по арендной плате (при наличии счета-фактуры).
Проведение инвентаризации основных средств осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые должны применяться с учетом постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
Инвентаризация основных средств осуществляется комиссией при обязательном участии материально ответственных лиц. Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации.
Информация о работе Организация бухгалтерского учета аренды основных средств