Организация бухгалтерского учета аренды основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 03:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение и обобщение организации бухгалтерского учета арендных отношений, выявление положительных и отрицательных сторон существующей методологии бухгалтерского учета арендных отношений.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи, необходимые для достижения цели:

•раскрыть методологические основы организации основных средств.
•рассмотреть организацию бухгалтерского учета аренды основных средств на примере организации.
•сделать выводы по работе.

Оглавление

Введение 3
1 Методологические основы организации основных средств 5
1.1 Сущность, виды и порядок заключения договора аренды 5
1.2 Характеристика объекта исследования 7
1.3 Документальное оформление и порядок учета текущей аренды 8
2 Организация бухгалтерского учета аренды основных средств на примере организации ОАО «Коммунальная энергетика» 13
2.1 Общая характеристика ОАО «Коммунальная энергетика» 13
2.2 Учет аренды основных средств 14
2.3 Инвентаризация основных средств 16
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     До  начала инвентаризации необходимо проверить:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  • наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
  • наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

     При отсутствии документов, комиссии необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

     При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит  в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические и эксплуатационные показатели.

     При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым  в регистрах бухгалтерского учета  отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения по этим объектам.

     Основные  средства вносятся в описи по наименованиям  в соответствии с прямым  назначением – объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции или переоборудованию и вследствие этого изменилось прямое его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

     Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально  с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря и инструменты одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые в типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

     Основные  средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.)

     Для отражения фактического наличия  основных средств в местах нахождения и на всех этапах их движения в организации  применяется «Инвентаризационная опись основных средств» по форме № ИНВ-1. (Приложение В)

     Инвентаризационная  опись составляется в двух экземплярах  и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому  месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность основных средств.

     Один  экземпляр передается в бухгалтерию  для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного лица или лиц.

     До  начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы.

     Описи составляются отдельно по группам основных средств (производственного и производственного  назначения).

     На  основные средства, принятые в аренду, опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя.

     Данные  инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.

     Сличительные  ведомости составляются при выявлении  расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов.

     Для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются сличительные ведомости формы № ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов». (Приложение Г)

     На  основные средства, не принадлежащие  организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении и т.д.) составляются отдельные сличительные ведомости.

     Сличительная  ведомость составляется в двух экземплярах  бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.

     Результаты  инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств отражают в  акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств по форме №ИНВ-10. (Приложение Д)

     В данной форме объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей.

     Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств применяется при  инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов основных средств.

     Акт составляется в двух экземплярах на основании проверки состояния ремонтных работ в натуре. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - материально ответственному лицу.

     Акты  и инвентаризационные описи подписываются  членами комиссии и материально ответственными лицами.

     Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной  регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков  или изъятий.

     Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации (проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) - в годовом бухгалтерском отчете

     При выявлении излишков или недостач объектов основных средств материально  ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения.

     Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия объектов основных средств с данными бухгалтерского учета регулируются и отражаются на счетах бухгалтерского учета в  соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

     В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» выявленные излишки основных средств должны приниматься к бухгалтерскому учету  по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и зачисляться на финансовые результаты организации (счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

     Принятие  к бухгалтерскому учету излишков основных средств предварительно отражается (как и любое поступление основных средств) по дебету счета 08 «Вложения  во внеоборотные активы».

     Операции  по отражению в бухгалтерском учете неучтенного объекта основных средств, выявленного при инвентаризации, оформляются следующими проводками.

     Таблица 3 - Операции неучтенного объекта основных средств

Содержание хозяйственных операций 
Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Отражена  рыночная стоимость неучтенного  объекта ОС, выявленная при инвентаризации 08 91-1
Объект  ОС принят к учету по первоначальной стоимости  01 08
Определен финансовый результат (прибыль) при  принятии к учету неучтенного  объекта ОС (в составе конечного финансового результата) 91-9 99
 

     В соответствии с законом недостача  имущества и его порча в  пределах норм естественной убыли относятся  на счета учета затрат на производство и/или на расходы на продажу, сверх норм - на счет виновных лиц.

     Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты коммерческой организации.

     Указанные выше нормы естественной убыли могут  применяться лишь в случаях выявления фактических недостач и при наличии утвержденных норм естественной убыли. Так как по объектам основных средств утвержденных норм естественной убыли не существует, то все их недостачи должны рассматриваться как сверхнормативные и относиться на виновных лиц.

     Если  виновные лица отсутствуют, то данное обстоятельство должно подтверждаться соответствующими документами. В документах, представляемых для оформления списания недостач, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц. Такие решения могут быть получены как до, так и после или во время инвентаризации.

     После выяснения всех обстоятельств возникновения  недостач основных средств руководитель организации принимает решение о порядке их списания.

     Для списания недостач основных средств  используется субсчет 01-2 «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость недостающего основного средства, а в кредит - сумма накопленной амортизации.

     Остаточная стоимость основных средств, выявленная на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств», списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В последующем выявленная недостача взыскивается с виновного лица.

     Взыскание отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба») при наличии виновных лиц.

     С виновного лица может быть взыскана рыночная стоимость недостающих основных средств.

     При взыскании с виновных лиц стоимости  недостающих ценностей положительная  разница между их стоимостью, зачисленной на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей»).

     По  мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы указанная разница списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы»).

     Внесение  денежных средств виновным лицом  в погашение задолженности по возмещению ущерба отражается по кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-2) в корреспонденции с дебетом счета 50 «Касса».

 

      Заключение

 

     В ходе проделанной работы были рассмотрены  определение аренды, характеристика объекта исследования, классификация  и виды арендных отношений.

     Также были определены задачи бухгалтерского учета арендных операций. Они заключаются  прежде всего в правильности отражения  операций, достоверности определения  финансовых результатов от сдачи  имущества в аренду, правильности формирования затрат, связанных с поддержанием имущества в рабочем состоянии, а также контроль за сохранностью арендуемых средств.

     Было  проведено исследование существующей практики бухгалтерского учета в  области отражения операций по аренде. Отдельно показано отражение на бухгалтерских счетах операций текущей аренды как у арендатора, так и у арендодателя.

     Аренда - это основанное на договоре возмездное временное владение и пользование  или временное пользование имуществом.

     В аренду могут быть переданы земельные  участки и другие природные объекты, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие виды имущества, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

     Следует подчеркнуть, что, согласно ГК РФ, право  сдачи активов в аренду принадлежит их собственнику и отношения между арендатором и арендодателем обязательно устанавливаются на основе договора аренды. В этом договоре отражается наименование имущества, передаваемого в аренду, его стоимость, срок аренды, размер и порядок внесения арендной платы, обязанности арендатора и арендодателя по содержанию имущества, условия возврата и пр. Как правило, арендная плата устанавливается в виде твердой суммы платежей или путем предоставления доли продукции, услуг или доходов, полученных в результате использования арендуемого имущества.

     Текущая аренда заключается в том, что  арендодатель передает арендатору имущество  на определенный срок на условиях возврата. Объект передается в аренду на основании  акта приемки-передачи основных средств. Одновременно в инвентарной карточке объекта в бухгалтерии арендодателя делается отметка о передаче. При этом за арендодателем сохраняется право собственности на переданное имущество, а к арендатору переходит только право пользования и владения им. Поэтому арендодатель продолжает показывать сданное в аренду имущество в своем балансе, а арендатор отражает его на забалансовых счетах. Арендатор за взятые в аренду основные средства выплачивает арендную плату.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета аренды основных средств