Оплата труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:35, лекция

Краткое описание

Заработная плата – совокупность вознаграждений исчисляемых в денежной и (или) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Для работника заработная плата – основная статья дохода, средство повышения благосостояния, как его самого, так и членов его семьи. Для работодателя заработная плата – элемент затрат на производство.

Оглавление

9.1. Сущность и принципы организации оплаты труда.
9.2. Методы регулирования оплаты труда.
9.3. Тарифная система оплаты труда (ЕТС).
9.4. Формы и системы заработной платы рабочих.
9.5. Оплата труда руководителей. Контрактная система.
9.6. Принципы построения систем премирования.
9.7. Состав фонда заработной платы и прочих выплат.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 9 Оплата труда.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА 9. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

9.1. Сущность  и принципы организации оплаты  труда. 

9.2. Методы регулирования оплаты труда.

9.3. Тарифная  система оплаты труда (ЕТС).

9.4. Формы и  системы заработной платы рабочих.

9.5. Оплата  труда руководителей. Контрактная система.

9.6. Принципы  построения систем премирования.

9.7. Состав  фонда заработной платы и прочих  выплат.

 

    1. Сущность и принципы организации оплаты труда

 

Заработная  плата – совокупность вознаграждений исчисляемых в денежной и (или) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее  время. Для работника заработная плата – основная статья дохода, средство повышения благосостояния, как его самого, так и членов его семьи. Для работодателя заработная плата – элемент затрат на производство.

Номинальная заработная плата – начисленная и полученная работником заработная плата за его труд за определенный период.

Реальная заработная плата – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату (“покупательная способность” номинальной зарплаты).

Принципы оплаты труда:

1. Предоставление предприятиям  максимальной самостоятельности в вопросах оплаты труда.

2. Распределение в  соответствии с результатами  труда, его количеством и качеством.

3. Опережение темпов  роста производительности труда  над темпами роста средней заработной платы.

4. Улучшение соотношения  в оплате труда отдельных категорий  и профессионально-квалифицированных групп.

5. Материальная заинтересованность работников в высоких результатах.

6. Усиление социальной  защищенности работников.

Третий и  четвертый принципы тесно связаны  с категорией цена

спроса  на труд, то есть с уровнем зарплаты, которая зависит от предельной производительности труда.

Предельная производительность труда определяется исходя из предельного продукта труда (ПП), т.е. прироста продукции, произведенной в результате найма дополнительной единицы труда.

Спрос на труд отдельного предприятия рассмотрим на примере табл. 9.1, а также рис. 9.1.

 

Таблица 9.1

 

Расчет предельной производительности труда

Количество нанятых работников, чел.

Объем

работ, шт.

Предельный

продукт, шт.

Цена 

единицы продукта, руб.

Предельный продукт, руб.

( гр.3 * гр.4), СПП

Средняя

производительность, руб.

(гр.2 * гр.4) / гр.1

ПС

1

2

3

4

5

6

0

X

X

X

X

X

1

10

10

50

500

500

2

22

12

50

600

550

3

30

8

50

400

500

4

36

6

50

300

450

5

40

4

50

200

400


 

 

 

Рис. 9.1.  Зависимость предельного продукта от количества нанятых

работников

 

 

 

 

 

Рис. 9.2. Зависимость средней производительности от количества

работников

 

Если в отрасли заработная плата установилась на уровне 250 руб. за единицу труда, то предприятию целесообразно нанимать только четырех рабочих, поскольку отдача 5-го рабочего (СПП) равна 200 рублей.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предприятию целесообразно нанимать рабочих до тех пор, пока предельный продукт их труда в стоимостном выражении не станет равным предельным затратам на оплату их труда.

 

9.2. Методы регулирования  оплаты труда

 

К методам регулирования  оплаты труда относятся:

  • Система социального партнерства.
  • Рыночное саморегулирование.
  • Государственное регулирование.

Социальное  партнерство – форма взаимодействия органов государственного управления, объединений предпринимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.

В основе оотношений между профсоюзами и предприятиями в области защиты интересов работников лежит разработка коллективного договора.

Коллективный  договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений)

Коллективный договор  устанавливает права и обязанности  сторон (профсоюзный комитет, с одной стороны, и руководство предприятия, с другой) в таких областях, как:

  • производственно-экономическая;
  • оплата труда;
  • дополнительные льготы и гарантии работникам;
  • жилищное строительство;
  • охрана труда;
  • вопросы быта;
  • медицинское обслуживание;
  • культурно-массовая, оздоровительная и спортивная работа;
  • обеспечение правовых гарантий деятельности профсоюзного комитета, профсоюзного актива;
  • ответственность сторон за неисполнение коллективного договора.

Примерное содержание коллективного  договора в части, касающейся оплаты труда дано в Законе Республики Беларусь «О коллективных договорах и соглашениях» (статья 5) и в Рекомендациях по совершенствованию механизма договорного регулирования оплаты труда.

В отличие от коллективного договора, трудовой договор регулирует отношения между нанимателем и работником.

Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям и должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашениями сторон, своевременно уплачивать работнику заработную плату.

 

Государственное регулирование оплаты труда в  Республике Беларусь: правовая база и функции государственного регулирования.

От органов власти зависит решение проблемы оптимального соотношения при распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, главнейшим из которых является труд.

Основные функции государственного регулирования оплаты труда.

Государство должно:

  • обеспечивать установление гарантий в области заработной платы;
  • создавать систему социальных стандартов, характеризующих не только минимально достаточный уровень жизни населения, но и динамику его повышения;
  • обеспечивать сохранение покупательской способности через индексацию заработной платы и адаптацию ее к расширению платности социальных услуг и жилья;
  • не допускать дискриминации среди работников и субъектов хозяйствования в отношении заработной платы.

Практическая реализация функций государственного регулирования выражается, прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования:

  • минимальной заработной платы (МЗП);
  • минимального потребительского бюджета (МБП);
  • бюджета прожиточного минимума (БПМ);
  • индексация заработной платы.

Минимальная заработная плата (МЗП) – государственный, минимальный, обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.

В МЗП не включаются: доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные и поощрительные выплаты.

Минимальный потребите6льский бюджет (МБП) – представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

МБП включает такой набор  товаров и услуг, в ценах реальных закупок, который представляет уровень  и структуру потребления минимально допустимые при достигнутом состоянии экономического развития страны. Для определения минимального потребительского бюджета определяют минимальную материальную обеспеченность, натурально-вещественной формой, которой является потребительская корзинка.

Потребительская корзинка – научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека  в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в Республике Беларусь.

Структура потребительской корзинки:

  • расходы на питание;
  • одежда, белье, обувь;
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены;
  • мебель, предметы культурно-бытового назначения;
  • жилье, коммунальные услуги;
  • культурно-просветительные мероприятия, отдых;
  • бытовые услуги, транспорт, связь;
  • содержание детей в детском дошкольном учреждении;
  • обязательные платежи, взносы.

Для стоимостной оценки потребительской корзины используются средние цены покупок товаров и услуг с учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке.

В потребительскую корзинку включаются непродовольственные товары, уровень  обеспеченности которыми достиг и превышает 70 процентов среди населения.

Параметры минимальных потребительских  бюджетов пересматриваются по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза за квартал.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) рассчитывается для:

прогнозирования изменения уровня жизни населения;

усиления социальной защиты поддержки наименее защищенных слоев населения;

определения размеров минимальной  заработной платы (МЗП), пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат;

разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное сближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

Прожиточный минимум представляет набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранности его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

Индексация  заработной платы (дохода) – метод компенсации уменьшения доходов граждан в случае повышения цен, ведущих к снижению уровня жизни.

Индексация заработной платы производится в том случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышающий 5 –процентный барьер. Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских цен с корректировкой для различных частей дохода по шкале нормативов, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь.

Схема влияния элементов  государственного регулирования на оплату труда, представленная на рис. 9.3.

На практике указанное  влияние проявляется в изменении  соотношений ряда показателей: МЗП и тарифной ставки 1-го разряда, МПБ и БПМ.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9.3. Влияние элементов государственного регулирования на оплату труда

 

9.3. Тарифная  система оплаты труда

 

Тарифная система – это совокупность государственных нормативов, посредством которых осуществляется дифференциация и регулирование оплаты труда различных групп работников в зависимости от сложности (квалификации, ответственности) и условий труда (интенсивности, тяжести), а также особенностей народнохозяйственного значения отдельных отраслей и районов.

Таблица 9.2
Факторы формирования тарифной системы

Тип тарифной

системы

Факторы, влияющие на формирование

тарифной системы

Российский, Белорусский

Сложность работы (ЕТС)

Квалификация (уровень  образования). Стаж работы по специальности. Условия труда.

Американский

Сложность работы. Уровень образования. Условия труда

Западноевропейский

Квалификационные группы в зависимости  от времени обучения и производственного опыта

Японский

Анкетные данные: возраст пол, образование, стаж. Форма работы по найму (постоянная, временная, командировочная)

Информация о работе Оплата труда