Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:35, лекция
Заработная плата – совокупность вознаграждений исчисляемых в денежной и (или) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Для работника заработная плата – основная статья дохода, средство повышения благосостояния, как его самого, так и членов его семьи. Для работодателя заработная плата – элемент затрат на производство.
9.1. Сущность и принципы организации оплаты труда.
9.2. Методы регулирования оплаты труда.
9.3. Тарифная система оплаты труда (ЕТС).
9.4. Формы и системы заработной платы рабочих.
9.5. Оплата труда руководителей. Контрактная система.
9.6. Принципы построения систем премирования.
9.7. Состав фонда заработной платы и прочих выплат.
ГЛАВА 9. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
9.1. Сущность и принципы организации оплаты труда.
9.2. Методы регулирования оплаты труда.
9.3. Тарифная система оплаты труда (ЕТС).
9.4. Формы и
системы заработной платы
9.5. Оплата
труда руководителей. Контрактн
9.6. Принципы
построения систем
9.7. Состав
фонда заработной платы и
Заработная плата – совокупность вознаграждений исчисляемых в денежной и (или) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Для работника заработная плата – основная статья дохода, средство повышения благосостояния, как его самого, так и членов его семьи. Для работодателя заработная плата – элемент затрат на производство.
Номинальная заработная плата – начисленная и полученная работником заработная плата за его труд за определенный период.
Реальная заработная плата – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату (“покупательная способность” номинальной зарплаты).
Принципы оплаты труда:
1. Предоставление предприятиям максимальной самостоятельности в вопросах оплаты труда.
2. Распределение в соответствии с результатами труда, его количеством и качеством.
3. Опережение темпов
роста производительности
4. Улучшение соотношения
в оплате труда отдельных
5. Материальная заинтересованност
6. Усиление социальной защищенности работников.
Третий и четвертый принципы тесно связаны с категорией цена
спроса на труд, то есть с уровнем зарплаты, которая зависит от предельной производительности труда.
Предельная производительность труда определяется исходя из предельного продукта труда (ПП), т.е. прироста продукции, произведенной в результате найма дополнительной единицы труда.
Спрос на труд отдельного предприятия рассмотрим на примере табл. 9.1, а также рис. 9.1.
Таблица 9.1
Расчет предельной производительности труда
Количество нанятых работников, чел. |
Объем работ, шт. |
Предельный продукт, шт. |
Цена единицы продукта, руб. |
Предельный продукт, руб. ( гр.3 * гр.4), СПП |
Средняя производительность, руб. (гр.2 * гр.4) / гр.1 ПС |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
0 |
X |
X |
X |
X |
X |
1 |
10 |
10 |
50 |
500 |
500 |
2 |
22 |
12 |
50 |
600 |
550 |
3 |
30 |
8 |
50 |
400 |
500 |
4 |
36 |
6 |
50 |
300 |
450 |
5 |
40 |
4 |
50 |
200 |
400 |
Рис. 9.1. Зависимость предельного продукта от количества нанятых
работников
Рис. 9.2. Зависимость средней производительности от количества
работников
Если в отрасли заработная плата установилась на уровне 250 руб. за единицу труда, то предприятию целесообразно нанимать только четырех рабочих, поскольку отдача 5-го рабочего (СПП) равна 200 рублей.
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предприятию целесообразно нанимать рабочих до тех пор, пока предельный продукт их труда в стоимостном выражении не станет равным предельным затратам на оплату их труда.
9.2. Методы регулирования оплаты труда
К методам регулирования оплаты труда относятся:
Социальное партнерство – форма взаимодействия органов государственного управления, объединений предпринимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.
В основе оотношений между профсоюзами и предприятиями в области защиты интересов работников лежит разработка коллективного договора.
Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
Коллективные договоры
могут заключаться в
Коллективный договор
устанавливает права и
Примерное содержание коллективного договора в части, касающейся оплаты труда дано в Законе Республики Беларусь «О коллективных договорах и соглашениях» (статья 5) и в Рекомендациях по совершенствованию механизма договорного регулирования оплаты труда.
В отличие от коллективного договора, трудовой договор регулирует отношения между нанимателем и работником.
Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям и должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашениями сторон, своевременно уплачивать работнику заработную плату.
Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь: правовая база и функции государственного регулирования.
От органов власти зависит решение проблемы оптимального соотношения при распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, главнейшим из которых является труд.
Основные функции
Государство должно:
Практическая реализация функций государственного регулирования выражается, прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования:
Минимальная заработная плата (МЗП) – государственный, минимальный, обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.
В МЗП не включаются: доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные и поощрительные выплаты.
Минимальный потребите6льский бюджет (МБП) – представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.
МБП включает такой набор
товаров и услуг, в ценах реальных
закупок, который представляет уровень
и структуру потребления минима
Потребительская корзинка – научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в Республике Беларусь.
Структура потребительской корзинки:
Для стоимостной оценки
потребительской корзины
В потребительскую корзинку включаются непродовольственные товары, уровень обеспеченности которыми достиг и превышает 70 процентов среди населения.
Параметры минимальных потребительских бюджетов пересматриваются по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза за квартал.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) рассчитывается для:
прогнозирования изменения уровня жизни населения;
усиления социальной защиты поддержки наименее защищенных слоев населения;
определения размеров минимальной заработной платы (МЗП), пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат;
разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное сближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
Прожиточный минимум представляет набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранности его здоровья.
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.
Индексация заработной платы (дохода) – метод компенсации уменьшения доходов граждан в случае повышения цен, ведущих к снижению уровня жизни.
Индексация заработной платы производится в том случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышающий 5 –процентный барьер. Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских цен с корректировкой для различных частей дохода по шкале нормативов, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь.
Схема влияния элементов государственного регулирования на оплату труда, представленная на рис. 9.3.
На практике указанное
влияние проявляется в
Рис. 9.3. Влияние элементов государственного регулирования на оплату труда
9.3. Тарифная система оплаты труда
Тарифная система – это совокупность государственных нормативов, посредством которых осуществляется дифференциация и регулирование оплаты труда различных групп работников в зависимости от сложности (квалификации, ответственности) и условий труда (интенсивности, тяжести), а также особенностей народнохозяйственного значения отдельных отраслей и районов.
Тип тарифной системы |
Факторы, влияющие на формирование тарифной системы |
Российский, Белорусский |
Сложность работы (ЕТС) |
Квалификация (уровень образования). Стаж работы по специальности. Условия труда. | |
Американский |
Сложность работы. Уровень образования. Условия труда |
Западноевропейский |
Квалификационные группы в зависимости от времени обучения и производственного опыта |
Японский |
Анкетные данные: возраст пол, образование, стаж. Форма работы по найму (постоянная, временная, командировочная) |