Оценка финансовой устойчивост

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Файлы: 1 файл

курсовая по экономическому анализу.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

     2.3. Предложения по повышению финансовой устойчивости ОАО «Магнит». 

     Проблема  повышения финансовой устойчивости может решаться двумя путями: во-первых, коррекцией структуры источников финансирования в направлении увеличения более устойчивых и уменьшения самых краткосрочных, а именно кредиторской задолженности и, во-вторых, сокращением потребности в финансовых источниках за счет избавления от неработающих активов и ускорения оборачиваемости работающих. Конкретные меры, которые могут быть предложены организации, следующие:

  • увеличение собственного капитала за счет нераспределенной прибыли. Разработка дивидендной политики, обеспечивающей развитие организации за счет нераспределенной прибыли;
  • увеличение уставного капитала собственниками и третьими лицами. Дополнительная эмиссия по закрытой или открытой подписке для акционерных обществ;
  • предоставление безвозмездной финансовой помощи учредителями;
  • предоставление организации учредительных займов, желательно долгосрочных. Формально эта мера не улучшает структуру баланса, поскольку увеличивает обязательства организации, но фактически устойчивость бизнеса растет, поскольку увеличиваются средства участников в структуре финансирования;
  • привлечение банковских кредитов, желательно долгосрочных;
  • эмиссия облигаций;
  • прекращение обязательств путем:

     а) предоставления взамен исполнения обязательства  отступного (уплата денег, передача имущества). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами;

     б) обмена требований на доли в уставном капитале, при котором кредиторы  организации становятся ее участниками;

     в) новации обязательства, при которой  обязательство прекращается соглашением  сторон о замене первоначального  обязательства, существующего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

  • заключение договора уступки права требования в обмен на принятие долга (обязательство погасить кредиторскую задолженность). Одновременно снижаются две задолженности (дебиторская и кредиторская);
  • переоценка основных средств, с целью увеличения их стоимости. Эта мера формально увеличивает финансовую устойчивость организации, поскольку в результате увеличивается стоимость основных средств и величина добавочного капитала (составляющая собственного капитала организации).

     Необходимо  отметить, что и чрезмерная финансовая устойчивость, вызванная низким объемом  обязательств при наличии значительных активов, также является проблемой  для организации, поскольку, как правило, сопровождается стагнацией бизнеса из-за недостаточности источников финансирования для дальнейшего развития и потенциальными потерями прибыли вследствие избытка ликвидных активов, которые обычно являются низкодоходными или вообще не приносят дохода.

     Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия  за счет поддержания достаточного уровня ликвидности активов достигается  в первую очередь за счет эффективного управления остатками денежных активов  и их эквивалентов. Однако в процессе решения этой задачи следует иметь в виду, излишние сформированные денежные активы, обеспечивая высокий уровень платежеспособности, теряют свою стоимость под влиянием фактора времени и инфляции. Поэтому задача поддержания достаточного уровня платежеспособности относится к числу оптимизационных, в процессе решения которой должны учитываться различные экономические интересы предприятия. Необходимая платежеспособность предприятия обеспечивается также высоким уровнем ликвидности готовой продукции, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и некоторых других видов операционных активов.

     Структура баланса ОАО «Магнит» заслуживает  отрицательной оценки, так как  удельный вес внеоборотных активов  превышает удельный вес оборотных  активов, что может отрицательно сказаться на оборачиваемости оборотных средств.

     Рассмотрение  динамики оборотных активов в  разрезе элементов дает основание  сделать вывод о том, что эта  структура не является оптимальной: элементы, которые имели недостаточный  удельный вес (это денежные средства), в течении анализируемого периода снижаются. В структуре оборотных активов обращает на себя внимание высокий удельный вес дебиторской задолженности. Это означает, что предприятие в основном отпускает свою продукцию авансом.

     Следует отметить, что структура оборотных активов оказывает влияние на ликвидность и платежеспособность предприятия, поскольку обремена высоким удельным весом неликвидных оборотных активов.

     Стратегия финансирования оборотных активов  ОАО «Магнит» является весьма рискованной, так как в общем объеме финансирования оборотных активов высокую долю составляет заемный капитал. ОАО «Магнит» характеризуется низким уровнем финансовой устойчивости и самофинансирования. ОАО «Магнит» за весь анализируемый период имеет недостаточную степень платежеспособности, что характеризуется низким уровнем коэффициентов ликвидности.

     Процесс проведения финансового анализа, как  и любой другой сложный процесс  должен иметь свою технологию –  последовательность шагов, направленных на выявление причин ухудшения состояния предприятия и рычагов его оптимизации.

     Потенциальная возможность предприятия сохранять (достигать) приемлемое финансовое состояние  определяется объемом получаемой прибыли. Основные составляющие, от которых  зависит объем прибыли предприятия  – это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и доходы от прочих видов деятельности.

     Безусловно, оценка объемов реализации осуществляется в первую очередь при снижении объемов реализации, поэтому необходимо выяснить причину сложившейся ситуации. Нередко в качестве объяснения предлагается следующее: «Нет спроса, нашу продукцию не берут». Однако нередко на предприятиях наблюдается другая причина – недостаточные усилия по продвижению своей продукции. Речь идет не об отсутствии рекламы на телевидении, а о банальной пассивности отдела маркетинга (либо отдела с любым иным названием, отвечающего за привлечение заказов). Вместо поиска клиентов, участия в выставках, рассылок информации отдел маркетинга дублирует функции отдела сбыта – просто фиксирует полученные выполненные заказы.

     Если  рыночная ситуация такова, что спрос  на продукцию предприятия ограничен  и расширения рынка сбыта в  ближайшее время не прогнозируется, можно говорить о необходимости  выпуска новых видов продукции. Выпуск нового вида продукции, пользующегося спросом на рынке, позволит увеличить объемы реализации, но потребует средств на приобретение нового оборудования.

       Возможно, что продвижение продукции  организовано на должном уровне  и предприятие заняло максимально  возможную долю рынка, но прибыль все равно не высока. Причиной данной ситуации могут быть высокие затраты. Одной из возможных причин высоких затрат – высокие цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, устанавливаемые поставщиками. В этом случае вариант снижения затрат – поиск поставщиков, устанавливающих более низкие цены.

     Причиной  возникновения высоких затрат могут  быть не только поставщики но и само предприятие. В частности, высокие  затраты на освещение, отопление, потребление  воды могут возникать по причине  отсутствия контроля за расходованием ресурсов. Это особенно характерно для крупных предприятий: освещение помещений не только в рабочее время, не отремонтированные теплосети, обогревающие помимо помещений «уличный воздух».

     Переход предприятия ОАО «Магнит» на стратегию сокращения позволит предприятию избежать возможного банкротства.

     Необходимо  помнить, что базой устойчивого  финансово – экономического роста  организации в течение длительного  времени является получаемая прибыль. При оптимизации финансового  состояния организации необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению прибыльности деятельности.

     Возможности организации состояния компании за счет более рационального распоряжения результатами деятельности эффективны, но со временем исчерпаемы.

       Например, дефицит денежных средств можно временно преодолеть, отсрочив платежи кредиторам до предельно допустимого срока, получив максимально – возможные авансы от покупателей, можно привлечь кредит, можно в крайнем случае не заплатить налоги. Однако этот резерв отсрочки по оплате обязательств не бесконечен.

     Предприятие ОАО «Магнит» может приобретать  запасы в минимальных объемах, добиться оперативного погашения задолженности  дебиторами, продукцию продавать  буквально с контейнера, не оставляя ни единицы готовой продукции на складе, однако нельзя сократить запасы ниже минимально необходимых.

     Таким образом, правильно организованная диагностика финансового состояния  позволяет наиболее быстро определять реальные болевые точки, выявлять симптомы кризиса; оборотный капитал и  затраты являются самыми управляемыми параметрами развития, позволяющими достичь быстрых положительных результатов в финансовом оздоровлении; инвестиции, хотя и не всегда доступны при финансовых затруднения, могут кардинально улучшить финансовое положение предприятия.

     В процессе анализа финансовой устойчивости ОАО «Магнит» выявлены следующие  недостатки:

  • как отрицательный момент необходимо отметить, что в составе собственных средств ОАО «Магнит» наблюдалась устойчивая тенденция к росту доли и абсолютной величины непокрытого убытка;
  • абсолютные показатели финансовой устойчивости показывают, что в течение анализируемого периода с 2008 по 2010 года ОАО «Магнит» находится в кризисном финансовом состоянии. У предприятия нет источников формирования запасов. Оно полностью неплатежеспособно и находится на грани банкротства, так как ключевой элемент оборотных активов (запасы) не обеспечены источниками финансирования;
  • все относительные показатели финансовой устойчивости ОАО «Магнит» не соответствуют нормативным значениям, причем это состояние фиксируется за все анализируемые периоды. Предприятие характеризуется низким уровнем финансовой устойчивости и самофинансирования.

     Руководству предприятия предложены следующие  предложения по повышению платежеспособности и финансовой устойчивости:

     а) Предприятию следует увеличить  денежные средства. Для этого нужно  повысить прибыльность предприятия, уменьшив себестоимость продукции. Данное мероприятие приведет к получению прибыли и увеличению сумму свободных денежных средств;

              б) Для уменьшения дебиторской задолженности в дальнейшем рекомендуем ОАО «Магнит» работать только с проверенными дебиторами, возврат задолженности которых не нарушал сроков и требований договоров;

     в) Для увеличения относительных коэффициентов финансовой устойчивости требуется снизить потребность, в заемных источниках финансирования увеличив собственные оборотные средства. Для этого нужно нарастить собственный капитал, путем роста объема производства качественной продукции.

     Также для финансового оздоровления ОАО «Магнит» требуется повысить эффективность сбытовой деятельности предприятия. Необходимо улучшить работу специалистов снабжения, проводить маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта. Для оптимизации структуры запасов следует вести непрерывный мониторинг запасов и дебиторской задолженности, своевременно устраняя негативные тенденции. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Финансовая  устойчивость отражает стабильное превышение доходов над расходами и состояние  ресурсов, которое обеспечивает свободное  маневрирование денежными средствами организации и путем их эффективного использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации, расширению и обновлению. Она отражает соотношение собственного и заемного капитала, темпы накопления собственного капитала в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, соотношение мобильных и иммобилизованных средств организации, достаточное обеспечение запасов собственными источниками. Финансовая устойчивость - это главный компонент общей устойчивости организации, так как она является характерным индикатором стабильно образующегося превышения доходов и расходов.

     Анализ  финансовой устойчивости можно проводить  по абсолютным и относительным показателям.

     Для анализа финансовой устойчивости по абсолютным показателям рассчитываются показатели, характеризующие источники формирования запасов.

Информация о работе Оценка финансовой устойчивост