Общие принципы бухгалтерского управленческого учета на примере ОАО «Агрокомплекс Губское», Мостовского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

До настоящего времени в отечественных организациях применялся только учет полной себестоимости с разделением накладных расходов между изделиями, который был оправдан в условиях централизованного государственного ценообразования. По мере обособления организации с различной формой собственности, развития процессов приватизации государственных предприятий, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развитие других сторон рыночной экономики постепенно будет возрастать потребность в управленческом учете.

Оглавление

Введение 3
1. Роль и значение бухгалтерского управленческого учета в повышении эффективности производства 5
2. Экономическая характеристика организации 13
3. Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета 21
3.1. Метод и способы управленческого учета 21
3.2. Основные принципы управленческого учета 25
3.3. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета 29
3.4. Автоматизированная обработка информации бухгалтерского управленческого учета 36
4. Мероприятия по внедрению бухгалтерского управленческого учета 40
Выводы и предложения 45
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

курсовая по управленческому учету 4 курс ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

управления              информации

Пользователи информации

Группа работников              Группа работников, не

управленческого персонала,              входящих в состав

входящих в состав предприятия              предприятия

Принципы учета

Полезность информации для              Общепринятые,

принятия решения              стандартизированные

безотносительно к нормам              принципы учета

и юридическим требованиям

Структура учета

Нет базисного равенства.              Базисное равенство:

Три вида объектов: доходы,              активы=обязательства+

издержки, активы              +собственный капитал

По времени соотношения информации

Прошедшее и будущее              Прошедшее время,

время, за определенный и               за определенный период

на определенный период

Формы выражения информации

Денежное и натуральное              Денежное выражение

выражение продукта учета              продукта учета

Частота подачи информации

Определяется задачами, чаще-              Квартальная, годовая

еженедельная, декадная,

помесячная

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Отличительные признаки каждого вида учета (продолжение)

 

 

 

 

Сроки предоставления пользователям

По мере окончания отчетного              Через несколько недель

периода (ежедневно- на              или месяцев по

следующее утро и т.п.)              окончании отчетного

              периода (квартальная-

              30 числа следующего

              месяца после окончания

              квартала и т.п.)

Степень ответственности

Дисциплинарная ответственность              Административная

(замечание, выговор и т.д.)              ответственность (штраф

              и т.д.) по закону

 

Рис. 1. Отличительные признаки каждого вида учета

 

Степень регламентации. Ведение финансового учета является обязательным для каждого предприятия. Законом устанавливаются требования к финансовой информации. Регламентируются формы отчетности и их содержание, порядок расчета показателей.

Ведение управленческого учета зависит от воли администрации. Сбор и обработка информации считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше стоимости получения.

Точность информации. Поскольку менеджерам часто необходима срочная информация, то для принятия решений используются приблизительные оценки. Требования к отчетности в управленческом учете ослаблены в сторону ускорения получения информации. В то время как финансовый учет базируется на точности информации, законом регламентируются не только ограничения, но и требования.

Управленческий учет, объединяя планирование и принятие управленческих решений, в большей степени направлен в будущее.

Масштабы информации. Финансовые отчеты обобщают информацию о деятельности всего предприятия. В некоторых случаях составляются отдельные финансовые отчеты или расчеты по отраслям, видам деятельности.

Управленческий учет может быть ограничен рамками подразделений предприятия. Информация содержится в отчетах об отдельных изделиях, видах деятельности, результатах организационных подразделений, центров ответственности.

Цель учета. Это основополагающий признак отличительной характеристики. Назначение финансового учета – составление финансовой отчетности внешним пользователям информации.

Управленческий учет обеспечивает сбор и обработку информации в целях планирования, управления и контроля.

Пользователи информации. Они определяют основное содержание каждого вида учета. Потребители финансовой информации – акционеры, кредиторы, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы власти.

Для сравнения аналитические отчеты, составляемые в бухгалтерии предприятия, используются конкретными лицами – управленцами разных уровней, которые несут ответственность за определенную деятельность.

Принципы учета. Финансовый учет строится на основе общепринятых норм и стандартов бухгалтерского учета. Этот принцип позволяет внешним пользователям информации проводить сравнения и сопоставления.

Безотносительно к нормам и юридическим требованиям организуется управленческий учет. Основной принцип работы управленческого аппарата организации состоит в выборе тех правил, принципов, которые приносят пользу и являются полезными при принятии решений.

Структура учета. Зависит от использования базисных установок. В финансовом учете применяется следующее базисное равенство:

Активы = Обязательства + Собственный капитал

Управленческий учет не имеет единого сходного равенства. Любая система управленческого учета оперирует тремя видами объектов: доходы, издержки, активы.

По времени соотношения. Информация, отраженная в финансовых отчетах, показывает результат свершившихся фактов и хозяйственных операций за определенный период времени. Информация финансового учета используется в управленческом учете при планировании и прогнозе. Однако, в структуру управленческого учета, кроме того, попадает информация, обращенная и к будущему. Цель финансового учета – показать, «как это было», а управленческого - «как это должно быть».

Формы выражения информации. Конечным продуктом финансового учета являются финансовые документы, которые составляются в денежном выражении.

Управленческий учет скорее является средством, чем продуктом. В нем, в качестве основы для анализа фигурируют такие понятия, как: норма-час, трудовой час, натуральные измерители объема производства.

Частота подачи информации. Для внешних потребителей информации, финансовые отчеты подготавливаются на регулярной основе: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. По итогам года, составляют полный финансовый отчет.

В отличии от финансового учета и отчетности, в управленческом учете отчеты могут составляться как на регулярной основе, так и по запросу.

Частота подачи информации зависит от требований пользователя и должна подготавливаться в нужное для него время.

Сроки представления информации. В финансовом учете регламентируются и устанавливаются администрацией для управленческих отчетов. Поскольку данные финансового учета требуют выверки бухгалтерами финансовой бухгалтерии и проверки внешними аудиторами, то проходит несколько недель или месяцев.

Отчеты по управленческому учету могут составляться ежеквартально, ежемесячно, еженедельно, ежедневно, т.к. содержат информацию, требующую немедленных действий.

Степень ответственности. Нередко налоговые органы накладывают штрафные санкции за нарушения установленных правил ведения финансового учета.

Данные управленческого учета не предназначены для широкой общественности  и часто приблизительны. Поэтому за решения, которые администрацией были признаны неправильными, несет ответственность менеджер.

Таким образом, несмотря на различия между финансовым и управленческим учетом существует сходство, которое проявляется через элементы метода, объекты учета и единство исходной информации.

 

3.4. Автоматизированная обработка информации бухгалтерского управленческого учета

Применение машинно-ориентированных форм учета обеспечивает механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса; высокую точность учетных данных; оперативность данных учета; повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации.

В настоящее время на Российском рынке существует множество бухгалтерских компьютерных программ, призванных облегчить и автоматизировать работу бухгалтера. Все они имеют свои достоинства и недостатки.

Программное обеспечение – это тот инструментарий, при помощи которого бухгалтер может вести весь процесс обработки данных, начиная с ввода в машину информации и заканчивая получением регистров бухгалтерского учета. Использование вычислительной техники решает ряд проблем, связанных с ручным ведением учета, обеспечивая:

- уменьшение объема рутинных операций;

- ускорение обработки данных первичных документов;

- автоматизацию расчетов (налоги, износ и т.д.);

- автоматизацию формирования отчетных форм;

- углубление аналитического учета;

- отказ от пользования типографскими бланками первичных документов и отчетности и т.д.

Новые информационные технологии в области бухгалтерского учета открывают большие возможности для руководителей предприятия в процессе принятия решений. Программное обеспечение позволяет более оперативно получать информацию по всем вопросам, связанным с деятельностью предприятия, и своевременно принимать управленческие решения.

Функции бухгалтерского учета, как автоматизированного, так и ручного, можно условно разбить на две основные группы – сводный учет, подготовка данных для сводного учета.

Сводный учет представляет собой фиксацию первичных документов, обработку данных, содержащихся в этих документах, и обобщение полученной информации в отчетах. Здесь вся информация при помощи метода двойной записи отражается по синтетическим счетам в стоимостной форме, и после этого не составляет труда извлечь ее из банка данных для расчетов и заполнения отчетов.

Подготовка данных для сводного учета более трудоемкий процесс, ибо он включает ведение учета по его отдельным участкам, а также расчет различных экономических показателей. Участки учета могут дробиться до бесконечности. Это зависит от размеров предприятия, его организационной структуры, объемов и видов деятельности и других фактов. На ОАО «Агрокомплекс Губское» учет ведется по следующим направлениям:

- учет основных средств;

- учет материальных ценностей (складской учет);

- учет затрат и прибыли;

- учет кассовых операций;

- учет операций по расчетному (валютному, текущему и др.) счету;

- учет расчетов;

- учет заработной платы.

В связи с этим программное обеспечение можно разделить на следующие классы:

1) проводки – главная книга – баланс (мини-бухгалтерия);

2) интегрированная бухгалтерия;

3) комплексная бухгалтерия;

4) сетевая версия бухгалтерского учета.

Рассмотрим особенности и характерные признаки каждого класса специализированных бухгалтерских программ.

1. ПРОВОДКИ – ГЛАВНАЯ КНИГА – БАЛАНС. Бухгалтерские программы этого класса реализуют в основном сводную функцию учета. Программы данной группы достаточно просты и универсальны. При  этом достаточно широк диапазон их мощности – от исключительно синтетического учета до многоуровневой аналитики и сводного учета. Поэтому в данном классе можно выделить следующие подгруппы:

- программы, реализующие функции синтетического учета, - ведение журнала операций на уровне проводок, формирование журналов-ордеров, Главной книги, оборотно - сальдового баланса и форм финансовой отчетности;

- программы, которые в дополнении к функциям первой группы позволяют вести одноуровневый, а иногда двухуровневый аналитический учет; это делает их подходящими для малых предприятий и предприятий, ведущих учет по упрощенной форме;

- программы ведения сводного учета. Их характерная черта – возможность привязки к синтетическим счетам развернутой многоуровневой системы аналитических счетов;

- головные модули функциональных комплексов. Их главной задачей является прием проводок от программ, специализированных для ведения различных участков учета, с целью осуществления сводного учета. Отличительной чертой этих программ является мощный интерфейсный блок, необходимый для импорта проводок из других программ комплекса.

2. ИНТЕГРИРОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ. Особенностями данного класса являются:

- наличие количественного и суммового учета;

- реализация всех функций программ предыдущего класса;

- автоматизация отдельных участков учета;

- единое поле проводок;

- ориентация программы для использования на одном рабочем месте.

3. КОМПЛЕКСНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ. Характерная черта данного класса – автоматизированный комплекс бухгалтерского учета – состоит из отдельных функционально законченных АРМов; есть интерфейс передачи информации для сведения баланса и развернутый аналитический учет.

4. СЕТЕВАЯ ВЕРСИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. Особенности данного класса программ заключаются в следующем:

- возможность сетевого обмена внутри каждого рабочего места одного АРМа и между различными АРМами;

- осуществление обмена информацией только по сети;

Информация о работе Общие принципы бухгалтерского управленческого учета на примере ОАО «Агрокомплекс Губское», Мостовского района