Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:18, курсовая работа
Наименование «Директ-костинг», или «Директ-кост», введенное в 1936 г. американцем Д. Харрисом в его работе, означает «учет прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней - организация раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Поэтому часто систему учета переменных затрат называют Variable Costing - «учет переменных затрат». Основной характеристикой «Директ-костинга» является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся на финансовый результат.
Введение……………………………………………………….3
Общая характеристика системы
учета «Директ-костинг» ……………………………5
«Директ-костинг» в учете на
российских предприятиях …………………………9
Роль и значение затрат в системе
«Директ-костинг»…………………………………..12
Плюсы и минусы системы
«Директ-костинг»………………………………….17
5. Применение системы «Директ-костинг» на
примере туристического агентства……………………19
Заключение…………………………………………………..33
Список использованной литературы
Выручка от реализации |
1100 тыс. руб. |
|
Переменные затраты |
800 тыс. руб. |
|
Маржинальный доход |
300 тыс. руб. |
|
Постоянные затраты |
150 тыс. руб. |
|
Прибыль от реализации |
150 тыс. руб. |
|
Маржинальный доход
1. предельная прибыль
(маржинальный доход, брутто-
прибыль от реализации услуг (нетто-прибыль). Уменьшая величину прибыли от реализации на часть постоянных расходов по сравнению с традиционным способом группировки и списания расходов на реализацию услуг, мы получаем уменьшение налога на прибыль. Еще одной особенностью системы «Директ-костинг» является разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза прибыли (выпущенной продукции). В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат и дохода) от количества реализованного турпродукта (рис. 1). По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, а по горизонтали - количество единиц турпродукта. В точке критического объема производства К нет прибыли, но нет и убытка. Справа от нее находится область чистых прибылей. Для каждого значения количества единиц услуг чистая прибыль определяется как разность между величинами маржинального дохода и постоянных расходов. Слева от критической точки находится область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.
Аналитические возможности системы «Директ-костинг» раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом реализации услуг и прибылью. Запишем исходное уравнение для анализа. Выручка от реализации услуг N связана с себестоимостью Z и прибылью от реализации R следующим образом:
N=Z + R
Критическая точка (где R = 0) позволяет получить оценку объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей исходя из требований общего финансового состояния предприятия.
Для критической точки N=Z=Zconst + Zvar Выручка равна произведению цены продаж единицы турпродукта Р на количество реализованных путевок Qk: N=P * Qk Переменные расходы на весь объем услуг равны произведению переменных расходов на единицу турпродукта и объема реализации: Zvar=Zvar * Qk Таким образом, для получения необходимых оценок получаем основное уравнение
P * Qk = Zconst + Zvar * Qk
где Zconst - постоянные расходы на весь объем услуг, которые при данном способе не распределяются по отдельным видам услуг.
Это уравнение позволяет решить целый ряд других задач. 1. Расчет критического объема производства.
P * Qk - Zvar * Qk = Zconst; Qk (P - Zvar) = Zconst;
Qk = Zconst / P - Zvar = Zconst / d
где d- маржинальный доход на единицу изделия, т. е. разность между ценой изделия и переменными затратами.
Маржинальный доход на весь выпуск определяется как разность между выручкой и суммой переменных затрат. 2. Расчет критического объема выручки от реализации. Предыдущее уравнение умножаем на цену и получаем необходимую формулу:
Qk = Zconst / P - Zvar; PxQk = PxZconst / P - Zvar = PxZconst/ (I- Zvar/P)
N = Zconst/I- Zvar/P , или N = Zconst/ d/P 3.
Расчет критического уровня постоянных затрат.
Для расчета используется исходная формула выручки:
N = Zconst + Zvar
Отсюда имеем:
Zconst = N - Zvar = P * Qk - Zvar * Qk = Qk(P - Zvar) = Qk * d
Из последней формулы можно определить величину постоянных расходов, если задан уровень маржинального дохода в процентах к цене турпродукта или в процентах к объему реализации (выручке). Тогда формула для вычислений будет иметь вид:
4. Расчет критической
цены реализации. Цена реализации
определяется исходя из
N = Zconst + Zvar, или P * Qk = Zconst + Zvar * Qk,
P = Zconst/Qk + Zvar
Если известно соотношение
между величиной маржинального
дохода и выручкой (или между величиной
маржинального дохода на единицу
турпродукта и ценой
5. Расчет уровня минимального
маржинального дохода. Если известны
величина постоянных расходов
и ожидаемая величина выручки,
то уровень минимального
Данная формула прямо следует из определения маржинального дохода как суммы постоянных затрат и плановой прибыли.
7. Расчет объема продаж,
дающего одинаковую прибыль по
различным видам турпродукта.
Алгебраическое решение задачи
содержится в следующей
(P1 - Zvar1) * Qk - C1 = (P2 - Z var2) * Qk - C2
откуда и следует расчет величины объема продаж:
Qk=C2 - C1/(d2-d1)
где С1, С2 - постоянные затраты по различным вариантам; d1, d2 -- маржинальный доход на единицу турпродукта по различным вариантам. Анализ безубыточности с помощью «Директ-костинга». Пример 2.
Турфирма решила заработать на продаже туристам сувениров - матрешек. Лицензия продавца стоит 10 руб., арендная плата за место для торговли составит 140 руб. За одну матрешку с правом возврата нереализованного товара фирма должна заплатить 3 руб. Принято решение, что подходящей ценой для матрешки будет 8 руб. Для того чтобы определить, будет ли данное предприятие прибыльным нужно рассчитать количество матрешек, которое необходимо продать, чтобы не понести убытки:
Выручка от реализации = Переменные расходы + Постоянные расходы + Прибыль(убыток) Так как в точке безубыточности прибыль (убыток) равна нулю, то Выручка от реализации = Переменные расходы + Постоянные расходы Если обозначить количество матрешек, которое должно быть продано, чтобы не понести убытки, через X, то получим
8 * X = 3 * X + 150 руб
учет затрат директ костинг
где Продажи = 8 руб.*Х; Переменные
расходы = 3 руб.*X; Из уравнения получим
5*Х= 150 руб., отсюда Х= 30 шт. Таким образом,
чтобы не понести убытки, нужно
продать 30 матрешек. Необходимое количество
проданных матрешек является важной
информацией, так как турфирме нужно
оценить вероятность такой
Выручка от реализации = Переменные расходы + Постоянные расходы + Прибыль
8 * X = 3 * X + 150 руб. + 400 руб.; X * (8 - 3) = 550 руб.
Отсюда X = 110 штук. Итак, реализация
110 матрешек даст прибыль в размере
400 руб. Такой подход можно применять
на предприятиях, реализующих один
вид продукции (работ, услуг). На практике
предприятие продает множество
товаров, и анализ безубыточности продаж
в натуральном выражении
Y= Доля переменных расходов * Y+ Постоянные расходы;
Y = 0,375 * Y + 150 руб. Доля переменных расходов (Д) определяется из пропорции:
Решая уравнение, получим 0,625*У= 150 руб. Отсюда У = 240 руб., т. е. объем продаж в точке безубыточности равен 240 руб. На рис. 2 отражены полученные выше результаты. Хорошо виден разный характер поведения переменных и постоянных затрат.
Чем ниже уровень постоянных расходов, тем меньший объем продаж необходим для того, чтобы покрыть их, и тем ниже точка безубыточности. В точке безубыточности:
Продажи |
240руб. (100%) |
Издержки постоянные |
150руб. (62%) |
Издержки переменные |
90 руб. (38 %) |
Прибыль |
0 |
Другой методикой анализа
Продажная цена одной матрешки |
8 руб. |
|
Переменные расходы на одну матрешку |
3 руб. |
|
Маржинальный доход |
5 руб. |
|
Так как каждая единица продукции (матрешка) покрывает постоянные расходы и затем приносит прибыль от реализации в размере 5 руб., то точка безубыточности в единицах продукции будет равна:
Таким образом, после продажи
30 матрешек будут возмещены постоянные
(периодические) расходы и каждая
дополнительно реализованная
Современные отечественные компании, которые предпочитают учет на основе экономических показателей, в процессе работы обнаруживают, что калькуляция себестоимости по прямым затратам представляется лучшим способом, чем калькуляция с полным распределением издержек. Разделение затрат на постоянные и переменные позволяет контролировать статьи переменных издержек на основе их соотношения с каждой единицей продукции, а статьи постоянных издержек - на основе учета их фактической общей величины за отчетный период. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам позволяет контролировать и устанавливать уровень рентабельности и рассчитывать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль. Объединение методов калькулирования затрат, учета производственных результатов и их анализа позволяет принять разумные управленческие решения в условиях конкурентной борьбы. Итак, по признаку полноты включения затрат в себестоимость существуют два способа группировки и включения затрат в себестоимость услуг. Рассмотрим их на примере.
Туроператор имеет следующие экономические показатели деятельности:
остаток сформированных туристско-экскурсионных путевок на начало месяца |
- |
|
сформировано туристско- |
900 шт. |
|
остаток сформированных туристско-экскурсионных путевок на конец отчетного периода, в натуральных единицах |
1000 шт. - 900 шт. = 100 шт. |
|
выручка от реализации туристско-экскурсионных путевок без НДС |
810 тыс. руб. |
|
расходы основного производства по формированию туристско-экскурсионных путевок в отчетном периоде |
450 |
|
общепроизводственные расходы в отчетном периоде |
4 |
|
общехозяйственные расходы в отчетном периоде |
60 |
|
коммерческие расходы в отчетном периоде |
70 |
|
в том числе расходы на рекламу |
50 |
|
Группируем затраты способом полной себестоимости: |
||
прямые затраты |
450 |
|
косвенные затраты |
4 тыс. руб. + 60 тыс. руб. = 64 |
|
полная себестоимость по формированию турпродукта |
450 тыс. руб. + 64 тыс. руб. = 514 |
|
себестоимость одной туристско-экскурсионной путевки за отчетный период |
514 тыс. руб./100 шт. = 514 руб./шт. |
|
Группируем затраты способом «Директ-костинг»: |
||
переменные затраты |
450 тыс. руб. + 4 тыс. руб. = 454 тыс. руб. |
|
постоянные затраты |
60 |
|
сокращенная себестоимость по формированию турпродукта |
454 |
|
Информация о работе Общая характеристика системы учета «Директ-костинг»