Общая характеристика системы учета «Директ-костинг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Наименование «Директ-костинг», или «Директ-кост», введенное в 1936 г. американцем Д. Харрисом в его работе, означает «учет прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней - организация раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Поэтому часто систему учета переменных затрат называют Variable Costing - «учет переменных затрат». Основной характеристикой «Директ-костинга» является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся на финансовый результат.

Оглавление

Введение……………………………………………………….3
Общая характеристика системы
учета «Директ-костинг» ……………………………5
«Директ-костинг» в учете на
российских предприятиях …………………………9
Роль и значение затрат в системе
«Директ-костинг»…………………………………..12
Плюсы и минусы системы
«Директ-костинг»………………………………….17
5. Применение системы «Директ-костинг» на
примере туристического агентства……………………19
Заключение…………………………………………………..33
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx-БУАИ.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

Выручка от реализации

1100 тыс. руб.

 

Переменные затраты

800 тыс. руб.

 

Маржинальный доход

300 тыс. руб.

 

Постоянные затраты

150 тыс. руб.

 

Прибыль от реализации

150 тыс. руб.

 
     

Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, или сумму постоянных затрат и  прибыли от реализации. Величина маржинального  дохода является важной информацией  для управления предприятием. Эта  величина показывает "вклад" турпродукта  в покрытие постоянных затрат и тем  самым в том же объеме - в прибыль  предприятия. Уменьшая предельную прибыль  на величину общехозяйственных затрат, мы получаем прибыль от реализации. Итак, при ведении учета по системе  «Директ-костинг» выявляются два финансовых результата:

1. предельная прибыль  (маржинальный доход, брутто-прибыль,  сумма покрытия);

прибыль от реализации услуг (нетто-прибыль). Уменьшая величину прибыли  от реализации на часть постоянных расходов по сравнению с традиционным способом группировки и списания расходов на реализацию услуг, мы получаем уменьшение налога на прибыль. Еще одной  особенностью системы «Директ-костинг» является разработка методики экономико-математического  и графического представления и  анализа отчетов для прогноза прибыли (выпущенной продукции). В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат и дохода) от количества реализованного турпродукта (рис. 1). По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, а по горизонтали - количество единиц турпродукта. В точке критического объема производства К нет прибыли, но нет и убытка. Справа от нее находится область чистых прибылей. Для каждого значения количества единиц услуг чистая прибыль определяется как разность между величинами маржинального дохода и постоянных расходов. Слева от критической точки находится область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.

Аналитические возможности  системы «Директ-костинг» раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом  реализации услуг и прибылью. Запишем  исходное уравнение для анализа. Выручка от реализации услуг N связана  с себестоимостью Z и прибылью от реализации R следующим образом:

N=Z + R

Критическая точка (где R = 0) позволяет получить оценку объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей исходя из требований общего финансового состояния  предприятия.

Для критической точки N=Z=Zconst + Zvar Выручка равна произведению цены продаж единицы турпродукта  Р на количество реализованных путевок Qk: N=P * Qk Переменные расходы на весь объем услуг равны произведению переменных расходов на единицу турпродукта  и объема реализации: Zvar=Zvar * Qk Таким  образом, для получения необходимых  оценок получаем основное уравнение

P * Qk = Zconst + Zvar * Qk

где Zconst - постоянные расходы  на весь объем услуг, которые при  данном способе не распределяются по отдельным видам услуг.

Это уравнение позволяет  решить целый ряд других задач. 1. Расчет критического объема производства.

P * Qk - Zvar * Qk = Zconst; Qk (P - Zvar) = Zconst;

Qk = Zconst / P - Zvar = Zconst / d

где d- маржинальный доход  на единицу изделия, т. е. разность между  ценой изделия и переменными  затратами.

Маржинальный доход на весь выпуск определяется как разность между выручкой и суммой переменных затрат. 2. Расчет критического объема выручки от реализации. Предыдущее уравнение умножаем на цену и получаем необходимую формулу:

Qk = Zconst / P - Zvar; PxQk = PxZconst / P - Zvar = PxZconst/ (I- Zvar/P)

N = Zconst/I- Zvar/P , или N = Zconst/ d/P 3.

Расчет критического уровня постоянных затрат.

Для расчета используется исходная формула выручки:

N = Zconst + Zvar

Отсюда имеем:

Zconst = N - Zvar = P * Qk - Zvar * Qk = Qk(P - Zvar) = Qk * d

Из последней формулы  можно определить величину постоянных расходов, если задан уровень маржинального  дохода в процентах к цене турпродукта  или в процентах к объему реализации (выручке). Тогда формула для вычислений будет иметь вид:

4. Расчет критической  цены реализации. Цена реализации  определяется исходя из заданного  объема реализации и уровня  постоянных и переменных затрат  в расчете на единицу турпродукта.  Имеем:

N = Zconst + Zvar, или P * Qk = Zconst + Zvar * Qk,

P = Zconst/Qk + Zvar

Если известно соотношение  между величиной маржинального  дохода и выручкой (или между величиной  маржинального дохода на единицу  турпродукта и ценой турпродукта), то минимальную цену изделия можно  определить по формуле

5. Расчет уровня минимального  маржинального дохода. Если известны  величина постоянных расходов  и ожидаемая величина выручки,  то уровень минимального маржинального  дохода в процентах к выручке  определяется из формулы 6. Расчет  планового объема для заданной  суммы плановой (ожидаемой) прибыли.  Если известны постоянные затраты,  цена единицы изделия, переменные  затраты на единицу изделия,  а также сумма расчетной (желаемой) прибыли, то объем продаж определяется  по следующей формуле:

Данная формула прямо  следует из определения маржинального  дохода как суммы постоянных затрат и плановой прибыли.

7. Расчет объема продаж, дающего одинаковую прибыль по  различным видам турпродукта.  Алгебраическое решение задачи  содержится в следующей формуле  (анализ двух вариантов):

(P1 - Zvar1) * Qk - C1 = (P2 - Z var2) * Qk - C2

откуда и следует расчет величины объема продаж:

Qk=C2 - C1/(d2-d1)

где С1, С2 - постоянные затраты  по различным вариантам; d1, d2 -- маржинальный доход на единицу турпродукта  по различным вариантам. Анализ безубыточности с помощью «Директ-костинга». Пример 2.

Турфирма решила заработать на продаже туристам сувениров - матрешек. Лицензия продавца стоит 10 руб., арендная плата за место для торговли составит 140 руб. За одну матрешку с правом возврата нереализованного товара фирма должна заплатить 3 руб. Принято решение, что  подходящей ценой для матрешки будет 8 руб. Для того чтобы определить, будет ли данное предприятие прибыльным нужно рассчитать количество матрешек, которое необходимо продать, чтобы  не понести убытки:

Выручка от реализации = Переменные расходы + Постоянные расходы + Прибыль(убыток) Так как в точке безубыточности прибыль (убыток) равна нулю, то Выручка  от реализации = Переменные расходы + Постоянные расходы Если обозначить количество матрешек, которое должно быть продано, чтобы не понести убытки, через X, то получим

8 * X = 3 * X + 150 руб

учет затрат директ костинг

где Продажи = 8 руб.*Х; Переменные расходы = 3 руб.*X; Из уравнения получим 5*Х= 150 руб., отсюда Х= 30 шт. Таким образом, чтобы не понести убытки, нужно  продать 30 матрешек. Необходимое количество проданных матрешек является важной информацией, так как турфирме нужно  оценить вероятность такой величины спроса, которая сделала бы продажу  прибыльной. Предположим, турфирма решила, что ей нужна прибыль от реализации в размере 400 руб. Сколько матрешек нужно продать, чтобы достигнуть этой цели?

Выручка от реализации = Переменные расходы + Постоянные расходы + Прибыль

8 * X = 3 * X + 150 руб. + 400 руб.; X * (8 - 3) = 550 руб.

Отсюда X = 110 штук. Итак, реализация 110 матрешек даст прибыль в размере 400 руб. Такой подход можно применять  на предприятиях, реализующих один вид продукции (работ, услуг). На практике предприятие продает множество  товаров, и анализ безубыточности продаж в натуральном выражении становится бесполезным, поэтому объем реализации рассчитывается в стоимостном выражении. Предположим, турфирма решила продавать  кроме матрешек изделия из гжели, хохломы и вологодские кружева. Если обозначить выручку от реализации в рублях в точке безубыточности через Y, то получим:

Y= Доля переменных расходов * Y+ Постоянные расходы;

Y = 0,375 * Y + 150 руб. Доля переменных  расходов (Д) определяется из пропорции:

Решая уравнение, получим 0,625*У= 150 руб. Отсюда У = 240 руб., т. е. объем продаж в точке безубыточности равен 240 руб. На рис. 2 отражены полученные выше результаты. Хорошо виден разный характер поведения переменных и постоянных затрат.

Чем ниже уровень постоянных расходов, тем меньший объем продаж необходим для того, чтобы покрыть  их, и тем ниже точка безубыточности. В точке безубыточности:

Продажи

240руб. (100%)

Издержки постоянные

150руб. (62%)

Издержки переменные

90 руб. (38 %)

Прибыль

0

   




 
Другой методикой анализа безубыточности, которая может дать дополнительное понимание соотношений между  объемом реализации, затратами и  прибылью, является метод маржинального  дохода. Маржинальный доход - это то, что остается от чистой продажной  цены после вычета переменных затрат. Из маржинального дохода в первую очередь должны возмещаться постоянные расходы, а оставшаяся часть будет  прибылью от реализации.

Продажная цена одной матрешки

8 руб.

 

Переменные расходы на одну матрешку

3 руб.

 

Маржинальный доход

5 руб.

 
     

Так как каждая единица  продукции (матрешка) покрывает постоянные расходы и затем приносит прибыль  от реализации в размере 5 руб., то точка  безубыточности в единицах продукции  будет равна:

Таким образом, после продажи 30 матрешек будут возмещены постоянные (периодические) расходы и каждая дополнительно реализованная единица  продукции будет приносить предельную прибыль, равную 5 руб. Напомним еще  одно определение маржинального  дохода: предельная прибыль - это дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы продукции. При выражении  точки безубыточности в стоимостной  оценке в формуле используется не предельная прибыль, а коэффициент  предельной прибыли. Коэффициент предельной прибыли - процентное соотношение, рассчитанное следующим образом:

Современные отечественные  компании, которые предпочитают учет на основе экономических показателей, в процессе работы обнаруживают, что  калькуляция себестоимости по прямым затратам представляется лучшим способом, чем калькуляция с полным распределением издержек. Разделение затрат на постоянные и переменные позволяет контролировать статьи переменных издержек на основе их соотношения с каждой единицей продукции, а статьи постоянных издержек - на основе учета их фактической общей величины за отчетный период. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам позволяет контролировать и устанавливать уровень рентабельности и рассчитывать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль. Объединение методов калькулирования затрат, учета производственных результатов и их анализа позволяет принять разумные управленческие решения в условиях конкурентной борьбы. Итак, по признаку полноты включения затрат в себестоимость существуют два способа группировки и включения затрат в себестоимость услуг. Рассмотрим их на примере.

Туроператор имеет следующие  экономические показатели деятельности:

 

остаток сформированных туристско-экскурсионных  путевок на начало месяца

-

 

сформировано туристско-экскурсионных  путевок в отчетном периоде, в  натуральных единицах

900 шт.

 

остаток сформированных туристско-экскурсионных  путевок на конец отчетного периода, в натуральных единицах

1000 шт. - 900 шт. = 100 шт.

 

выручка от реализации туристско-экскурсионных  путевок без НДС

810 тыс. руб.

 

расходы основного производства по формированию туристско-экскурсионных  путевок в отчетном периоде

450

 

общепроизводственные расходы  в отчетном периоде

4

 

общехозяйственные расходы  в отчетном периоде

60

 

коммерческие расходы  в отчетном периоде

70

 

в том числе расходы  на рекламу

50

 

Группируем затраты способом полной себестоимости:

   

прямые затраты

450

 

косвенные затраты

4 тыс. руб. + 60 тыс. руб. = 64

 

полная себестоимость  по формированию турпродукта

450 тыс. руб. + 64 тыс. руб. = 514

 

себестоимость одной туристско-экскурсионной  путевки за отчетный период

514 тыс. руб./100 шт. = 514 руб./шт.

 

Группируем затраты способом «Директ-костинг»:

   

переменные затраты

450 тыс. руб. + 4 тыс. руб. = 454 тыс. руб.

 

постоянные затраты

60

 

сокращенная себестоимость  по формированию турпродукта

454

 
     

Информация о работе Общая характеристика системы учета «Директ-костинг»