Обеспечение достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается отчетность, сформированная и составленная в соответствии с правилами, установленными национальными стандартами бухгалтерского учета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..............3
1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ)………………………………………………………………………...4
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА НА МСФО…………………….……………………………………………………….11
3. РОЛЬ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ………………………………………………..18
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА ПРИ АУДИТЕ…20
5. ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ ГОДОВОГО ОТЧЕТА…………...........25
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРА...……………………………………………27
7. ВИДЫ ИСКАЖЕНИЙ (НАРУШЕНИЙ) ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ……………………………………………………………………….28
8. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СТАТЕЙ БАЛАНСА (ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ) ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….....39

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

     Долгосрочные  и краткосрочные обязательства  представляют собой заемный капитал организации.

     Долгосрочные обязательства — обязательства организации, подлежащие погашению за период более 12 месяцев и включают в себя долгосрочные кредиты банков и прочие займы.

     Краткосрочные обязательства подлежат погашению в течение  
12 месяцев путем использования в этих целях оборотных активов или рефинансирования путем принятия других краткосрочных (текущих) обязательств.

     Отчет о прибылях и убытках показывает эффективность управленческих решений в финансово-хозяйственной сфере деятельности организации, отражая и суммируя доходы и расходы организации.

     Рассмотрим  основные элементы отчета о прибылях и убытках.

     Раздел  «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» включает в себя следующие статьи:

  1. Выручку (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) определяют, исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
  2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг составляет учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам и услугам.
  3. Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
  4. Коммерческие расходы показывают уровень затрат, связанных со сбытом продукции (работ, услуг) у производителей и товаров у торговых и сбытовых организаций.

     Управленческие  расходы представляют собой совокупность административно-управленческих расходов, расходов на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, расходов по оплате информационных и консультационных услуг и других аналогичных по назначению расходов.

     Исчисленный результат, полученный от вычитания  из выручки от реализации себестоимости  коммерческих и управленческих расходов, характеризует прибыль или убыток от продаж.

     Отчет о движении денежных средств суммирует потоки денежных средств организации. Направления движения денежных средств рассматриваются в отчете в разрезе основных видов деятельности организации — текущей, инвестиционной и финансовой.

     Текущая (производственно-хозяйственная) деятельность — деятельность, приносящая организации основную выручку.

     Инвестиционная деятельность — приобретение и реализация долгосрочных активов и финансовых вложений, не относящихся к эквивалентам денежных средств.

     Финансовая деятельность — совокупность операций, приводящая к изменениям в размерах и структуре собственного и заемного капитала организации, за исключением текущей кредиторской задолженности.

     Информация, содержащаяся в отчете о движении денежных средств, необходима для оценки:

  • перспективной возможности организации создавать положительные потоки денежных средств (превышения денежных поступлений над расходами);
  • способности организации выполнять свои обязательства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и иных платежей;
  • потребности в дополнительном привлечении денежных средств;
  • эффективности операций по финансированию организации и инвестиционных сделок в денежной и безденежной формах.

     В отчете о движении денежных средств  содержится информация, которая дополняет  данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Отчет дает возможность получить информацию о том, обеспечено ли достижение прибыльности достаточным притоком денежных средств, необходимых для расширения проводимых операций, и удовлетворяет ли приток денежных средств необходимый уровень ликвидности организации. Отчет отражает инвестиции в дочерние и иные хозяйственные общества, капитальные вложения в основные средства, на увеличение оборотных средств, содержит данные об изъятии денежных средств из сферы инвестиций и дает представление о деятельности организации по привлечению финансовых ресурсов для финансирования ее развития и других потребностей.

     Отчет об изменениях капитала содержит сведения об увеличении капитала всего и в том числе за счет дополнительного выпуска акций, переоценки имущества, прироста имущества, реорганизации юридического лица, за счет доходов, а также информация за счет чего был уменьшен капитал. В частности, за счет уменьшения номинала акций, уменьшения количества акций, реорганизации юридического лица, за счет расходов.

     Приложение к бухгалтерскому балансу дает представление о показателях деятельности организации, информация о которых отсутствует в вышеперечисленных отчетах. Так, например, кредиторская и дебиторская задолженность, срочная и просроченная, амортизируемое имущество, социальные показатели и т. д.

     Пояснительная записка к финансовому отчету должна отразить особенности деятельности организации, основные виды деятельности, среднегодовую численность сотрудников, состав членов исполнительных и контрольных органов организации.

     Аудиторское заключение должно быть составлено независимым аудитором и давать оценку достоверности представленных в финансовой отчетности данных.

    Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России и ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина России.

    Особое  значение имеют данные дополнений и  пояснений к отчетности для оценки компаний при их реорганизации. Развитие корпоративного предпринимательства  и формирование консолидированной финансовой отчетности требуют значительного увеличения системы пояснений, поскольку консолидация отчетности подразумевает не простую сумму результатов деятельности группы компании, и в пояснениях необходимо отразить бизнес-процесс, его структуру и участие в нем отдельных предприятий, особенно это касается корпоративных структур вертикального типа. Для руководства организации пояснения к отчетности должны показать различия темпов изменения и объемов данных по корпоративной структуре в целом и по отдельным предприятиям, входящим в ее состав. Это важно при анализе финансовых результатов и капитала.

    Таким образом, данные финансовой отчетности становятся аргументом в диалогах при  принятии важных экономических решений. Но это предполагает, что руководители и специалисты финансово-бухгалтерских служб должны стремиться к повышению информативности и аналитических возможностей финансовой отчетности, что подразумевает расширение пояснений и дополнений к формам отчетности, предоставляющих не только количественные, но и качественные характеристики. Объективная необходимость пояснений и дополнений к отчетности проявляется в процессе анализа отчетных данных, когда необходимо разъяснить причины, в результате которых изменились финансовые показатели, их случайность, устойчивость и возможность регулирования.

    В целях обеспечения достоверности  и информативности финансовой отчетности необходимо на уровне Правительства  Российской Федерации принять меры для разработки обязательных (а не рекомендательных) стандартов формирования отчетности, а также обеспечения контроля в целях коренного улучшения состояния бухгалтерского учета и качества работы аудиторских фирм.

    Несколько более робко ставится вопрос о  повышении качества бухгалтерской  отчетности. Он в большей мере увязывается с оценкой достоверности и прозрачности отчетности и существенно в меньшей мере - с повышением ее информативности. Достоверность отчетности обеспечивается четким соблюдением правил ведения бухгалтерского учета и полнотой представления в отчетности данных, характеризующих специфику субъекта хозяйствования, что предполагает самостоятельное форматирование отчетности, т.е. ее индивидуализацию по форме при универсальности содержания показателей. Повышение информативности отчетности предполагает ее широкую интерпретацию, формирование дополнений и пояснений, в которых бухгалтерская (финансовая) информация, получаемая из отчетности, тесно переплетается с неучетной внутренней (данные управленческого учета о производственном потенциале организации, качестве и составе нематериальных активов и основных средств, кадровом составе сотрудников, корпоративной культуре, в первую очередь о миссии и стратегии организации) и внешней информацией (данные о развитии товарного рынка, рынка труда и капитала, показатели работы конкурентов и т.п.). Если вопрос о составе неучетной информации, необходимой для обоснования перспективы развития организации, достаточно широко обсуждался, то проблема увязки учетных и неучетных показателей, их взаимодействия и взаимообусловленности требует тщательной разработки и исследования. Эта проблема в большей мере должна быть увязана с составлением внутрипроизводственной отчетности и бюджетированием. Этим определяется повышенный интерес к управленческому учету, его увязке с финансовым, особенностями его организации в разных сегментах бизнеса. 

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА НА МСФО 

    Автоматизированная  форма бухгалтерского учета базируется на методологии бухгалтерского учета  и охватывает решение взаимосвязанных  вопросов информационного, программного и технического обеспечения.

    В статье проанализирован технический  уровень формирования отчетности в  соответствии с МСФО, рассмотрены  три метода подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

    Исследованы возможности автоматизированного формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО посредством отечественных и зарубежных программных продуктов.

    Следует отметить, что технология обработки  учетной информации в автоматизированной системе бухгалтерского учета (АСБУ) и модель организации учетного процесса представляют автоматизированную форму бухгалтерского учета.

    Построение  автоматизированной формы учета  осуществляется на тех же методических принципах, что и ручной учет, т.е. в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения учета, а также с соблюдением общих методологических принципов бухгалтерского учета (табл. 1). 

Таблица 1 – Принципы методологического обеспечения бухгалтерского учета

Принцип          Характеристика              
Регламентация техники        
балансового обобщения      
Концептуальная  модель автоматизированной     
обработки учетных данных                   
Интеграция  данных первичного 
учета                      
Интеграция  данных всех видов учета         
Взаимосвязь регистров        
и стадий учетного процесса 
Единая схема  формирования исходных           
и результатных показателей посредством       
автоматизации этапов информационного         
процесса бухгалтерского учета              
Автоматическое формирование  
регистров                  
Интеграция  данных первичного учета           
с использованием технического, программного  
и математического обеспечения              
Сохранение  метода двойной    
записи                     
Используемые модели документооборота       
Расширение  аналитических     
и контрольных функций      
Модель системы  бухгалтерских счетов,         
отражающая порядок построения                
и интерпретации всех синтетических           
и аналитических счетов                     
Возможность развития        Возможность расширения состава базовых       
функций системы                            

 

    Таким образом, в автоматизированной форме  принципы методологического обеспечения  бухгалтерского учета полностью  соблюдаются.

Информация о работе Обеспечение достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности