Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения данной работы является изучение нормативного регулирования состава бухгалтерской отчетности, содержания показателей и форм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи׃
рассмотреть пользователей бухгалтерской отчетности;
изучить виды отчетности;
проанализировать нормативное регулирование объема и содержания бухгалтерской отчетности;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоритические основы нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности……………………………………………………………
Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в России………………………………………………………………………..
Элементы финансовой отчетности: понятия, цели ,задачи бухгалтерской финансовой отчетности……………………………………………………
Национальные и международные стандарты бухгалтерской финансовой отчётности……………………………………………………………….
Концепция и стандарты ведущих зарубежных национальных систем
Содержание четырехуровневой системы нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности

Файлы: 1 файл

мадина гагиева.docx

— 43.15 Кб (Скачать)

В России основная тенденция  последних лет в регулировании  отчетных данных бухгалтерского учета - максимально возможное приближение  отчетности по составу и структуре  к некоему инварианту, принятому  в международной практике. С некоторой долей условности можно утверждать, что в настоящее время отечественная бухгалтерская отчетность по основным параметрам соответствует требованиям международных учетных стандартов, тем не менее имеются определенные различия между нею и отчетностью зарубежных предприятий. Эти различия не видны невооруженным глазом; они, естественно, не касаются форматов отчетности, поскольку набор статей, рекомендуемых, например, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в отношении базовых отчетных форм, вполне соответствует международной практике; кроме того, согласно законодательству российские предприятия имеют право отклоняться от форматов, рекомендованных Минфином РФ, а потому с формальных позиций несложно выполнить рекомендации любого стандарта в отношении формального состава отчетности.

В основе учета и отчетности - постулаты и принципы бухгалтерского учета. Эти категории активно разрабатываются в рамках англо-американской бухгалтерской школы, а в отечественных регулятивах они упоминаются в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», где названы соответственно как допущения и требования бухгалтерского учета.

Под постулатами (допущениями) бухгалтерского учета понимаются утверждения, постулирующие базовые характеристики экономической среды, в которой действует хозяйствующий субъект. Постулирование означает аксиоматическое декларирование в наиболее общем виде политических, экономических и социальных условий, в которых функционирует система бухгалтерского учета и очевидность которых не может быть подвергнута сомнению. Так, в рамках англо-американского подхода принято выделять следующие постулаты:

- имущественная и правовая  обособленность;

- непрерывность деятельности;

- отчетный период;

- меновые рыночные операции.

 

 

1.3 Национальные и международные  стандарты  бухгалтерской финансовой отчётности

 

В условиях глобализации финансовых рынков, создания транснациональных  корпораций актуальными становятся проблемы гармонизации национальных систем бухгалтерского учета, особенно бухгалтерской  отчетности, с системами бухгалтерского учета других стран.

Эти причины послужили  предпосылкой разработки международных  стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Международные стандарты  финансовой отчетности — это нормативные  документы, определяющие требования к  содержанию и методологии формирования бухгалтерской информации на основе увязки разных национальных систем учета  стран с развитой рыночной экономикой. Международные стандарты разработаны  на основе опыта экономически развитых стран по ведению бухгалтерского учета и раскрытию информации в отчетности.

Международные стандарты  финансовой отчетности (МСФО), разрабатываются  и пересматриваются Советом по международным  стандартам финансовой отчетности (СМСФО) (ранее — Комитет по международным  стандартам финансовой отчетности). СМСФО  является профессиональной общественной организацией, деятельность которой  направлена на достижение унификации принципов бухгалтерского учета, используемых организациями всего мира при  составлении финансовой отчетности, т.е. разработка и публикация, пропаганда и внедрение МСФО.

Ни СМСФО, ни бухгалтерское  сообщество в целом не имеют полномочий требовать применения МСФО. Эти стандарты  применяются в силу того, что регулирующие (государственные) органы в различных странах признают важность деятельности СМСФО и унификации правил финансовой отчетности. Следует отметить, что полностью используют международные стандарты в основном развивающиеся страны, зависимые от иностранного капитала. Страны же с развитой рыночной экономикой, со сложившимися национальными традициями ведения бухгалтерского учета отдают предпочтение внутренним стандартам, которые разрабатываются с учетом основных принципов МСФО.

Российская Федерация, наряду с 28 странами и пятью международными организациями (Международным валютным фондом, Мировым банком и пр.), представлена в Консультационном совете по стандартам при Правлении СМСФО. Правительство  Российской Федерации пошло по пути постепенного преобразования национальных правил с учетом основных принципов  международных стандартов. Официально признанный перевод международных  стандартов у нас в стране был  издан только в 1998 г. Однако, начиная  с 1994 г. в России разрабатываются  национальные стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) с учетом основных норм МСФО.

Использование международных  стандартов финансовой отчетности необходимо потому, что российские компании, холдинги и крупные фирмы выходят на международные рынки и их финансовая отчетность должна быть понятна зарубежным пользователям. Поэтому в настоящее  время в обязательном порядке  трансформируется национальная бухгалтерская  отчетность организаций, ценные бумаги которых котируются на международных  рынках капитала, в соответствии с  требованиями МСФО. В нашей стране такую отчетность составляют немало коммерческих организаций. Среди них, прежде всего, такие акционерные общества, как «ЕЭС России», «Газпром», «АвтоВАЗ», многие банки.

Другой важной причиной использования  положений международных стандартов является то, что, согласно международной  практике, отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и прозрачностью (понятностью) для инвесторов разных стран. Пока инвестор не будет иметь возможности на основе итоговой бухгалтерской информации наблюдать за использованием предоставленного им капитала, организация является для него зоной повышенного риска и, соответственно, будет проигрывать другим в привлечении финансовых ресурсов.

В состав международных стандартов включаются: Предисловие к МСФО, Принципы подготовки и представления  финансовой отчетности, Стандарты и  разъяснения к ним.

В Предисловии к МСФО излагаются цели и порядок деятельности СМСФО, правила разработки и применения международных стандартов.

Принципы подготовки и  представления финансовой отчетности — это документ, в котором раскрываются основы подготовки и представления  отчетности для внешних пользователей. В нем отражаются такие вопросы, как цели финансовой отчетности; качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации; даются определения, порядок признания и оценки активов, обязательств, капитала, доходов и  расходов и пр. Таким образом, в  Принципах подготовки и представления  финансовой отчетности формируется  понятийный аппарат для формирования профессиональных суждений при обобщении  бухгалтерской информации.

Стандарты представляют собой  принятые в общих интересах положения  подготовки и представления финансовой отчетности. Каждый стандарт включает следующие вопросы: перечень объектов и момент их признания в отчетности; порядок оценки и раскрытия информации об объекте для целей финансовой отчетности. Порядок бухгалтерского учета в традиционном российском понимании не представлен в стандартах, т.е. они не устанавливают правил документального оформления и первичного учета, плана счетов, учетных регистров, корреспонденции счетов и пр.

В качестве примера можно  назвать такие стандарты, как  «Запасы» (порядок определения фактических  затрат на приобретение производственных запасов, последующее списание их в  расход, доведение балансовой стоимости  активов до величины чистой стоимости  продажи, определения стоимости  запасов и т.д.), «Основные средства» (порядок формирования основных средств, момент признания, определение текущей  стоимости, амортизация и т.д.), «Аренда» (отражение в финансовой отчетности арендодателя и арендатора операций, связанных с финансовой и оперативной арендой имущества и т д.).

В разъяснениях к МСФО дается толкование отдельных положений  стандартов в целях обеспечения  их единообразного применения и повышения  степени сопоставимости финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО.

В целях приведения российской национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и сближения  с международными стандартами финансовой отчетности в нашей стране проводится работа по реформированию бухгалтерского учета и отчетности.

 

    1. Концепция и стандарты ведущих зарубежных национальных систем

 

Рассмотрим несколько  наиболее известных  учетных  систем  экономически

развитых стран.

      США.

      Система  учета США в нашей стране  известна как GААР (Generally Accepted Accounting Principles),  или общепринятые  учетные принципы,  которые,  по сути, выполняют роль учетных стандартов.

      В системе  GААР выделяют четыре уровня документов -

1) уровень А:

• положения по стандартам финансового учета,

• интерпретации,

• мнения,

• исследовательские бюллетени  по бухгалтерскому учету;

2) уровень В:

• технические бюллетени,

• отраслевые руководства  по бухгалтерскому учету и аудиту,

• разъяснения;

3) уровень С:

• общие мнения рабочей  группы, практические бюллетени;

4) уровень Д:

• комментарии по бухгалтерскому учету,

• руководства по применению,

• учетная отраслевая общепризнанная практика.

      Система  GААР включает документы неодинакового  значения,  издававшиеся различными организациями в разные годы (в течение более чем 50 лет).  Основу GААР составляют документы уровня  "А",  которым  отдается  предпочтение  при возникновении разночтений и разногласий.

     Великобритания.

    Великобритания   имеет   старейшие   профессиональные    бухгалтерские организации, созданные еще в XIX в. Эти организации обладают  давним  опытом регулирования бухгалтерского учета  и  разработки  собственных  национальных бухгалтерских стандартов.    Британские стандарты финансовой отчетности официально признаны Законом о  компаниях  1989  г.,  который  обязал  руководство  крупных  компаний   и акционерных обществ с ограниченной ответственностью раскрывать в  отчетности их соблюдение.

      На начало 2000 г. действовало  16  стандартов,  а  также  неоднократно перерабатывавшийся стандарт по учету для малых предприятий  и  дополнения  к ним.      Существует  жюри,  уполномоченное  законом   привлекать   к   судебной ответственности   директоров   компаний   за   публикацию   отчетности,   не соответствующей законодательству и не отвечающей требованиям достоверности.      Несмотря  на  то,  что  названия  многих  британских  и  международных стандартов  схожи  и  в  них  рассматриваются  общие  проблемы,  их  решение осуществляется по-разному.

      Франция.

     Система регулирования бухгалтерского учета и аудита  во   Франции существенно отличается от англосаксонской модели.     Фундаментом системы учета и аудита  во  Франции служит  Коммерческий кодекс, законодательно  закрепляющий  необходимость  ведения  бухгалтерского учета и представления отчетности.  Ключевым  звеном  этой  системы  является Национальный бухгалтерский кодекс. Этот основополагающий  документ  содержит Национальный бухгалтерский кодекс. Этот основополагающий  документ  содержит более 400 страниц  и  включает  единый  план  счетов  бухгалтерского  учета. Кодекс во Франции выполняет те же функции, что стандарты  в  Великобритании, его  задачи   тесно   связаны   с   задачами   национальной   статистики   и налогообложения.

      Германия.

      Германия  имеет давние традиции бухгалтерского  дела, оказавшие  влияние на формирование учета  в  дореволюционной  России.  Законодательной  основой учета и отчетности в Германии является Торговый  кодекс,  который  наряду  с другими вопросами регулирует вопросы составления отчетности; в нем  детально рассматриваются правила,  касающиеся  содержания  и  составления  баланса  и отчета о прибылях и убытках.  В связи с принятием Директив  ЕС  в немецкое  законодательство  были внесены необходимые изменения, позволившие  привести  к  сопоставимому  виду отчетную информацию. В 1985 г.  был  принят  Закон-директива  о  составлении отчетности.

      В  Германии  действует  единый  план  счетов,   на   основе   которого разработаны  отраслевые  планы  для  промышленности,  торговли,  организаций финансовой  сферы  в  соответствии  с   Законом-директивой   о   составлении отчетности.

     Огромное влияние на учет и отчетность в Германии  оказывает налоговое законодательство. В связи с отсутствием в   Германии   официально   сформулированных общепринятых бухгалтерских принципов многие  спорные  вопросы  отчетности  и учетных данных решаются в суде.

      По значимости  можно выделить следующие группы  документов:

      1) коммерческие  нормативные акты;

      2) налоговое  законодательство;

      3) налоговые  инструкции;

      4) материалы  учетной практики;

      5) рекомендации  профессиональных организаций.

      В  немецком  законодательстве  гораздо  большее   внимание   уделяется информации о деятельности компаний, т.е. отчетности, чем организации учета.

      Италия.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в России