Налоговый и бухгалтерский учет, понятие, содержание и взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:31, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление сходства и различия , проблемы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета.
Достижение цели исследования обеспечивается решением следующих научных и практических задач:
• Раскрыть понятия бухгалтерского и налогового учета.
• определить экономическое, правовое, фискальное содержание бухгалтерского и налогового учета.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие бухгалтерского учета. 4
1.1 Бухгалтерский учет и его функции 4
1.2 Предмет и объекты бухгалтерского учета 6
1.3 Задачи, принципы и формы бухгалтерского учета 7
2. Понятие налогового учёта 11
2.1 Принципы организации налогового учета 11
2.2 Модели организации налогового учета. 11
3. Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия 13
3.1. Бухгалтерский и налоговый учёт: сходства и различия 13
3.2 Модель взаимодействия налогового и бухгалтерского учета 14
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Копия +++ КОНТР ВВП (долг).docx

— 42.95 Кб (Скачать)

Контроль за формированием и использованием источников для создания имущества предприятия;

Предотвращение потерь и  выявление резервов повышения эффективности  хозяйственной и финансовой деятельности;

Подготовка данных для  составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми, финансовыми, коммерческими  и иными заинтересованными рыночными  и государственными структурами;

Формирование фактической  себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных  услуг;

Определение финансовых результатов  деятельности хозяйствующего субъекта.

Данные бухгалтерского учета  должны быть научно обоснованными, достоверными и своевременными.

Бухгалтерский учет ведется  на основе следующих 5-ти принципов.

Принцип сохранения информации.

Принцип взаимосвязи событий  и явлений.

Принцип сопоставления ценностей  и операций.

Принцип остановки.

Принцип минимальности.

1. Принцип сохранения  информации заключается в том,  что если в документах была  сделана определенная запись, то  она обязательно окажет свое  влияние на дальнейший ход  событий и на баланс предприятия.

2. Принцип взаимосвязи  событий и явлений заключается  в том, что бухгалтерская запись  в виде проводки всегда затрагивает  две статьи. Если какая - то  сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится  в другой статье, записанной в  этой проводке.

3. Принцип сопоставления  ценностей и операций заключается  в том, что все записи производятся  с использованием общепринятых  единиц измерения: натуральных,  трудовых, денежных.

Натуральные: штуки, метры, килограммы и т.п.

Трудовые: часы, дни, сутки  и т.п.

Денежные: рубли, доллары, фунты  и т.п.

4. Принцип остановки заключается  в том, что в определенные  моменты времени предприятию  необходимо подвести итоги деятельности  в виде баланса и отчетности  и предоставить их руководству  и в контролирующие органы.

5. Принцип минимальности  заключается в том, что предприятие  в лице главного бухгалтера  имеет право применять минимальное  количество показателей и измерителей  при учете, например, количество  счетов, типовых бланков, единиц  измерения и т.п. Единственное  условие при этом заключается  в том, чтобы по этим показателям  можно было бы провести проверку  деятельности предприятия.

Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском  учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных  операций определяются формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета - это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей. Формы бухгалтерского учета непрерывно развиваются от простейших бухгалтерских книг при мемориально - ордерной до современных рационально построенных регистров автоматизированных систем.

В России наибольшее распространение  получили мемориально - ордерная, журнально - ордерная, таблично - перфокарточная и автоматизированная формы бухгалтерского учета.

Мемориально-ордерная форма  учета применяется на предприятиях в нескольких вариантах в зависимости  от особенностей отрасли промышленности и типа предприятия. В ней сочетаются книжные и карточные разработочные  и группировочные учетные регистры.

Синтетический учет ведется  в книгах или многографных ведомостях. Для аналитического учета используются книги, ведомости, карточки.

На каждую хозяйственную  операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Главное содержание мемориального ордера - это бухгалтерская  проводка (корреспонденция счетов), дата ее составления и сумма.

Составленные мемориальные ордера записываются в хронологическом  порядке в регистрационный журнал, им присваиваются порядковые номера.

После отражения в регистрационном  журнале сведений о хозяйственных  операциях данные мемориальных ордеров  записываются в Главную книгу  или заменяющую ее многографную ведомость.

Итоги по дебету и кредиту  счетов Главной книги записываются в оборотную ведомость, построенную  с использованием синтетических  счетов.

При мемориально-ордерной форме  бухгалтерского учета бухгалтерский  баланс предприятия составляется на основании оборотной ведомости  по синтетическим счетам.

В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат  принципы накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных  регистрах, позволяющие обеспечить синтетический и аналитический  учет средств, источников и хозяйственных  операций по всем разделам бух. учета. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

Записи в накопительные  регистры производятся в разрезе  показателей, необходимых для управления финансово - хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия, а также  для составления месячной, квартальной  и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический  учет осуществляется, как правило, в  единой системе записей, используя  для этого два вида бухгалтерских  регистров: журналы-ордера и вспомогательные  ведомости.

Основными регистрами этой формы учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются  обычно в тех случаях, когда необходимые  аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах. Поэтому данные первичных документов предварительно группируются в ведомостях, а их итоги затем переносятся  в журналы-ордера.

Итоговые данные журналов-ордеров  в конце месяца переносятся в  Главную книгу. По данным Главной  книги составляется сальдовый бухгалтерский  баланс.

Таблично - перфокарточная форма  бухгалтерского учета. Данная форма  бух. учета разработана применительно к использованию вычислительной техники - перфораторов и табуляторов. Она использовалась на первом этапе перехода процесса обработки информации на автоматизированный (компьютерный) учет.

Схема прохождения обработки  информации при этой форме бух. учета такова:

первичный документ - перенесение  на машинный носитель информации - создание массивов перфокарт - сортировка перфокарт  по определенным признакам - получение  табуляграмм -ведомостей.

Дальнейшим развитием  таблично - перфокарточной формы бух. учета стала автоматизированная форма, ориентированная на широкое использование ЭВМ и другой вычислительной техники.

Автоматизированная форма  бухгалтерского учета. Применение различных  видов и модификаций электронно-вычислительных машин позволило в значительной степени усовершенствовать таблично -перфокарточную форму бух. учета, базирующуюся на использовании счетно - перфорационной техники. Была создана автоматизированная форма бух.учета, которая заимствовала некоторые принципы таблично - перфокарточной формы учета.

В условиях применения различных  видов электронно-вычислительной техники, периферийных устройств, ориентации предприятий  на совершенствование управления и  развитие рыночной экономики все  шире начинает внедряться автоматизированная форма бух. учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие налогового  учёта

2.1 Принципы организации налогового учета

 

Налоговый учет - система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным  настоящим Кодексом.

Принципы организации  налогового учета:

Имущественной обособленности предприятия - Налогоплательщиками  налога на прибыль организаций признаются российские и иностранные организации (ст.246).

Периодичности - Налоговым  периодом по налогу на прибыль является календарный год (ст.285).

Денежного измерителя - Налоговая  база по налогу на прибыль представляет собой денежное выражение прибыли (п.1 ст.274).

Последовательности применения - Порядок ведения налогового учета  устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей  налогообложения (ст.313).

Непрерывности - Объекты  учета отражаются в налоговом  регистре непрерывно в хронологическом  порядке (ст.314).

Начислений (временной определенности фактов хозяйственной деятельности) - Для большинства налогоплательщиков, занимающихся производственной деятельностью (ст.ст.271, 272), доходы (расходы) признаются в том периоде, в котором они  имели место, независимо от фактической  оплаты.

Соотнесения доходов и  расходов - Если связь между доходами и расходами не может быть определена четко, доходы распределяются с учетом принципа равномерности признания  доходов и расходов (п.2 ст.271). Расходы  признаются в том периоде, в котором  эти расходы возникают исходя из условий сделок и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (п.1 ст.272).

Документального подтверждения - Подтверждением данных налогового учета  являются первичные учетные документы, регистры аналитического учета и  расчет налоговой базы (абз.9 ст.313).

 

2.2 Модели организации налогового учета

 

В первой модели предусмотрено  использование бухгалтерской информационной системы без каких-либо корректировок. Ее примером применительно к налоговой  системе РФ служит порядок исчисления налога на имущество юридических  лиц. Вторая модель - смешанный налоговый  учет - предполагает формирование показателей  налогового учета путем корректировки  бухгалтерских показателей. К этой модели взаимодействия налогового и  бухгалтерского учета относился  с 1995г. по 01.01.02 порядок исчисления налога на прибыль. Третья модель - специальный налоговый учет - предполагает расчет налоговой базы без участия показателей бухгалтерского учета и имеет следующие объективные основания: отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета у налогоплательщика вообще либо отсутствие необходимости ведения бухгалтерского учета для целей исчисления конкретного налога, т.е. используется исключительно в случаях, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, подлежащих взносу в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия

3.1 Бухгалтерский и налоговый учет: сходства и различия

 

Бухгалтерское и налоговое  законодательство являются смежными. Основой важнейших налоговых  баз - доходов и расходов, имущества  являются объективные экономические  категории, выражаемые в конкретных объектах бухгалтерского учета. Глава 25 Налогового кодекса Российской Федераций, описывая «особенности» учета для  целей налогообложения содержит бухгалтерскую терминологию: основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, незавершенное производство, доходы и расходы, которая имеет  принципиальный экономический смысл  только в целях бухгалтерского учета.

Основные правила бухгалтерского и налогового учета, их ведения закреплены на уровне федерального законодательства. Ведение учета на основе первичных  учетных документов, которые должны быть оформлены надлежащим образом. Порядок ведения и бухгалтерского, и налогового учета организации  должен быть закреплен в документах по учетной политике (принимаемых  соответственно в целях бухгалтерского учета или налогообложения прибыли), утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Основным отличием налогового учета является то, что система  его ведения в организации  организуете налогоплательщиком самостоятельно. Налоговый кодекс Российской Федерации  закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета.

Многочисленные авторы, а  также разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ видят в налоговом  учете существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую  с последним систему учета  операций налогоплательщика. К сожалению, принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть  вторую Налогового кодекса РФ и в  отдельные законодательные акты РФ» закрепил налоговый учет уже  не в качестве отдельной и самостоятельной  от бухгалтерского учета системы  учета, а как дополняющей последний.

На мой взгляд, проблема состоит в том, что бухгалтерский  и налоговый учеты отличаются существенно и предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что  совершенно нерационально и требует  дополнительных временных и материальных затрат. Для начала мне хотелось бы отметить некоторые общие черты  финансового и налогового учета:

обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом  о бухгалтерском учете, налоговый - Налоговым кодексом РФ (гл.25)

используемые измерители - денежное выражение (рубли)

объект учета - организация  в целом (если быть более точной, для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного  периода)

периодичность составления  в предоставлении отчетности

обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных  операций

«исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов

пользователи информации как внутренние, так и внешние.

Как можно было уже понять цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые - формирование полной и  достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные.

 

3.2 Модель взаимодействия налогового и бухгалтерского учета

Информация о работе Налоговый и бухгалтерский учет, понятие, содержание и взаимосвязь