Налоги: сущность, структура и основные виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Считаю целью своей курсовой работы – раскрыть сущность налогов и налоговой системы. Для этого необходимо иметь представление об истории возникновения налогов и развития системы налогообложения, основных положений о налогах, прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков, радикальных изменениях налоговой системы России и современном совершенствовании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
1.1 Понятие налогов……………………………………………...………....4
1.2 Причины возникновения налогов…………………………………….10
1.3 Виды налогов…………………………………………………………..14
2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Экономические условия развития новой налоговой системы……....18
2.2 Проблемы несоблюдения налоговой дисциплины…………………..21
2.3 Роль налогов в развитии экономики России………………….……...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Основными задачами ФНС являются:

- контроль и  надзор за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других  обязательных платежей в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ;

- валютный контроль в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

- контроль производства  и оборота этилового спирта, изготовленного  из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной  и табачной продукции.

Налоговые органы представляют собой, независимую от местных органов власти  и управления систему контроля  соблюдения налогового законодательства.

Все управления и инспекции ФНС России являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков и гербовые печати.

ФНС осуществляет свои функции посредством реализации полномочий, которые можно разделить  на четыре направления: осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах; выдача лицензий, свидетельств и разрешений на конкретные виды деятельности предприятий; осуществление государственной регистрации юридических и физических лиц, учет всех налогоплательщиков; информирование налогоплательщиков о действующих налогах, законодательстве о них и по другим вопросам, связанным с порядком исчисления и уплаты налогов.

 Для выполнения  своих функций налоговые органы  наделены соответствующими правами,  которые реализуются через права различных должностных лиц, одновременно являясь их обязанностью.

 

 

 

2.3. РОЛЬ НАЛОГОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

Налоговая реформа  является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения  в Россию полномасштабных иностранных  инвестиций. Пройдя довольно длительный и противоречивый путь развития, налоговая система России в настоящее время находится на важнейшем этапе своего реформирования. За период 2000-2004 гг. был осуществлен целый ряд важных мероприятий по коренному реформированию налоговой системы РФ. В ходе налоговой реформы были упразднены «оборотные» налоги и налог с продаж, а также некоторые другие неэффективные налоги, что обеспечило заметное упрощение налоговой системы. Введен единый социальный налог вместо имевшихся ранее самостоятельных отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Были снижены налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций, что привело не к снижению, а к росту поступлений по этим налогам. Произошла реформа системы налогообложения добычи полезных ископаемых. Это наряду с новой системой  экспортных пошлин обеспечило поступление в доход государства значительных сумм, обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье. Упрощен и облегчен режим налогообложения малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет введения трех специальных налоговых режимов, введен принципиально новый порядок исчисления налога на прибыль. В целом обеспечено более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот, улучшилось налоговое администрирование, что привело к заметному росту собираемости налоговых платежей.

С 2006г. вступил  в силу целый комплекс изменений  и дополнений налогового законодательства.

Важное событие, на которое следует обратить серьезное внимание, это  постановление о практике применения судами уголовного законодательства об уголовной ответственности за налоговые преступления.

В бюджетном  послании Президента РФ от 9 марта 2007г. «О бюджетной политике в 2008-2010гг.»8 определено, что налоговая политика должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения. Цели налоговой политики  в среднесрочной перспективе заключаются: в отказе от увеличения номинального налогового бремени при условии сбалансированности бюджетной системы; унификации налоговых ставок, повышении эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотре налоговых льгот и освобождений. Также предполагается совершенствовать методику проведения налоговых проверок, обеспечить тесное информационное взаимодействие между налоговыми, таможенными, правоохранительными и другими органами. Планируется проработать систему налогообложения доходов от труда вместе с принятием концептуальных решений о развитии системы пенсионного и социального обеспечения, медицинского страхования в долгосрочной перспективе.

В апреле 2008г. Минфин РФ представил в Правительство РФ проект «Основных направлений налоговой политики на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011г.».9 

В означенном трехлетнем периоде приоритеты в области налоговой политики остаются такими же, какими они были запланированы и на 2008-2010гг.: создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы.

 

При этом отсутствуют перспективы дальнейшего снижения налоговой нагрузки, поскольку расходы государства, прежде сего социальные заметно возрастают. Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Сточки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в «Основных направлениях налоговой политики на 2008-2009гг.» остаются неизменными.

Основное стратегическое направление в сфере налоговой  политики – усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном  выполнении фискальной функции. Реализация данного направления должна производиться через совершенствование налоговой политики - снижение ставки НДС, изменение процедуры его исчисления; реформирование ЕНС; совершенствование амортизационной политики для целей налогообложения; трансформацию системы налогообложения добычи нефти; совершенствование системы взимания экспортных пошлин акцизов на нефтепродукты;  переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа; создание эффективной системы налогообложения недвижимости, как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов; совершенствование механизмов противодействия уклонению от уплаты налогов. Следует также последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения. Реформирование системы налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее  время налоги в Российской Федерации  используются в основном как инструмент финансового обеспечения жизнедеятельности  государственных органов – и  отсюда ясен приоритет фискальной роли налогообложения. От характера и сущности проводимой государством  и его органами общей налогово-бюджетной политики зависит, определять ли налоги как «бремя», «зло» или как способ перераспределения материальных благ и формирования общих объективных потребностей общества.

Перспективное развитие экономики государства  во многом  предопределяется  достигнутым  уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой  нагрузки, и тем ее предельным уровнем, который возможен  в условиях действующей экономической политики и налогового законодательства. Проблемой для России является низкий уровень правовой культуры, утвердившееся в сознании налогоплательщиков мнение о чрезмерной налоговой нагрузке и, соответствующем одобрении большинством населения уклонения от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов имеет серьезные последствия, влечет за собой искажение экономических показателей и нарушает конкуренцию. Налоговое законодательство должно обеспечить внятные стимулы  именно для производственных структур, интенсификации использования трудовых ресурсов России, роста внутреннего накопления в стране, движения в сторону роста экономической самостоятельности российских граждан. Очевидно, что основной задачей для нынешней ситуации в РФ является именно перенос основного налогового бремени со сферы производства на сферу потребления и распределения. Для этого следует снизить налоговую нагрузку труда и капитала (как основных факторов производства) и одновременно повысить долю налоговых изъятий в торговле, сфере услуг, финансовых операций, внешнеэкономической деятельности, в потреблении состоятельных слоев населения.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая.

      Глава 1,ст.8,п.1,п.2, 2010, часть вторая. Глава 25.3, ст.1,п.1,2010.

2.Беликова Т.Н  Все о налогах, СПб: Питер, 2008.с.15-20.

3.Введение в современное налогообложение. Издательство Томского   педагогического университета, 2009. с.30.

4.Владимирова М.П Налоги и налогообложение: уч. пособие, -М:Кнорус,2005.с.40-42.

5.Жидкова Е.Ю Налоги и налогообложение: уч. пособие, 2-е изд., перераб.      доп.; - М: Эксмо, 2009

6.Кашин А.В Налоги и налогообложение: курс-минимум; Магистр, 2009.      с.55

7.Лазарева Н.В Налоги и налогообложение: уч. пособие, Феникс, 2009. с.10.

8.Майбуров И.А Налоги и налогообложение; 3-е изд., доп. и перераб., «Юнити-Дана», 2009. –с.3, с.90.

9.Мамрукова О.И Налоги и налогообложение: уч пособие, 6-е изд., перераб. и доп.;  Москва-Омега-Л,  2007. с.25-27.

  1. Мандрощенко О.В, Пинская М.Р Налоги и налогообложение: уч.пособие,  2-е изд., «Дашков и К», 2010. –с.5-30.
  2. Пансков В.Г Налоги и налоговая система РФ: учебник, - М: Финансы и статистика, 2005.с.125.
  3. Паскачев А.Б Налоги и налогообложение: уч. пособие, -М: Высшее образование, 2008.-с.252
  4. Перов А.В, Толкушин А.В Налоги и налообложение: уч. пособие, 9-е изд., «Юрайт-Издат», 2008. с.230-240.
  5. Пономарев А.И  Налоги и налоговое администрирование в РФ, Финансы и статистика, 2009. с.156-158.
  6. Романовский М.В и Врублевская О.В Налоги и налогообложение, 6-е изд., Питер, 2009.-с.459

16. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение:  уч. пособие;                      - СПб: Питер, 2008. с.76.

17. Черник Д.Г  Налоги и налогообложение: уч. пособие для студентов,    2-е изд., дополн. и перераб., «Юнити-Дана», 2010. с.85-90.

18.Методические указания для студентов. Копыл В.И Курсовая работа на компьютере. – МН: Харвест, 2007. -с.4-47.

19.Основные направления налоговой политики на 2009г. и на плановый

     период 2010 и 2011г. Проект документа: http://taxhelp.ru

20. Подготовка и оформление курсовых и дипломных работ. Методические указания для студентов очной и заочной форм обучения. Составитель – Черемнов А.Е, Томск издательство «Стар», 2009. –с.5-22.

21. «Российский налоговый курьер» - http://www.rnk.ru

22. ФНС РФ «Налоговый вестник» - http://www.halvest.ru

23. «Бухгалтерский учет и налоги», №8, с.97, 2009. и №5, с.63, 2010.

24.«Аудитор», №2, с39, 2010.

25.«АПК: экономика и управление», № 2, 2009.

 

1 Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, 3-е изд., доп. и пер., 2009.-3с.

 

 

 

2 Налоговый кодекс РФ часть первая, Глава 1, ст.8, п.1 -2010.с.43

3 Там же, Глава 1, ст.8, п.2, -2010, с.43

4 Налоговый кодекс РФ, часть вторая, Глава 25.3, ст.333.16, п.1. с.426

5 Жидкова Е.Ю Налоги и налогообложение.: Учебное пособие, 2-е изд.. перераб. и доп. –М:Эксмо, 2009,             - с.13-20

6 Майбуров И.А. Налоги и налогообложение:учебник для студентов вузов – 3-еизд., доп. и перер., 2009. -90с.

7 Паскачев А.Б Налоги и налогообложение: учебное пособие. –М.: Высшее образование,2008. -252с.

8 М.В Романовский и О.В Врублевская.  Налоги и налогообложение: уч. пособие,  6-е изд., Питер, 2009. -  с. 459

9 Основные направления налоговой политики на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011г.: Проект документа. Режим доступа: http://taxhelp.ru




Информация о работе Налоги: сущность, структура и основные виды