Налог на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:06, реферат

Краткое описание

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата- прибыли. В связи с этим налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. В доходной части бюджета он занимает третье место, после НДС и акцизов. В структуре налоговых доходов Федерального бюджета он составляет около 15%.

Файлы: 1 файл

налог на прибыль.docx

— 563.14 Кб (Скачать)

Введение:

 

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата- прибыли. В связи с этим налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. В доходной части бюджета он занимает третье место, после НДС и акцизов. В структуре налоговых доходов Федерального бюджета он составляет около 15%.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, работ, услуг, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

 

Глава 1

1. Исторический аспект  налога на прибыль.

Налог на прибыль предприятий  и организаций - основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий  налог на прибыль предприятий  и организаций, введен с 1.01.92 г.

Однако у дореволюционной  России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период   военных  действий.

Почти за год до Февральской  революции, 13 мая 1916 года Совет Министров  России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий  и вознаграждения личных промысловых  занятий и о повышении размеров отчислений на  погашение стоимости  некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

Принятый нормативный  акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы – годы военные. Налогу подлежали:

  • предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;
  • подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;
  • лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.

Не подлежали налогообложению  налогом отчетные предприятия, впервые  привлеченные к платежу процентного  сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.

Надо отметить, что налоговые  органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре  военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные  налоговые органы заявления с  указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения  предприятий, принадлежавших ему, оборота  по каждому заведению.

В действовавшем на 1916-17 годы Положении о промысловом налоге не содержалось указаний об обложении  дополнительным налогом на прирост  прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.

Этот пробел закона восполнялся  лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году. 

Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель).

Налог на прирост прибыли  и вознаграждения должен был взиматься  в следующих размерах:

  1. с предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. – 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч - 60%;
  2. с предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% - ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли.

Предельный размер обложения  прибыли отчетных предприятий достигал 90%.

В Советском Союзе платежи  государственных предприятий не носили налогового характера. Полученные доходы в плановом порядке распределялись по следующим основным направлениям: 1)прежде всего предприятие на основе техпромфинплана (баланса доходов и расходов) вносило в госбюджет плату за фонды, которая рассчитывалась по определенной форме и вносилось 10, 20 и 28 числа каждого месяца в размере 1/9 квартального плана прибыли. Окончательная сумма платы за фонды определялась на основании годового отчета. 2)Вторым направлением можно было назвать отчисление в фонд экономического стимулирования, фонд экономического стимулирования, фонд развития производства, плату за проценты банку, на удовлетворение основных потребностей предприятия. 3)Третье направление использования прибыли -перечисление в соответствии с планом вышестоящему органу. Разница между общей суммой и вышеперечисленными платежами являлась свободным остатком прибыли и вносилась в доход бюджета.

Начиная с 1991 года налог на прибыль уплачивался исходя из фактических  результатов деятельности предприятия  за истекший квартал, однако при этом были предусмотрены авансовые платежи  налога, которые позволяли выровнять  поступления налога во времени и  до определенной степени предотвратить  инфляционное обесценение налоговых  поступлений за период, проходящий между начислением налога и его  перечислением в бюджет. Ниже мы рассмотрим то, как введение штрафных санкций в 1993 году позволило ликвидировать стимулы к занижению авансовых платежей. В конце 1991 года был принят российский закон о налоге на прибыль, установивший ставку налога на уровне 32%. В основных положениях его техника не сильно отличалась от действовавшей в 1991 году. Наиболее существенным ограничением в 1992-1995 годах была регламентация затрат на оплату труда, не облагаемых налогом на прибыль. Так, в 1992 году подлежал обложению налогом на прибыль объем заработной платы, превышающий величину четырех минимальных окладов, умноженную на среднесписочную численность работников, в 1993-1995 годах такое ограничение накладывалось исходя из величины шести минимальных окладов. При этом убыточные предприятия и предприятия, имеющие льготы по налогу на прибыль, налога с этого превышения не платили.

2. Понятие и элементы налога на прибыль. 

В Российской налоговой системе  налог на прибыль предприятий  и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения  национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

Данный налог является федеральным. Это означает, что плательщики  налога, объект налогообложения, размеры  ставок налога, виды льгот и сроки  уплаты устанавливаются законодательными актами РФ. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль относится к общеобязательным. Он подлежит взиманию на всей территории РФ.

Исследуемый налог был  введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного  целевого применения. Следовательно, его  можно определить как абстрактный  или общий.

Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная  сумма целиком и полностью  зависит от конечного финансового  результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог  на прибыль уплачивается с действительно  полученного дохода и отражает фактическую  платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог  считается личным прямым.

Поступление налога на прибыль  осуществляется одновременно в бюджеты  различных уровней в пропорции установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога.

Основным нормативным  актом, обеспечивающим правовое регулирование  уплаты налога на прибыль организаций, является гл. 25 НК.

2.1 Плательщики налога на прибыль

Плательщиком налога на прибыль  являются все предприятия и организации, которые в соответствии с законодательством  РФ являются юридическими лицами, независимо от форм собственности и организационно – правовых форм хозяйствования, если они осуществляют предпринимательскую  деятельность. Плательщиками налога на прибыль являются как коммерческие, так и некоммерческие организации. С той лишь разницей, что для коммерческих организаций получение прибыли является целью их деятельности, в то время как для некоммерческие организаций главным является осуществление уставной деятельности, но если они осуществляют предпринимательскую деятельность и получают прибыль, то они тоже являются плательщиками налога на прибыль.

Особый порядок налогообложения  прибыли установлен для иностранных  юридических лиц, образованных в  соответствии с законодательством  других государств, а не Российской Федерации.

Наряду с предприятиями  – юридическими лицами плательщиками  налога на прибыль являются также  филиалы и другие обособленные подразделения  предприятий, не являющиеся юридическими лицами, но имеющие отдельный (хотя и не самостоятельный) баланс и расчетный (текущий, корреспондирующий) счет в  банке. Если же в состав предприятий  входит территориально обособленные структурные  подразделения, не имеющие отдельного баланса расчетного счета в банке, то налог на прибыль в части, подлежащей зачислению в доход бюджета соответствующего субъекта РФ по местонахождению данных структурных подразделений, определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения. При этом сумма  налога по указанным структурным  подразделениям определяется по ставкам  налога на прибыль, действующем на территориях, где расположены эти предприятия  и структурные подразделения. Доля прибыли, которая приходится на филиал, иное структурное подразделение предприятия, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (или фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов филиала, иного структурного подразделения соответственно в общей среднесписочной численности работников (или общем фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в целом по предприятию. Если в состав предприятия входят структурные подразделения, находящиеся как на территории этого же субъекта РФ, так и на территории других субъектов РФ, расчеты по налогу на прибыль должны производиться отдельно только по каждому структурному подразделению, находящемуся на территории другого субъекта РФ, а по структурным подразделениям, находящимся на территории того же субъекта РФ, что и само предприятие, отдельные расчеты по налогу на прибыль не нужны.

Плательщиками налога на прибыль  являются также банки, предприятия  железнодорожного транспорта и связи, предприятия по газификации и  эксплуатации газового хозяйства.

2.2 Объекты налогообложения

Объектом выступает валовая  прибыль предприятия. Понятие «валовая прибыль» используется при расчете  налога на прибыль и отражает балансовую прибыль, скорректированную для  целей налогообложения.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг). Основных фондов (включая земельные участки), иного  имущества предприятия на сумму расходов по этим операциям.

Следует обратить внимание на то, что с 1999 года цена товаров, работ  и услуг определяется для целей  налогообложения в соответствии с положениями ст.40 части первой Налогового кодекса РФ. При налогообложении  применяется цена товаров, указанная  сторонами сделки. Предлагается, что  эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговое законодательство определяет только четыре случая, в которых  налоговые органы вправе проверять  правильность применения цен по сделкам.

  1. Уровень цены проверяется при сделках между взаимозависимыми лицами. Взаимозависимыми лицами считаются физические или юридические лица, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности. Например, одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению или физические лица состоят в родственных отношениях.
  2. Цена может контролироваться при свершении товарообменных операций.
  3. При совершении внешнеторговых сделок.
  4. При отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени. В налоговом законодательстве не уточняется, какой период времени можно считать непродолжительным, что влечет вольность толкования данного положения. При установлении такого отклонения налоговые органы могут вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из рыночных цен.

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность и получающие выручку в валюте, пересчитывают ее в рубли по курсу  рубля, установленному ЦБ РФ на день определения  предприятиями выручки от реализации продукции, который должен быть отражен  в учетной политике предприятия. Иной порядок установлен для предприятий, осуществляющих экспортно-импортные  товарообменные операции. Они валютную выручку пересчитывают в рубли  по курсу на день оформления таможенных документов.

Информация о работе Налог на прибыль