Налог на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным.

Существует определенная группа товаров, которая не облагается налогом на добавленную стоимость. Это некоторые продовольственные товары и товары для детей. Это показывает, что наше государство проводит социальную политику, направленную на поддержку семей с детьми и недопущение относительной дороговизны продуктов питания.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ 2

II. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАЛОГЕ 3

III. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА 5

IV. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 8

V. ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ НДС 10

VI. СРОКИ УПЛАТЫ, НАЛОГОВЫЕ ПЕРИОД, СТАВКИ И БАЗА 12

VII. МЕТОДИКА РАСЧЕТА НДС 15

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

IX. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Файлы: 1 файл

налогообложение.docx

— 48.05 Кб (Скачать)

     Выделен также второй НДС - "ввозной", уплачиваемый при перемещении товаров через  таможенную границу в соответствии с ТК РФ (только для ввоза товаров), для плательщиков данного НДС  правила ст. 145 НК РФ и ст. 144 НК РФ не применяются.

     Законодатель  допустил неточность, так как в  Законе о введении в действие части  первой НК РФ используется понятие "филиалы  и представительства российских юридических лиц", а в тексте НК РФ используется понятие "обособленные подразделения организации". Согласно п.2 ст.11 НК РФ обособленное подразделение  организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы  стационарные рабочие места (на срок более 1 месяца). Признание обособленного  подразделения организации таковым  производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в  учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

     В ряде официальных разъяснений, данных ГНС РФ (МНС РФ), опубликованных в  средствах массовой информации1, налоговые органы со ссылкой на статью 55 ГК РФ в качестве основных (и едва ли не единственных) нормативных критериев, определяющих филиалы и представительства, рассматривают материальные признаки, указанные соответственно в пунктах 1 и 2 данной статьи ГК РФ. При этом требование гражданского законодательства, то есть части третьей пункта 3 той же статьи, об отражении ("указании") филиалов и представительств в учредительных документах дополнительного формального критерия, выделяющего филиалы и представительства, якобы не образует. Данная норма лишь возлагает на организации определенные обязанности, невыполнение которых не изменяет действительной природы фактически созданных филиалов и представительств. Действия по "указанию" филиалов и представительств в учредительных документах являются по своей природе учетными и носят вторичный характер, не образуя юридических фактов (оснований), порождающих филиал или представительство.

     Подобная  позиция позволяет рассматривать  понятие обособленных структурных подразделений как родовое к филиалам и представительствам. При этом объем данного понятия полностью исчерпывается филиалами и представительствами, всякое обособленное структурное подразделение является или тем, или тем. В результате сближаются понятия налогового и гражданского права (см. статью 11 НК РФ и ст. 55 ГК). По существу, различие между ними сводится к дополнительному требованию НК РФ - наличию стационарных рабочих мест.

     С организациями и индивидуальными  предпринимателями, которые уплачивают единый налог на вмененный доход, по поводу отсутствия у них обязанности  с 01.01.2001 года по уплате НДС в научной  литературе споров не возникает - как  до 01.01.2001г., так и после они  не рассматриваются законодательством  как плательщики НДС (по операциям  для которых предусмотрен единый налог на вмененный доход). Споры ведутся по поводу индивидуальных предпринимателей, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации": В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

     Из  всего вышеприведенного можно заключить, что субъекты малого предпринимательства (как организации, так и предприниматели), перешедшие на упрощенную систему налогообложения, имеют право не платить НДС  с 01.01.2001г.

     Организации, применяющие упрощенную систему  налогообложения, налоговыми органами не рассматриваются в качестве налогоплательщиков НДС с 01.01.2001г. В отношении же предпринимателей такого исключения не сделано. В этой связи можно предположить, что отстоять свои права предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения, смогут только в суде.

     Для некоторых субъектов (например, индивидуальных предпринимателей - экспортеров) Налоговый  кодекс все же вводит нормы, улучшающие их положение по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Например, с 01.01.2001г. эти лица смогут воспользоваться возмещением НДС в порядке ст. 176 НК РФ (своего рода поддержка государством экспорта, осуществляемого отечественными производителями).

     Отметим, что для целей налогообложения  физическое лицо может быть признано индивидуальным предпринимателем вне  зависимости от факта его регистрации (статья 11 НК РФ - Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

     Объект  налогообложения - это юридический  факт (действие или событие), с которым  нормы законодательства о налогах  и сборах связывают наступление  определенных юридических последствий, в частности, для налогоплательщика  таким последствием будет возникновение  обязанности заплатить налог

     Объектом  налогообложения признаются следующие  операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, передача на территории Российской Федерации  товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные  отчисления) при исчислении налога на доходы организаций, выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Реализацией также признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

     Предмет налога - это события, вещи и явления  материального мира, которые обуславливают  и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический  эффект (выгода), товар, деньги).1 Экономическое  основание налога - это предмет  налога, который сам по себе не может  породить обязанность заплатить  налог. Такая обязанность возникает  только при наличии у этого предмета признака юридического характера, например, когда происходит реализация товара. Юридическое основание налога (объект) не должно существовать при отсутствии его экономического основания (предмета).

     Экономическим основанием НДС является добавленная  стоимость, то есть превышение стоимости  ТРУ (товаров, работ, услуг) над производственными  затратами. Хотя прямо это и не указано в Кодексе. Единственное упоминание об экономическом основании  НДС как о добавленной стоимости  содержится только в самом названии налога. Вывод о том, что предметом  НДС является добавленная стоимость, основан, в частности, на самом порядке  исчисления и уплаты налога, выбранном  законодателем. Данный порядок основан  на инвойсном методе (метод зачета по счетам) взимания НДС, применяемом в мировой практике как раз для налогообложения добавленной стоимости. Налогообложение добавленной стоимости при данном методе происходит косвенно и не в момент ее определения бухгалтером, а в момент совершения сделки. Добавленная стоимость налогоплательщиком непосредственно не определяется и объектом налогообложения не является. При данном методе добавленная стоимость облагается налогом (вернее, существует) только тогда, когда НДС по "исходящим" счетам (об основе для определения именно данного расчетного элемента говорится в перечне ст. 38 НК РФ - "стоимость реализованных ТРУ") превышает НДС по "входящим" счетам.

     Следует заметить, что для определения  наличия объекта налогообложения  необходимо руководствоваться не только ст. 146 НК РФ, но и ст. 147, 148 и 167 НК РФ, то есть для наличия объекта налогообложения  необходимо наличие места реализации, отвечающего требованиям территориальности (территория РФ), а также момента  реализации (наступление даты реализации).

     Уместно отметить, что в части второй НК РФ законодатель рассматривает под  товаром не только реализуемое либо предназначенное для реализации имущество, но и любое фактически передаваемое имущество. Как видно, в части второй НК РФ законодатель преследовал цель, чтобы нормы об оценке товаров (статья 40 НК РФ) могли применяться для целей исчисления и уплаты НДС в отношении значительно более широкого круга имущества.

     Существенное  значение имеет указание в ст. 146 НК РФ на признак территории: "на территории РФ", то есть объект налогообложения  возникает, только если реализация имела  место быть на территории РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

V. ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ  НДС

     Организации и индивидуальные предприниматели  могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных  с исчислением и уплатой налога, если: - за три предшествующих последовательных календарных месяца - сумма выручки  от реализации ТРУ (без учета налога и налога с продаж) не превысила  в совокупности один миллион рублей.. Так, под выручкой следует понимать все доходы налогоплательщика, связанные  с расчетами за реализованные  ТРУ. Соответственно суммы, указанные в ст. 162 НК РФ, будут учитываться при определении права на освобождение. Новая редакция ст. 145 также устранила споры о размере выручки (ранее - налоговой базы) за три предыдущих месяца - в совокупности один миллион рублей. Данное правило связано с продлением права на освобождение и возможными неблагоприятными последствиями для налогоплательщика. Единственным исключением, в отношении которого не применяется освобождение, является обязанность, возникающая в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ. Все остальные операции (пп. 2 и пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ) подпадают под освобождение. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится по письменному заявлению налогоплательщика, подаваемому в налоговый орган по месту его учета вместе с документами, подтверждающими право на освобождение. Такими документами вполне может являться и налоговая декларация по НДС за предыдущие периоды, а также выписки из книги продаж за три предыдущих календарных месяца или первичные документы бухгалтерского учета, из которых можно рассчитать размер выручки за три предыдущих календарных месяца. Заявление с соответствующими документами подается в налоговый орган не позднее 20-го числа, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобожден. Форма заявления на освобождение утверждается МНС РФ. В течение 10 дней, считая со дня представления документов (заявления и документов о размере выручки), налоговые органы проводят их проверку и выносят решение: о наличии права на освобождение, об отсутствии права на освобождение, о продлении срока освобождения или об отказе в продлении срока освобождения. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими условий, указанных выше, производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, в отношении которых было принято решение об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в налоговый орган новое заявление на освобождение и документы, подтверждающие, что сумма выручки от реализации ТРУ без налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превысила одного миллиона рублей. Данное правило является вторым условием применения освобождения. Начиная с месяца освобождения, налоговый орган будет проверять размер выручки за каждый квартал (за каждые три последовательных месяца) с целью установления факта непревышения одного миллиона рублей. Из данной нормы следует, что один миллион не будет поровну делиться на все три месяца, вся выручка может быть получена и только в одном месяце. Кроме того, правило о размере выручки должно срабатывать в каждом квартале, в противном случае налогоплательщик лишается права на освобождение и у него наступают неблагоприятные последствия, описанные ниже. Если внутри 12-месячного срока освобождения за какой-либо квартал (трех последовательных месяцев) выручка превысит один миллион рублей, то налогоплательщик лишается права на освобождение начиная с первого числа месяца, в котором произошло превышение (например, январь - 500 тыс. руб., февраль - 500 тыс. руб., март - 20 рублей, то есть с 1 марта). Последствием лишения права на освобождение является возникновение обязанности налогоплательщика с первого числа месяца, в котором право на освобождение исчезло, до окончания срока освобождения исчислить и уплатить налог по общим основаниям (то есть с применением права на вычет "входящего" НДС). Налогоплательщику целесообразно самостоятельно переходить на обычную систему налогообложения, если в каком-то из кварталов (имеется в виду месяц внутри квартала) ограничение по выручке было превышено. Налогоплательщику не выгодно будет продолжать пользоваться освобождением, зная, что за последующие девять месяцев ему придется восстанавливать налог (не имея источника такого восстановления). Законодатель говорит о восстановлении налога как о неблагоприятном для налогоплательщика последствии только в отношении единственного месяца, то есть месяца, в котором было превышение размера выручки, как бы предполагая, что в последующих месяцах налогоплательщик уже не пользуется освобождением. В период действия налогового освобождения налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету суммы "входящего" налога, они должны относиться на соответствующий источник (за счет источника приобретения ТРУ с "входящим" налогом. О судьбе "входящего" НДС по приобретаемым освобожденным налогоплательщиком основным средствам законодатель говорит в п. 6 ст. 170 НК РФ, такой налог относится на увеличение стоимости основного средства.

     В случае непредставления налогоплательщиком документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи либо представления  документов, содержащих недостоверные  сведения, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном  порядке с взысканием с налогоплательщика  соответствующих сумм налоговых  санкций и пени. Представляется, что сам по себе факт неподачи самого заявления на продление права  на освобождение не должен нести каких-либо неблагоприятных для налогоплательщика  последствий. Неподача заявления лишает налогоплательщика права воспользоваться  освобождением в данном месяце, но не лишает его права обратиться с  таким заявлением в следующем  месяце. Основанием для таких последствий  могут явиться только два условия  в совокупности: 1) непредставление  документов, подтверждающих, что сумма  выручки от реализации ТРУ без  налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных  месяца в совокупности не превысила  одного миллиона рублей; 2) превышение предела выручки фактически имело  место быть. В случае, если такое превышение было, то начиная с первого числа месяца, в котором произошло такое превышение, сумма налога восстанавливается с начислением пени и штрафа. Трудно себе предположить, что налогоплательщик, допустивший превышение предела выручки, будет нарушать закон и продолжит пользоваться освобождением. Скорее всего, именно эту ситуацию и имел в виду законодатель, защищая себя от бездействия недобросовестных налогоплательщиков. Но налоговый орган может подойти к толкованию данной нормы и с формальной стороны, применяя ответственность только лишь за сам факт непредставления документов, не обращая внимания на материальную составляющую поведения налогоплательщика (выручка не превысила предела, но документы в налоговый орган не представлены).

     Следует отметить, что уплата восстановленного налога должна производиться с применением  вычетов "входящего" налога. 
 
 

VI. СРОКИ УПЛАТЫ, НАЛОГОВЫЕ  ПЕРИОД, СТАВКИ И  БАЗА

     Налоговая база в общем случае представляет собой стоимость реализуемых  товаров (работ, услуг), исчисленную  исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для  подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения  в них НДС и налога с продаж.

     При исчислении налоговой базы выручка  от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной  формах, включая оплату ценными бумагами. Эти доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость