Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 08:15, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является рассмотрение мошенничества в банковской сфере и мер по его предотвращению на примере ОАО «МДМ Банк». Для этого должны быть выполнены следующие задачи^
Изучить объективные и субъективные признаки мошенничества;
Рассмотреть меры банков по предупреждению мошенничества;
И разработать рекомендации по совершенствованию работы по выявлению и предупреждению мошенничества;
Рассмотреть понятие мошенничества в банковской сфере.
Увы, организаций, где имеются такие «информационные» каналы, пока что слишком мало. При обследовании 500 наиболее преуспевающих фирм оказалось, что лишь в 52% из них есть такие «горячие линии», оформленные официально. Из компаний, которые нашли способы для передачи информации о подозрениях сотрудников по поводу возможных злоупотреблений, 16% пошли по пути организации «горячих» телефонных линий, 17% рекомендуют сотрудникам обращаться к своим руководителям, а 29% направляют их непосредственно в службы безопасности.
ПРОВЕДЕНИЕ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ АУДИТА
Очень небольшое число фирм и организаций для профилактики мошенничества используют активную аудиторскую работу. Аудиторы там выполняют текущие финансовые проверки, анализируют результаты хозяйственной деятельности, а расследованием мошенничеств занимаются лишь тогда, когда случайно на них натыкаются. Те же фирмы, которые активно используют аудит в целях предотвращения злоупотреблений, формируют у своих сотрудников сознание того, что их работа и действия могут быть проверены в любое время. Тем самым деятельность ревизоров и аудиторов способствует профилактике мошенничества.
Хорошая работа аудиторов в этом направлении включает в себя четыре основных фактора: 1) умение распознавать области риска; 2) умение распознавать симптомы мошенничества; 3) наличие таких планов и программ аудиторских проверок, которые могут выявить признаки злоупотреблений и рискованных сделок; 4) умение расследовать выявленные симптомы. Квалифицированные в данной области аудиторы широко используют статистические и компьютерные методы выявления мошенничества. В одной из фирм, например, решили применить методы компьютерного анализа для сравнения номеров телефонов сотрудников с номерами поставщиков. Результаты оказались обескураживающими — было выявлено 1117 случаев прямого совпадения, то есть получалось, что фирма закупала товары у своих собственных сотрудников: налицо был прямой конфликт интересов.
Глава 3.
3.1. Предупреждение кредитного
мошенничества на примере
На сегодняшний день существует большое разнообразие схем кредитного мошенничества. Специалисты банка, и в особенности специалисты фронт – офиса, должны знать их и быть готовы противостоять им.
Основными принципами по борьбе с мошенничеством в ОАО «МДМ Банк» являются:
Распространённой схемой мошенничества является кредит для третьего лица. Мошенники находят «друзей», дальних родственников, соседей и просят оказать им услугу – взять кредит на своё имя. При этом обещают, что «платить по кредиту не придётся», «с кредитом разберутся сами», «я бы и на себя оформил, просто не подхожу под условия (не хватает срока регистрации, трудоустроен не официально и т.п.)». Доверчивые граждане при этом сами не догадываются, что замешаны в мошеннической схеме. Понимание приходит только тогда, когда мошенник исчезает, а к заёмщику приходят из банка с требованием погасить образовавшуюся задолженность, на что у него зачастую просто нет средств. Предотвратить подобные выдачи невозвратных кредитов можно при проведении интервьюирования клиента, очень важно выяснить – для кого он берёт кредит, и сам ли планирует расплачиваться.
Не менее распространено финансирование бизнеса за счёт потребительских кредитов, оформленных на сотрудников организации. В данном случае руководитель предприятия, зачастую предварительно договорившись с сотрудниками банка о беспрепятственной выдаче, посылает своих сотрудников за кредитами, убеждая, что «данные кредиты поднимут продажи вашего офиса», «я бы мог получить кредит на развитие бизнеса, но это долго», «а гасить кредиты – ну, конечно, буду». При этом 99% таких схем заканчиваются дефолтом всей группы, приостановкой выдач в дополнительном офисе и возбуждением уголовного дела на всех причастных лиц (как клиентов, так и сотрудников банка). Поэтому никогда не следует оформлять кредит человеку, который сам лично не планирует по нему платить. Тем более, никогда нельзя заполнять анкету клиента и заявку на кредит в отсутствии клиента по его документам.
Кредит по поддельным чужим документам. Данную схему легко предотвратить, проведя анализ документов (поиск признаков подделки и несоответствий) – сравнение внешности заемщика с фотографией в документах и грамотным интервьюированием, включающее в себя вопросы, ответы на которые прямо или косвенно содержатся в документах, предоставленных клиентом. Цель – «подловить» мошенника на незнании информации из своих документов, а также заставить его нервничать при ответах на нестандартные вопросы.
Оформление кредитов на лиц без определённого места жительства, алкоголиков, лиц страдающих наркозависимостью и т.п. В данном случае кредиты на 100% невозвратные. Уберечь от данной схемы поможет оценка внешнего вида заёмщика (при этом также стоит сконцентрировать внимание на несоответствиях – клиент одет в хорошую одежду, но она ему не по размеру, дорогие ботинки, но нет носков и т.п.) и проведение интервью с клиентом с использованием нестандартных вопросов.
3.2. Рекомендации по
К рекомендациям по выявлению и предупреждению мошенничества можно отнести такие меры как своевременное предотвращение, обнаружение, расследование и сдерживание мошенничества. Остановимся на каждом из них поподробнее на примере ОАО «МДМ Банк».
Цель предотвращения мошенничества – минимизировать вероятность совершения мошенничества в Банке.
Предотвращение включает в себя инструменты, процедуры, акции и информационную активность, которые ограничивают возможности осуществления мошенничества. Процедуры предотвращения мошенничества должны быть включены во все новые Продукты, процессы и системы, с описанием точных определений контроля и верификации.
При реализации процедуры предотвращения мошенничества Банк:
В банке предусмотрены следующие процедуры по предотвращению мошенничества:
Меры по предотвращению мошенничества направлены на отпугивание потенциальных мошенников от подачи заявления в Банк, и что мошенничество может привести к аресту и уголовному преследованию.
Процессы обнаружения используются для идентификации мошеннических действий в ходе их реализации или максимально оперативно после реализации, с целью снижения потерь от мошеннических действий.
Процедуры выявления мошенничества:
Подозрительные на мошенничества кредиты, проходят процедуру расследования ответственными службами.
В ОАО «МДМ банк» приняты следующие процедуры по расследованию мошенничества:
В процессе взыскания по доказанным случаям мошенничества должны быть использованы все возможные методы для снижения потерь.
Политика сдерживания предназначена для того, чтобы воспрепятствовать мошенникам избрать Банк целью для осуществления преступления.
Информация о проведении подобных мероприятий должна быть распространена внутри Банка.
Благодаря всем этим мерам, Банк может как можно действенно проводить Политику по предотвращению мошенничества пересекаясь с законодательством РФ.
Заключение.
Таким образом, мошенничество в кредитно-банковской сфере - общественно опасное деяние, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием, выражающееся в предоставлении заведомо ложных сведений и документов, либо в уклонении от выполнения возложенных банком обязанностей, нарушающем законный порядок предоставления, получения, распределения, использования, погашения, возврата кредитов, а также иных расчетов.
Общий, родовой и видовой объекты мошенничества в сфере банковской деятельности совпадают с соответствующими видами объектов мошенничества в других сферах, то есть они являются общими. Различие появляется на уровне непосредственного объекта. Анализ направлений деятельности банков позволяет говорить о том, что объектом мошенничества в сфере банковской деятельности является право собственности конкретных банков и право собственности клиентов этих банков, в числе которых могут быть как физические, так и юридические лица. Что касается предмета мошенничества в сфере банковской деятельности, то в это понятие следует включать, прежде всего, деньги, в том числе иностранную валюту. При анализе диспозиции ч. 1 ст. 159 УК РФ видно, что законодатель в качестве предмета мошенничества указывает и право на имущество. Гражданское законодательство под имуществом понимает в числе прочего «имущественные права». В связи с этим, с целью приведения норм УК РФ в соответствие с положениями ГК РФ необходимо из текста ст. 159 УК РФ исключить словосочетание (указание на) «право на чужое имущество».
Особенности объективной стороны мошенничества в сфере банковской деятельности в наибольшей степени отражают специфику уголовно-наказуемого хищения и преступного приобретения права на чужое имущество, совершаемого путем обмана или злоупотребления доверием при проведении банковских операций. Вместе с тем, в этом элементе состава преступления против собственности имеются признаки, характеризующие действия (бездействия) виновного, которые, собственно и отграничивают мошенничество от иных форм хищения. В уголовно-правовой литературе и обман, и злоупотребление доверием не находят однозначного толкования, что затрудняет правильную квалификацию и требует законодательного разрешения.
Анализируя квалифицирующий признак в виде крупного ущерба, можно сделать вывод, что установленный законодателем критерий такого ущерба – превышение 250 тыс. рублей - не в полной мере отражает истинное положение вещей. Так, если рассматривать данную сумму ущерба для физического лица – то это представляется оправданным. Если же оценивать подобный ущерб для банка, то, определение такого ущерба как крупного, вызывает сомнения. В связи с вышеизложенным необходимо разграничить понятие крупного ущерба для физических и юридических лиц.
В то же время представляется, что указанных в ст. 159 УК РФ признаков недостаточно. Следует включить в указанную статью квалифицирующий признак «мошенничество в кредитно-банковской сфере». Повышенная общественная опасность этого деяния обусловлена размером получаемого кредита и возможными последствиями его невозврата.