Мошенничество в банковской сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 08:15, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является рассмотрение мошенничества в банковской сфере и мер по его предотвращению на примере ОАО «МДМ Банк». Для этого должны быть выполнены следующие задачи^
Изучить объективные и субъективные признаки мошенничества;
Рассмотреть меры банков по предупреждению мошенничества;
И разработать рекомендации по совершенствованию работы по выявлению и предупреждению мошенничества;
Рассмотреть понятие мошенничества в банковской сфере.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!.docx

— 65.35 Кб (Скачать)

Увы, организаций, где имеются такие «информационные» каналы, пока что слишком мало. При обследовании 500 наиболее преуспевающих фирм оказалось, что лишь в 52% из них есть такие «горячие линии», оформленные официально. Из компаний, которые нашли способы для передачи информации о подозрениях сотрудников по поводу возможных злоупотреблений, 16% пошли по пути организации «горячих» телефонных линий, 17% рекомендуют сотрудникам обращаться к своим руководителям, а 29% направляют их непосредственно в службы безопасности.

ПРОВЕДЕНИЕ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ АУДИТА

Очень небольшое число фирм и организаций для профилактики мошенничества используют активную аудиторскую работу. Аудиторы там выполняют текущие финансовые проверки, анализируют результаты хозяйственной деятельности, а расследованием мошенничеств занимаются лишь тогда, когда случайно на них натыкаются. Те же фирмы, которые активно используют аудит в целях предотвращения злоупотреблений, формируют у своих сотрудников сознание того, что их работа и действия могут быть проверены в любое время. Тем самым деятельность ревизоров и аудиторов способствует профилактике мошенничества.

Хорошая работа аудиторов в этом направлении включает в себя четыре основных фактора: 1) умение распознавать области риска; 2) умение распознавать симптомы мошенничества; 3) наличие таких планов и программ аудиторских проверок, которые могут выявить признаки злоупотреблений и рискованных сделок; 4) умение расследовать выявленные симптомы. Квалифицированные в данной области аудиторы широко используют статистические и компьютерные методы выявления мошенничества. В одной из фирм, например, решили применить методы компьютерного анализа для сравнения номеров телефонов сотрудников с номерами поставщиков. Результаты оказались обескураживающими — было выявлено 1117 случаев прямого совпадения, то есть получалось, что фирма закупала товары у своих собственных сотрудников: налицо был прямой конфликт интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

3.1. Предупреждение кредитного  мошенничества на примере банка.

На сегодняшний день существует большое разнообразие схем кредитного мошенничества. Специалисты банка, и в особенности специалисты фронт – офиса, должны знать их и быть готовы противостоять им.

Основными принципами по борьбе с мошенничеством в ОАО «МДМ Банк» являются:

    • Принцип неприятия мошенничества. Каждый сотрудник Банка рассматривает мошенничество как враждебное действие по отношению к Банку.
    • Принцип всеобщей ответственности. Каждый сотрудник Банка несет ответственность за обнаружение мошенничества.
    • Принцип информированности. О любом подозрении на мошеннические действия должно быть сообщено в подразделение, ответственное за противодействие мошенничеству.
    • Принцип права голоса и защиты. У сотрудников Банка существует возможность открыто высказывать свое мнение; Банк обеспечивает механизм защиты сотрудников, воспользовавшихся этим правом.
    • Принцип окончательности расследования. Все случаи подозрения на мошенничество расследуются до получения окончательного результата (подтверждено или не подтверждено).
    • Принцип неизбежности наказания. Во всех доказанных случаях мошенничества злоумышленники должны быть наказаны со всей строгостью закона.
    • Принцип разделения полномочий и ответственности сотрудников Банка. Процессы по борьбе с мошенничеством чётко распределены по владельцам процессов как по полномочиям, так и по ответственности.
    • Принцип соблюдения законодательства. Обо всех случаях нарушения законодательства РФ сообщается органам правопорядка.
    • Принцип максимального использования экономических возможностей. Банк использует все экономически целесообразные возможности для предотвращения и обнаружения мошенничества.
    • Принцип проверки информации. Вся информация, поступившая в Банк от третьих лиц и используемая в процессе розничного кредитования, должна быть проверена на предмет мошенничества.

Распространённой схемой мошенничества является кредит для третьего лица. Мошенники находят «друзей», дальних родственников, соседей и просят оказать им услугу – взять кредит на своё имя. При этом обещают, что «платить по кредиту не придётся», «с кредитом разберутся сами»,  «я бы и на себя оформил, просто не подхожу под условия (не хватает срока регистрации, трудоустроен не официально и т.п.)».  Доверчивые граждане при этом сами не догадываются, что замешаны в мошеннической схеме. Понимание приходит только тогда, когда мошенник исчезает, а к заёмщику приходят из банка с требованием погасить образовавшуюся задолженность, на что у него зачастую просто нет средств. Предотвратить подобные выдачи невозвратных кредитов можно при проведении интервьюирования клиента, очень важно выяснить – для кого он берёт кредит, и сам ли планирует расплачиваться.

Не менее распространено финансирование бизнеса за счёт потребительских кредитов, оформленных на сотрудников организации. В данном случае руководитель предприятия, зачастую предварительно договорившись с сотрудниками банка о беспрепятственной выдаче, посылает своих сотрудников за кредитами, убеждая, что «данные кредиты поднимут продажи вашего офиса», «я бы мог получить кредит на развитие бизнеса, но это долго», «а гасить кредиты – ну, конечно, буду». При этом 99% таких схем заканчиваются дефолтом всей группы, приостановкой выдач в дополнительном офисе и возбуждением уголовного дела на всех причастных лиц (как клиентов, так и сотрудников банка). Поэтому никогда не следует оформлять кредит человеку, который сам лично не планирует по нему платить. Тем более, никогда нельзя заполнять анкету клиента и заявку на кредит в отсутствии клиента по его документам.

Кредит по поддельным чужим документам. Данную схему легко предотвратить, проведя анализ документов (поиск признаков подделки и несоответствий) – сравнение внешности заемщика с фотографией в документах и грамотным интервьюированием, включающее в себя вопросы, ответы на которые прямо или косвенно содержатся в документах, предоставленных клиентом. Цель – «подловить» мошенника на незнании информации из своих документов, а также заставить его нервничать при ответах на нестандартные вопросы.

Оформление кредитов на лиц без определённого места жительства, алкоголиков, лиц страдающих наркозависимостью и т.п. В данном случае кредиты на 100% невозвратные. Уберечь от данной схемы поможет оценка внешнего вида заёмщика (при этом также стоит сконцентрировать внимание на несоответствиях – клиент одет в хорошую одежду, но она ему не по размеру, дорогие ботинки, но нет носков и т.п.) и проведение интервью с клиентом с использованием нестандартных вопросов.

3.2. Рекомендации по совершенствованию  работы по выявлению и предупреждению  мошенничества.

К рекомендациям по выявлению и предупреждению мошенничества можно отнести такие меры как своевременное предотвращение, обнаружение, расследование и сдерживание мошенничества. Остановимся на каждом из них поподробнее на примере ОАО «МДМ Банк».

  1. Предотвращение мошенничества.

Цель предотвращения мошенничества – минимизировать вероятность совершения мошенничества в Банке.

Предотвращение включает в себя инструменты, процедуры, акции и информационную активность, которые ограничивают возможности осуществления мошенничества. Процедуры предотвращения мошенничества должны быть включены во все новые Продукты, процессы и системы, с описанием точных определений контроля и верификации.

При реализации процедуры предотвращения мошенничества Банк:

    • Определяет ключевые зоны проявления мошенничества (факторы риска мошенничества), даже если риск еще не привел к потерям;
    • Отдает предпочтение оценке рисков совершения мошеннических действий в отношении Банка на основании двух компонентов: вероятность реализации мошенничества и финансовый результат, в случае реализации мошенничества;
    • Оценивает обнаруженные факторы рисков совершения мошеннических действий в отношении Банка в связи с контролем действий, нацеленных на снижение рисков;
    • Производит оценку качества процессов внутреннего контроля, нацеленных на снижение уровня обнаруженных рисков;
    • Определяет дополнительные показатели уровня мошенничества и соответствующие меры для минимизации рисков совершения мошеннических действий в отношении Банка.

В банке предусмотрены следующие процедуры по предотвращению мошенничества:

      • Внедрение анти - мошеннических алгоритмов по проверке Заёмщиков на этапе верификации заявки на кредит;
      • Развитие мошеннических баз данных, разрешённых действующим законодательством РФ, для предотвращения выдачи кредита;
      • Участие сотрудников подразделения, ответственного за противодействие мошенничеству, в формировании Продуктов и развитии процессов кредитования;
      • Предоставление сотрудникам подразделения, ответственного за противодействие мошенничеству, обратной связи/ информации подразделениям Банка для увеличения осведомленности по вопросам мошенничества.

Меры по предотвращению мошенничества направлены на отпугивание потенциальных мошенников от подачи заявления в Банк, и что мошенничество может привести к аресту и уголовному преследованию.

  1. Обнаружение мошенничества.

Процессы обнаружения используются для идентификации мошеннических действий в ходе их реализации или максимально оперативно после реализации, с целью снижения потерь от мошеннических действий.

Процедуры выявления мошенничества:

  • Проводится аналитическая работа по выявлению списка взаимосвязанных кредитов;
  • Проводится оперативная проверка Заемщика после подписания договора;
  • Проводится расчёт показателей риска мошенничества и выявления точек их концентрации;
  • Проводится сбор информации от служб взыскания, о случаях мошенничества, выявленных при работе с проблемной задолженностью;

Подозрительные на мошенничества кредиты, проходят процедуру расследования ответственными службами.

  1. Расследование мошенничества.

В ОАО «МДМ банк» приняты следующие процедуры по расследованию мошенничества:

  • Предотвращение будущих потерь;
  • Расследование подозрения на мошенничество с целью собрать доказательства и осуществить наказание виновных в совершении мошенничества;
  • Взыскание задолженности на этапе расследования в целях компенсировать потери Банка от мошенничества.

В процессе взыскания по доказанным случаям мошенничества должны быть использованы все возможные методы для снижения потерь.

  1. Сдерживание мошенничества.

Политика сдерживания предназначена для того, чтобы воспрепятствовать мошенникам избрать Банк целью для осуществления преступления.

Информация о проведении подобных мероприятий должна быть распространена внутри Банка.

Благодаря всем этим мерам, Банк может как можно действенно проводить Политику по предотвращению мошенничества пересекаясь с законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение.

Таким образом, мошенничество в кредитно-банковской сфере - общественно опасное деяние, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием, выражающееся в предоставлении заведомо ложных сведений и документов, либо в уклонении от выполнения возложенных банком обязанностей, нарушающем законный порядок предоставления, получения, распределения, использования, погашения, возврата кредитов, а также иных расчетов.

Общий, родовой и видовой объекты мошенничества в сфере банковской деятельности совпадают с соответствующими видами объектов мошенничества в других сферах, то есть они являются общими. Различие появляется на уровне непосредственного объекта. Анализ направлений деятельности банков позволяет говорить о том, что объектом мошенничества в сфере банковской деятельности является право собственности конкретных банков и право собственности клиентов этих банков, в числе которых могут быть как физические, так и юридические лица. Что касается предмета мошенничества в сфере банковской деятельности, то в это понятие следует включать, прежде всего, деньги, в том числе иностранную валюту. При анализе диспозиции ч. 1 ст. 159 УК РФ видно, что законодатель в качестве предмета мошенничества указывает и право на имущество. Гражданское законодательство под имуществом понимает в числе прочего «имущественные права». В связи с этим, с целью приведения норм УК РФ в соответствие с положениями ГК РФ необходимо из текста ст. 159 УК РФ исключить словосочетание (указание на) «право на чужое имущество».

Особенности объективной стороны мошенничества в сфере банковской деятельности в наибольшей степени отражают специфику уголовно-наказуемого хищения и преступного приобретения права на чужое имущество, совершаемого путем обмана или злоупотребления доверием при проведении банковских операций. Вместе с тем, в этом элементе состава преступления против собственности имеются признаки, характеризующие действия (бездействия) виновного, которые, собственно и отграничивают мошенничество от иных форм хищения. В уголовно-правовой литературе и обман, и злоупотребление доверием не находят однозначного толкования, что затрудняет правильную квалификацию и требует законодательного разрешения.

Анализируя квалифицирующий признак в виде крупного ущерба, можно сделать вывод, что установленный законодателем критерий такого ущерба – превышение 250 тыс. рублей - не в полной мере отражает истинное положение вещей. Так, если рассматривать данную сумму ущерба для физического лица – то это представляется оправданным. Если же оценивать подобный ущерб для банка, то, определение такого ущерба как крупного, вызывает сомнения. В связи с вышеизложенным необходимо разграничить понятие крупного ущерба для физических и юридических лиц.

В то же время представляется, что указанных в ст. 159 УК РФ признаков недостаточно. Следует включить в указанную статью квалифицирующий признак «мошенничество в кредитно-банковской сфере». Повышенная общественная опасность этого деяния обусловлена размером получаемого кредита и возможными последствиями его невозврата.

Информация о работе Мошенничество в банковской сфере