Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 08:15, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является рассмотрение мошенничества в банковской сфере и мер по его предотвращению на примере ОАО «МДМ Банк». Для этого должны быть выполнены следующие задачи^
Изучить объективные и субъективные признаки мошенничества;
Рассмотреть меры банков по предупреждению мошенничества;
И разработать рекомендации по совершенствованию работы по выявлению и предупреждению мошенничества;
Рассмотреть понятие мошенничества в банковской сфере.
Нельзя забывать о том, что незаконное получение кредита влечет за собой не только материальный ущерб, но и иные виды ущерба. Эксперты Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов считают, что из-за незаконного получения кредита происходит снижение деловой активности, утрата доверия, поскольку информацию о незаконном получении кредитных льгот узнали деловые партнеры кредитора непосредственно после заключения соглашения, последствием анализируемого преступления могут быть банкротство организации-кредитора, нарушение режима его нормальной работы, в том числе срыв сделок, которые должны были иметь место в будущем, вынужденная неуплата налогов, уменьшение финансового оборота, невыполнение других принятых на себя обязательств, необходимость вынужденного сокращения штатов и т. д.
Иным и распространенными формами коммерческого мошенничества в банковской сфере является завладение денежными средствами банков посредством использования технических средств связи. В настоящее время широкое распространение приобретает система безналичных расчетов с использованием международных кредитных карт. На территории стран СНГ распространены карточки системы «Виза-электрон», «Маэстро», «Мастер-кард» и др.
Практически каждый банк имеет договор с названными электронными системами. Сущность этих операций заключается в том, что физическое лицо заключает с банком договор банковского вклада с использованием международной банковской карточки. В любой момент клиент банка имеет возможность обналичить карточку в банкомате и снять со своего счета необходимую сумму денег в рублях либо в иностранной валюте. Для снятия наличных денег клиенту необходимо набрать на устройстве банкомата «пин-код».
Последний известен только владельцу карточки и операционному центру данной системы безналичных расчетов. Снятие денег со счета может происходить также посредством кассовых банковских операций. В этом случае держатель кредитной карточки передает карточку кассиру-операционисту вместе с документом, удостоверяющим личность, после чего кассир, ознакомясь с компьютерными данными о счете владельца, выдает заявленную сумму.
Рассматриваемая система безналичных расчетов считается наиболее безопасной, поскольку деньги вкладчика надежно защищены от преступных посягательств. Если происходит утрата карточки, владелец счета по телефону уведомляет банк, после чего банк направляет в операционный центр стоп-лист, и все операции по данному счету немедленно прекращаются.
Похищение карточки может повлечь снятие наличности со счета в ситуации, если похитителю известен «пин-код», который может стать похитителю известен из услышанного разговора между пользователями карточки, обнаружен в записной книжке, из информации, переданной родственниками владельца счета. «Пин-код» может быть подсмотрен похитителем и при обналичивании карточки. В последнее время стало популярно считывание «пин-кодов» с банкоматов, т. е. фрикерство.
Через Интернет мошенниками заказываются приборы для фрикерства, которые позволяют считывать «пин-коды», аппараты для изготовления платежных пластиковых карт. Далее они действуют по следующей схеме: считывают у банковских клиентов настоящие «пин-коды» и переносят их на самодельные дубликаты названных карт, зная, что компьютер проверяет исключительно цифровые данные клиентов, а не их фамилии, имена, отчества и т. д., а потом снимают со счетов законных собственников платежных пластиковых карт денежные средства.
У россиян, в основном, не принято как, например, у американцев, еженедельно производить проверку своих счетов по распечаткам, чем и пользуются преступники, благодаря этому они свободно могут совершать хищения на крупные суммы довольно долгое время, пока счет не станет пустым или почти пустым. В следственной практике имел место случай, когда фрикеров смогли задержать лишь благодаря бдительности торгового персонала магазина, в который они пришли ночью. Картридеры (считывающие устройства) не всегда читают самодельные карты. И, когда оператор провела карту покупателей несколько раз через считывающее устройство, но связь так и не установилась, она решила на всякий случай сохранить чеки от покупок подозрительных клиентов.
Так удалось выйти на след преступников: при проверке оказалось, что их карты «Виза» и «Мастер-кард» оказались поддельными. Достаточно долго они отоваривались в магазинах Краснодарского края, делая дорогостоящие покупки 1. Другой пример. Информация о том, что карты «Альфа-Банка» не читаются в краснодарских банкоматах стала появляться начиная с 6 декабря 2010 года на форумах, на интернет-сайтах, внутренние источники банка сообщали своему руководству о неполадках.
В итоге оперативно было заблокировано семь тысяч карт скомпроментированных предположительно в банкоматной сети одного из краснодарских банков. Карты «закрыли» для защиты интересов клиентов, так как выяснилось, что их пин-коды стали известны мошенникам. Благодаря этому хакеры не успели снять деньги со счетов «Альфа-Банка» 2. Интересен и следующий случай. Эта афера началась со знакомства по Интернету.
У шотландского банка RBS Worldpay имеются филиалы по всему миру. Для того, чтобы снять деньги как можно с большего количества банкоматов, хакеры нашли исполнителей в различных странах, которые обналичили деньги в 280 городах мира и, оставив себе комиссионные, переслали деньги своим виртуальным боссам 1. Завладение денежными средствами банка может происходить посредством незаконного списания средств с компьютерных систем банка.
Сущность данного способа хищения заключается в том, что специалист в области компьютерной техники проникает в компьютерную сеть банка. Это достигается взламыванием компьютерных замков, кодов и т.д. Списание средств происходит путем несанкционированного овердрафта.
Все изложенное выше - далеко не полный перечень банковских мошенничеств. Борьба с ними должна вестись на государственном уровне более активно, защищая и банковскую систему Российской Федерации и, ее граждан доверивших свои сбережения банкам.
2.2. Меры банков по предупреждению мошенничества.
Риск мошенничества рассматривается как специфическая категория операционного риска.
Банк понимает под мошенничеством - потери, которые он понёс в результате действий, связанных с обманом, незаконным завладением имуществом или нарушением закона, совершённых третьей стороной и/или сотрудником Банка.
Банк признает наличие мошеннических действий при взятии кредита в следующих случаях:
В ОАО «МДМ Банк» принята следующая классификация мошенничества:
Вероятность мошенничества возрастает, когда соединяются давление внешних обстоятельств, возможность и наличие самооправданий. При отсутствии одного из этих элементов вероятность злоупотреблений уменьшается.
Мы рассмотрим шесть способов устранения таких возможностей: 1) наличие хорошей системы внутрифирменного контроля; 2) предотвращение возможного сговора между сотрудниками фирмы и ее клиентами или поставщиками; 3) четкое информирование всех партнеров данной фирмы о ее политике в отношении к злоупотреблениям; 4) проверка персонала; 5) налаживание работы «горячих линий» для получения анонимных сигналов и сообщений; 6) проведение предупредительной активной политики в области аудита.
ХОРОШАЯ СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОГО КОНТРОЛЯ
Наиболее широко распространенным механизмом для предупреждения мошенничества стали различные системы внутрифирменного контроля. Стандарт Института внутрифирменного аудита, например, утверждает следующее:
Предупреждение мошенничества. Профилактика мошенничества подразумевает действия, направленные на воспрепятствование совершению злоупотреблений, а если оно уже имело место — на уменьшение степени его огласки. Основной способ предупреждения мошенничеств — это создание соответствующей системы контроля.
К примеру в одном из краснодарских банков работал в отделе обслуживания кредитных карт сотрудник, который за несколько месяцев снял с карт индивидуальных клиентов и перевел на свой счет более 200 миллионов рублей.
Похищал деньги маленькими суммами, чтобы законные собственники не сразу заметили недостачу на кредитных картах. Обналичивал украденное и, распоряжался ним, пока одна из жертв не заметила недостачу на счете и обратилась за разъяснениями к руководству банка …
Считается, что основной причиной банкротств коммерческих банков становятся, как правило, не экономические условия, а недостатки в управлении и незаконные операции, неразумная политика в области предоставления ссуд. Довольно часто встречающейся формой завладения кредитными средствами банков являются мошенничества, связанные с вводом в оборот подложных банковских платежных документов.
Обязанности штатных аудиторов. Служба внутрифирменного аудита должна способствовать профилактике мошенничества путем проведения проверок и оценки адекватности и эффективности контрольных мероприятий, соотнося их с потенциальным риском, присущим отдельным направлениям деятельности данной фирмы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СГОВОРА МЕЖДУ СОТРУДНИКОМ И СТОРОННИМ ПАРТНЕРОМ
Примерно 71% всех злоупотреблений совершается в одиночку. Наиболее трудно бывает выявить те 29% случаев мошенничества, когда они совершаются при наличии сговора, тем более, что в них фигурируют, как правило, значительные суммы. В связи с тем, что подобные аферы обычно развиваются медленнее (нужно определенное время, чтобы достаточно хорошо узнать другую сторону и убедиться, что она будет сотрудничать нужным мошеннику образом, а не «заложит» его при первой же оказии), такие преступления можно предотвратить путем отправления сотрудников в обязательные отпуска, ротации кадров и их перемещения по службе. Если фирма допускает опасную близость того или иного работника к одним и тем же заказчикам или клиентам на довольно долгий период времени, всегда имеется риск того, что этот сотрудник начнет использовать свои связи с ними в целях поиска личной выгоды.
ЧЕТКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ ПАРТНЕРОВ О ПОЛИТИКЕ ВАШЕЙ ФИРМЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ
Иногда поставщики и заказчики втягиваются в сомнительные аферы сотрудниками данной фирмы, которые боятся, что если они не подключат их к своим незаконным делам, то потеряют тогда этих деловых партнеров. В большинстве случаев такие клиенты и поставщики имеют лишь один-два контакта с данной фирмой. На них часто выходит человек, требующий нелегальных выплат или совершения иных видов незаконных действий.
Иногда избежать подобных случаев помогает официальное письмо от вашей организации, уведомляющее партнеров, что вашим сотрудникам запрещено принимать подарки и другие виды вознаграждений от их деловых партнеров. Многие мошенничества были вскрыты именно после направления таких писем, так как партнеры после их получения часто рассказывали об имевшей место «практике» делового сотрудничества.
ПРОВЕРКИ СОТРУДНИКОВ
Практически нет таких жуликов и аферистов, которые бы совершили мошенничество и спрятали похищенное в чулок. Почти всегда они используют эти средства для потворства своим пагубным привычкам или оплаты долгов. Если бы руководители и коллеги уделяли больше внимания симптомам, проявляющимся в изменении образа жизни мошенников, их злоупотребления можно было бы обнаружить на самой ранней стадии. Большая часть похищенных средств тратится на предметы роскоши — аферисты покупают автомобили, дорогую одежду, новые дома, отправляются отдыхать на фешенебельные курорты, покупают дорогие игрушки типа катеров, дач, домов-прицепов для своей машины, даже самолеты. Они могут использовать эти средства на содержание любовниц (любовников) и т. п.
Те менеджеры и сотрудники, которые обращают внимание на образ и стиль жизни своих коллег, могут помочь своей фирме сохранить огромные средства, вовремя замечая подобные симптомы мошенничества.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ «ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ» ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АНОНИМНЫХ СИГНАЛОВ И «НАВОДОК»
Чаще всего мошенничество обнаруживается благодаря сигналам и наводкам сотрудников. В одной из фирм, например, с помощью подобных сигналов было выявлено 33% от всех злоупотреблений, тогда как аудиторы смогли обнаружить лишь 18%. В другой компании, где в год обычно выявлялось более 1000 случаев злоупотреблений, 42% из них выявлялось благодаря сигналам со стороны сотрудников и клиентов. Когда сотрудники знают, что у их коллег имеется отличная возможность сообщить куда следует о своих подозрениях, они редко дадут вовлечь себя во всякого рода сомнительные дела. Мы уже говорили, что страх разоблачения является для потенциального мошенника одним из самых серьезных сдерживающих факторов.