Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:15, реферат
Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации[1]. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежейация налоговой базы
Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.
Сущность налогового планирования
Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации[1]. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.
Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Оптимизация налогов предполагает
увеличение финансовых результатов
при экономии налоговых расходов,
а также решает задачу не допустить большей
динамики роста налоговых платежей по сравнению
с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации
налогов могут решаться и иные финансовые
задачи, далекие от минимизации. Например,
формирование в отчетном периодесущественной прибыли дл
Цели
Основными целями НП являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово — хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.
Этапы
Составными частями (этапами) НП являются:
В системе мер регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования немаловажная роль отводится налоговому планированию, а разнообразие налоговых законодательств и механизмов их применения в мировой практике обеспечивает налоговому планированию ведущую роль в выборе форм и места осуществления внешнеэкономической деятельности.
Налоговое планирование
представляет собой процесс обоснования
на перспективу величины налоговых
обязательств с целью определения
реальных доходов субъектов
Одной из задач, решаемой при помощи налогового планирования, является выбор оптимальной формы налогообложения. Поиск наиболее выгодного для субъекта хозяйствования налогообложения чаще всего осуществляется путем налогового маневрирования — минимизации налоговых платежей в рамках налогового законодательства.
Классифицировать виды налогового планирования можно как по длительности (периодичности) налоговых прогнозов, так и по сфере применения.
По длительности
осуществления налоговых
А по сфере применения можно выделить:
• личное (семейное) налоговое планирование;
• внутрифирменное налоговое планирование;
• междуфирменное (в пределах консолидированного налогоплательщика (концерн, объединение, холдинг и т.п.) налоговое планирование;
• международное налоговое планирование.
Необходимо также отметить, что данные классификации достаточно условны и элементы разных видов налогового планирования прослеживаются друг в друге. Так, личное налоговое планирование, представленное в основном подоходным налогообложением и налогообложением дивидендов, широко применяется как вариант внутрифирменного с целью перераспределения доходов и использования льгот, предоставляемых физическим лицам.
Внутрифирменное обращается
к преимуществам деления
Международное налоговое
планирование позволяет использовать
различные механизмы и
Минимизация налоговых обязательств может быть достигнута за счет:
• уменьшения налоговой базы;
• применения более низких налоговых ставок;
• изменение резидентства (в первую очередь — путем использования льгот, предоставляемых иностранному капиталу).
Международное налоговое
планирование обладает обширным диапазоном
разнообразных налоговых
• размещение хозяйственной деятельности в странах или регионах со льготным налоговым режимом (свободных экономических зонах, налоговых гаванях и т.п.);
• инвестирование капитала в страны, имеющие низкие налоговые ставки или освобождение от налогообложения у "источника выплаты" пассивных доходов: дивиденды, проценты, роялти и т.п.;
• использование преимуществ, представляемых странами, выплачивающими доходы по активным операциям: финансовые и страховые сделки, строительство, судоходство, малый бизнес;
• применение трансфертного
ценообразования и
• использование преимуществ двухсторонних налоговых соглашений;
• применение выгод интеграционных объединений (беспошлинное движение товаров и т.п.).
Рассмотрим наиболее характерные схемы налогового маневрирования международного бизнеса.
Специальные налоговые режимы представляют собой организацию исчисления и уплаты налогов и сборов на определенной территории. Среди специальных налоговых режимов выделяются в первую очередь свободные экономические зоны (СЭЗ).
СЭЗ — это обособленные территории государства с льготным (по сравнению с общим) режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Основными условиями создания СЭЗ являются наряду с привлечением иностранного капитала развитие экспортного отечественного потенциала, использование передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта.
Среди наиболее распространенных форм привлечения иностранного капитала можно также отметить организацию свободных таможенных зон (СТЗ).
Свободная таможенная зона — это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики.
На сегодняшний день практически ни одна схема международного налогового планирования не обходится без оффшорного бизнеса. Оффшорная территория (налоговая гавань, налоговый оазис) — государство или территория, проводящая политику привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и прочих льгот. Льготы предоставляются не только иностранным, но и местным компаниям.
В качестве оффшорных юрисдикции чаще всего выступают независимые государства (в прошлом многие из них были колониями) или обособленные территории, обладающие особым государственно-правовым статусом. Это могут быть самоуправляющееся владение метрополии, арендованная территория или государственное образование, до сих пор имеющее статус колонии. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости населения и повышения деловой активности.
Типичная оффшорная юрисдикция предоставляет для инвесторов определенный стандартный комплекс возможностей. В него входят: регистрация нерезидентных и освобожденных компаний, а также создание оффшорных структур других типов: предпринимательских партнеров, оффшорных трастов, специализированных оффшорных компаний (банков, страховых фирм и инвестиционных учреждений).
Пути решения проблемы двойного налогообложения в Российской федерации
Одной из важнейших проблем, стоящих перед налоговыми органами как Российской Федерации, так и зарубежных стран, является устранение двойного налогообложения.
2.1 Международные соглашения об избежание двойного налогообложения
Избежать двойного налогообложения юридического или физического лица можно двумя способами :
- путем одностороннего
освобождения или налогового
зачета (кредита), предоставляемого
в стране постоянного
- путем заключения соглашений
по устранению двойного
Урегулировать международное двойное налогообложение можно тремя способами:
1. Все страны должны
следовать какому-либо
2. Принятие государством
внутренних законодательных
3. Урегулирование двойного
налогообложения путем
В одностороннем порядке проблема устранения двойного налогообложения не решается, т.к. для каждого государства существует двоякая задача:
- обеспечение достаточных налоговых поступлений бюджета;
- создание оптимальных
условий для экономического
В принципе устранение двойного
налогообложения возможно и в
одностороннем порядке. Для этого
страна постоянного местопребывания
налогоплательщика может
Решение проблемы требует координации национальных налоговых политик государств на международном уровне, поэтому, как правило, 2 и 3 способы применяются в сочетании: национальное законодательство устанавливает свои льготы, а в международных налоговых соглашениях регулируются отдельные случаи двойного налогообложения.
В связи со спецификой налогообложения
физических и юридических лиц
в сфере международных
Международные соглашения об избежание двойного налогообложения, применяющиеся на территории РФ, входят в систему права РФ и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства. Статьей 15 Конституции РФ установлено, что международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ. В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения. Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие. Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежание двойного налогообложения.