Методы составления отчета о движении денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение отчета о движении денежных средств в системе экономической информации.
При выполнении курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- изучение теоретических основ бухгалтерской отчетности, а именно отчета о движении денежных средств;
- выяснение цели и важности составления отчета о движении денежных средств;
- порядок заполнения отчета о движении денежных средств в соответствии с нормативными документами, принцип построения формы;
- раскрытие проблем при составлении отчета о движении денежных средств.

Оглавление

Введение
Глава 1 Целевое назначение и требования к отчету о движении денежных средств
1.1 Целевое назначение отчета о движении денежных средств
1.2 Требования к отчету о движении денежных средств
1.3 Особенности формирования бухгалтерской отчетности
Глава 2 Группировка потоков денежных средств
2.1 Движение денежных средств по текущей деятельности
2.2 Движение денежных средств по инвестиционной деятельности
2.3 Движение денежных средств по финансовой деятельности
2.4 Итоговые строки формы №4
Глава 3 Методы составления отчета о движении денежных средств
3.1 Прямой метод составления отчета
3.2 Косвенный метод составления отчета
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1 Целевое назначение и требования к отчету о движении денежных средств

1.1 Целевое назначение  отчета о движении денежных  средств

1.2 Требования к  отчету о движении денежных  средств

1.3 Особенности формирования  бухгалтерской отчетности

Глава 2 Группировка  потоков денежных средств

2.1 Движение денежных  средств по текущей деятельности

2.2 Движение денежных  средств по инвестиционной деятельности

2.3 Движение денежных  средств по финансовой деятельности

2.4 Итоговые строки  формы №4

Глава 3 Методы составления отчета о движении денежных средств

3.1 Прямой метод  составления отчета

3.2 Косвенный метод  составления отчета

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Отчет о движении денежных средств - одна из основных форм финансовой отчетности, в которой суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании.

Целью написания  данной курсовой работы является рассмотрение отчета о движении денежных средств  в системе экономической информации.

При выполнении курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

- изучение теоретических  основ бухгалтерской отчетности, а именно отчета о движении  денежных средств;

- выяснение цели  и важности составления отчета  о движении денежных средств;

- порядок заполнения  отчета о движении денежных средств в соответствии с нормативными документами, принцип построения формы;

- раскрытие проблем  при составлении отчета о движении  денежных средств.

Отчет о движении денежных средств дополняет балансовый отчет и отчет о прибылях и  убытках. Балансовый отчет отражает финансовое положение компании на определенный момент времени (конец учетного периода), а отчет о движении денежных средств поясняет изменения, произошедшие с одним из компонентов финансовой отчетности - денежными средствами - от одной даты балансового отчета до другой. Отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности компании за период; и эта деятельность является основным фактором, который изменяет состояние денежных средств, отражаемых в отчете о движении денежных средств. Информация о движении денежных средств предприятия полезна тем, что она предоставляет пользователям финансовой отчетности базу для оценки способности предприятия привлекать и использовать денежные средства и их эквиваленты. Отчет о движении денежных средств, кроме того, содержит информацию, которая бывает полезна при оценке финансовой гибкости фирмы. Финансовая гибкость - это способность фирмы генерировать значительные суммы денежных средств с тем, чтобы своевременно реагировать на неожиданно возникающие потребности и возможности. Информация о движении денежных средств за прошлые периоды, особенно о движении денежных средств от основной деятельности, помогает оценить финансовую гибкость. Оценка способности фирмы пережить, например, неожиданное падение спроса может включать в себя анализ движения денежных средств от основной деятельности за прошлые периоды. Чем значительнее потоки денежных средств, тем выше окажется способность фирмы выдержать неблагоприятные изменения экономических условий. Некоторые инвесторы и кредиторы считают отчет о движении денежных средств полезным при оценке "качества" доходов фирмы. Определение доходов при учете по методу начислений требует множества бухгалтерских проводок, связанных с начислением, отражением сумм, относящихся к будущим отчетным периодам, распределением и оценкой. Такие корректировки и процедуры делают процесс определения дохода более субъективным, чем хотелось бы некоторым пользователям финансовой отчетности. Такие пользователи полагаются на более объективную оценку эффективности, чем чистая прибыль, - на движение денежных средств от основной деятельности. С точки зрения таких пользователей, чем выше этот показатель, тем выше "качество" дохода.

Глава 1 Целевое назначение и требования к  отчету о движении денежных средств

1.1 Целевое назначение  отчета о движении  денежных средств

Данные отчета о  движении денежных средств должны характеризовать  изменения в финансовом положении  организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Все три вида деятельности формируют единую сумму денежных ресурсов организации. При этом происходит постоянный перелив денежных потоков из одной сферы в другую, что является залогом работоспособности организации. Если прибыльная текущая деятельность не всегда может приносить достаточную сумму денег для приобретения внеоборотных активов, то данная проблема решается путем привлечения внешних источников финансирования.

В условиях кризиса  неплатежей по текущим операциям  организация вынуждена искать дополнительные источники финансирования оборотного капитала. Увеличение обязательств или собственного капитала является источником увеличения потока денежных средств в организацию. А увеличение неденежных инвестиционных и финансовых операций является источником сокращения притока денежных средств. В российской практике неденежные операции представлены бартером, относящимся к текущей деятельности. В отдельных случаях такие операции достигали до 90% объема продаж организации. Поэтому для пользователей финансовой отчетности важно получать информацию о подобных операциях.

Информация по неденежным операциям может быть представлена в отдельной таблице, которая приводится в приложении к бухгалтерской отчетности или в пояснительной записке. Требование по раскрытию подобной информации не является обязательным в российском законодательстве. В МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» требование к раскрытию подобной информации является одним из главных.

При расчете денежного  потока в форме №4 « Отчете о  движении денежных средств» используются два вида активов:

- реально существующие  денежные средства (информация о  денежных средствах со счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные  счета», 55 «Специальные счета в  банках»);

- эквиваленты денежных  средств.

Поток денежных средств  за период рассчитывается как разность между суммой денежных средств на начало и конец отчетного периода. Данный показатель используется для анализа влияния источников финансирования, текущей и инвестиционной деятельности организации на эффективность ее деятельности. (Заббарова О.А. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации: Учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2005.-265с).

1.2 Требования к отчету  о движении денежных  средств

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Одной из составляющих бухгалтерской отчетности является форма №4 “Отчет о движении денежных средств”, в которой суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании.

Являясь одной из составляющих бухгалтерской отчетности, к форме №4 “Отчету о движении денежных средств”, предъявляются  единые общие требования.

При составлении  и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369), Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и иными Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении  организации, финансовых результатах  ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной  и полной считается бухгалтерская  отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

При формировании данной бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность  информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она  влияет на решения и оценки пользователей  с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

При составлении  бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных  организаций считается период с  даты их государственной регистрации  по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском  языке.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где  бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или  бухгалтером-специалистом, бухгалтерская  отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

. На формах бухгалтерской  отчетности, представляемой организацией  в соответствующие адреса, обязательно  наличие следующих данных:

- наименование составляющей  части бухгалтерской отчетности;

- указание отчетной  даты, по состоянию на которую  составлена бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который  составлена бухгалтерская отчетность ("на ______ 200__ г.", "за __________ 200__ г.");

- организация (указывается  полное наименование юридического  лица (в соответствии с учредительными  документами, зарегистрированными  в установленном порядке);

- идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН) (указывается  присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);

- вид деятельности (указывается вид деятельности, который  признается основным в соответствии  с требованиями нормативных документов, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике);

- организационно-правовая  форма/форма собственности (указывается  организационно-правовая форма организации  согласно Классификатору организационно-правовых  форм хозяйствующих субъектов  (ОКОПФ) и код собственности по классификатору форм собственности (ОКФС);

- единица измерения  (указывается формат представления  числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384; млн. руб. - код  по ОКЕИ 385);

- дата утверждения  (указывается установленная дата  для годовой бухгалтерской отчетности);

- дата отправки/принятия (указывается конкретная дата  почтового, электронного и иного  отправления бухгалтерской отчетности  или дата ее фактической передачи  по принадлежности).

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков. В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

В соответствии с  приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" субъекты малого предпринимательства, имеют право не представлять форму  №4 в составе бухгалтерской отчетности. (Заббарова О.А. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации: Учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2005.-265с).

1.3 Особенности формирования  бухгалтерской отчетности

При составлении  и представлении бухгалтерской  отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369), положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 9558-ЮД указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается).

Для составления  отчета необходимо однозначное толкование ключевых терминов, характеризующих  денежные средства и их эквиваленты, потоки денежных средств (денежные притоки), чистый денежный поток, текущую, инвестиционную и финансовую деятельность. Ниже приводятся определения терминов, используемых при составлении отчета:

Денежные  средства - деньги в кассе и средства на счетах в банке (банках), которыми организация может свободно распоряжаться. Информация о средствах, замороженных на счетах организации, или иных средствах, которыми организация не может распорядиться самостоятельно, раскрывается в приложениях к отчету с тем, чтобы обеспечить взаимную увязку данного отчета и бухгалтерского баланса, отражающего полную величину денежных средств организации;

Эквиваленты денежных средств - высоколиквидные ценные бумаги, которые имеют короткий срок погашения (не более трех месяцев с даты приобретения), обладают высокой степенью ликвидности и незначительным риском обесценения.

Признание конкретного  вида краткосрочных финансовых вложений организации в качестве эквивалента  денежных средств обусловлено уверенностью составителя отчета в свободном  обращении данной ценной бумаги в деньги без существенной потери в сумме, отраженной в бухгалтерском балансе.

Информация о работе Методы составления отчета о движении денежных средств