Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:48, курсовая работа
Цель исследования- изучить лизинговые операции коммерческого банка и проблемы их развития в России.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………...........3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА……………………………………………...5
1.1 История развития лизинга………………...……………………..…………..5
1.2 Функции и виды лизинга.……………………………………………….........8
1.3 Содержание лизингового договора………………………………………..14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В ОАО «ДАЛЬКОМБАНК»……………………………………………………………..17
2.1 Характеристика ОАО «Далькомбанк»……………………………………. 17
2.2 Схема финансирования …………….…………….…………………….....20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..…….………………….............31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………...…...34
Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации.
Несмотря на то, что в Законе "О лизинге", термин "возвратный лизинг" отсутствует, мы будем его использовать для удобства, чтобы указать на отличие данной схемы от сделки традиционного лизинга.
Возвратный лизинг – разновидность лизинга, при котором компании и предприниматели, имеющие ликвидное оборудование, могут решить вопрос пополнения оборотных средств.
При данной схеме предприятие, имеющее оборудование (лизингополучатель), продает его лизинговой компании (лизингодателю) и получает денежные средства от данной операции. Лизинговая компания передает данное оборудование в аренду этому же предприятию по договору лизинга. Тем самым, предприятие выступает и продавцом, и лизингополучателем одновременно.
Заключив договор лизинга, лизингополучатель продолжает использовать свое оборудование и решает проблему пополнения оборотных средств.
Как и при использовании схемы прямого лизинга, право собственности на оборудование сохраняется за лизинговой компанией до момента полного выполнения лизингополучателем обязательств по договору лизинга.
Стремясь
поддерживать и развивать все
отрасли и предприятия
Услуги
финансового лизинга ОАО “
Рисунок 2.1 - Схема финансирования
Привлекательность лизинговой операции для ОАО «Далькомбанк» объясняется тем, что банковская операция подкреплена реальным материальным обеспечением. Кроме того, развитие лизингового бизнеса дает банку возможность расширить круг своих операций, повысить качество обслуживания клиентов и тем самым увеличить их число, укрепить традиционные связи и установить новые взаимовыгодные партнерские отношения с клиентурой.
Преимущество
лизинговой операции для банка состоит
еще и в ее достаточно высокой
рентабельности. Через лизинговые платежи
банк приобретает новый источник доходов
и в виде комиссионных выплат. Кроме того,
ОАО «Далькомбанк», развивая лизинговый
бизнес, может экономить средства за счет
относительной простоты учета лизинговых
операций и лизинговых платежей по сравнению
с операциями долгосрочного кредитования.
ГЛАВА
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЛИЗИНГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
При сложившейся в России экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает особую актуальность, так как он:
деятельности;
Развитие лизинговых отношений в России стало возможным в условиях перехода от централизованного распределения средств производства по фондам купли- продаже их на свободном рынке и создания новой банковской системы.
Однако лизинг в источниках финансирования создания новых
рабочих мест и обновления действующих основных фондов занимает незначительный удельный вес.
Между тем в развитых странах лизинг уже давно стал одним из рычагов активизации инвестиционной деятельности. За десять лет объем лизинговых операций за рубежом возрос в 15 раз, достигнув в 1994 г. 356 млрд долл. В США и в Австралии с помощью лизинга финансируются 30% и более всех инвестиций в промышленное оборудование. В Западной Европе доля лизинга в реализации оборудования составляет: автомобили- 37,4%; промышленное оборудование и машины- 24,7%; компьютерная техника- 13,1%; самолеты, корабли, железнодорожный подвижный состав- 4,2%. К 2000 г. доля лизинга в общем объеме мирового экспорта- импорта достигла 10%. В некоторых европейских странах до 80% объема новых видов продукции выпускается на оборудовании, приобретенном с помощью лизинга.
За рубежом существует достаточно сложные системы построения лизинговых отношений. Так, инициатором приобретения самолетов в лизинг является авиакомпания, которая из числа банков, предложивших свои услуги, выбирает наиболее благоприятные для себя условия и поручает банку организовать лизинговую сделку. Банк (один или в консорциуме с другими банками) учреждает специальную компанию, которая покупает самолет. Компания как владелец самолета (лизингодатель) оформляет его в виде залога банку, получает от него кредит и оплачивает поставщику стоимость самолета. Кредит погашается за счет поступлений от эксплуатации воздушного судна. Все будущие поступления за лизинг этого судна специальная компания передает банку.
В России сформировалась структура лизингодателей, в которую входят:
Все
лизинговые компании функционируют
благодаря привлечению в
Это объясняется рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
продавца лизингового имущества, банк как лизингодатель в целях снижения своих рисков должен не только ознакомиться с финансовым положение лизингополучателя и технико-экономическим обоснование проекта, но и оценить оптимальность выбора, сделанного последним. Для этого необходимо располагать информацией о специфике производственной деятельности клиента, конъюнктуре соответствующего рынка и т.п. проведение такой оценки силами банка предполагает наличие в его штате достаточного количества технического персонала, не связанного с банковской средой, что сопряжено с дополнительными затратами и удорожанием лизинговых услуг;
контролировать
состояние переданного
отраслях , оборудование которых сдается в лизинг.
Однако наиболее важными для существующих лизинговых компаний являются проблемы налогообложения и таможенных платежей. В соответствии с действующими законами финансовая лизинговая компания вынуждена дважды платить НДС и спецналог - при покупке оборудования и с лизинговых операций. Существующие процентные ставки делают лизинговую деятельность практически бесперспективной - даже по валютнономинированным кредитам они достигают 28%, в то время как западные лизинговые компании уже сейчас предлагают кредитовать лизинг промышленного оборудования под 5,3¸8,5%. В качестве компромисса с Минфином представители компаний предлагают такой выход: освобождение от НДС в обмен на обязательное лицензирование деятельности финансовых лизинговых компаний.
Однако очевидно, что наиболее трудно будет учесть интересы всех сторон при решении вопроса о таможенных платежах. Трудно это будет сделать потому, что здесь перекрещиваются интересы не только фискальных государственных органов и заинтересованных в удешевлении предметов лизинга компаний. Представители лизинговых компаний утверждают, что для успешного развития лизинга в России необходимо увеличить срок таможенного режима временного ввоза как минимум до 5 лет (а в идеале - на весь срок действия лизингового договора), а также необходимо ввести в таможенное законодательство положение, в соответствии с которым таможенные пошлины в случае выкупа лизингополучателем имущества уплачиваются с остаточной стоимости. Однако против этого резко выступают руководители государственного таможенного комитета, которые заявляют, что это создаст “таможенную дыру при импорте технологического оборудования”. Таким образом, сугубо техническая проблема лизинга стала для правительства трудноразрешимой задачей. С одной стороны, правительственные служащие отдают себе отчет в том, что без импорта западного оборудования невозможно кардинально обновить технологический парк отсталой национальной индустрии. С другой - перед ними стоит требование президента “обеспечить защиту национального производителя.” Любое решение этой проблемы - например, в пользу лизинговых компаний - действительно означает создание “дыры”, через которую в страну будет беспошлинно импортироваться все.
Экономическая сущность лизинга делает его применение наиболее эффективным в отраслях, выпускающих продукцию высокой степени готовности, сбыт которой во многом определяется ее конкурентоспособностью и наличием средств у пользователя этой продукции. Наглядным примером невостребованности лизинговых операций является сокращение в первом полугодии 1998 года в 2,9 раза выпуска грузовых автомашин главным образом из-за недостатка средств у основного покупателя - сельскохозяйственных предприятий - и сокращения потребности в этих машинах оборонных отраслей. Особенно тяжелая обстановка складывалась на авто гигантах - АМО "ЗИЛ" и Нижегородском автозаводе, где производство сократилось в 3,2-5 раз.
Неконкурентоспособность российских грузовиков, не отвечающих экологическим и другим нормам мировых достижений, не дает возможности компенсировать потери спроса на внутреннем рынке дополнительными поставками автомашин на внешний рынок. Если бы в России действовала разветвленная система финансового и оперативного (что особенно важно для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий) лизинга автомашин, проблемы сбыта машин и неплатежеспособности пользователя могли бы быть значительно смягчены.