Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:32, реферат
Современному российскому лизингу немногим более пяти лет. Он достаточно быстро интегрируется в мировую финансовую систему, хотя его развитие, как и становление всей отечественной экономики, идет непросто. Ряду наших ведущих лизинговых компаний во многом удачно удалось перенять опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями, где сложилась высокая культура проведения лизинговых операций, считающихся одной из наиболее сложных разновидностей банковской деятельности.
1. Лизинг. Виды, формы и практика применения.
2. Структура финансово-промышленных групп
2.1 Понятие и участники финансово-промышленной группы
2.2 Структурные элементы, формирующихся финансово-промышлен-
ных групп.
2.3 Классификация финансово-промышленных групп.
3. Задача №1.
4. Задача №2.
Список литературы.
Однако для того чтобы установить эффективное взаимодействие между российскими и западными лизинговыми компаниями по поводу заключения договоров сублизинга, необходимо иметь ясность и четкое понимание по следующим вопросам:
-
каковы экономические интересы
лизингодателя,
- какими соглашениями, договорами оформляется сделка;
-
на чьем балансе будет
-
каков будет порядок
-
каков состав и размер налогов
у лизингодателя,
сублизингополучателя;
-
как определить состав и
платежей, направления денежных потоков;
-
каков механизм амортизации
-
кто должен получать лицензию
на право осуществления
деятельности при операциях сублизинга;
-
как разработать схемы
при операциях сублизинга.
На ряд поставленных вопросов можно найти ответ в Законе. В нем разъяснена сама схема сублизинга. Отмечено, что "при сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга".
В Законе особо оговорено, что "не допускается переуступка лизингополучателем третьему лицу своих обязательств по выплате лизинговых платежей". Что это может означать? Прежде всего под третьим лицом может пониматься какой-либо контрагент лизингополучателя. И именно ему, этому контрагенту, запрещено передавать обязательства по выплате лизинговых платежей. В таком случае эта норма введена законодателем с целью предотвратить возможность ухода от налогообложения.
Вместе с тем, если рассматривать схему сублизинга, то в Законе прямо не сказано, кому должен платить лизинговые платежи лизингополучатель. Под адресатом можно понимать и лизингодателя, и сублизингодателя. Не исключено, что многие заинтересованные лица, и прежде всего налоговые органы, могут понять под третьим лицом в этой сделке сублизингодателя. Однако лизингополучатель даже при всем желании не может направлять лизингодателю лизинговые платежи, поскольку не заключал с ним соответствующего договора. Закон не требует заключения такого договора. Сказано только, что "в том случае, если осуществляется передача предмета лизинга в сублизинг, обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме".
Отличительной особенностью международного сублизинга, согласно Закону, является перемещение предмета лизинга через таможенную границу Российской Федерации только на срок действия договора сублизинга. Отмечено, что международный сублиэинг является разновидностью международного лизинга, регулируемого Законом. Это означает, что при так называемом импортном сублизинге сублизингодатель должен быть нерезидентом. Такое требование резко сужает возможности применения операций сублизинга. Заинтересованность российских предприятий в схемах сублизинга чаще всего объяснялась возможностью российской лизинговой компании выступить в качестве сублизингодателя, а нерезидента - в качестве лизингодателя. В таком случае сублизингодатель проплачивает все налоги, которые при обычной схеме лизинга могут лечь на лизингодателя (например, таможенные платежи, НДС, налог на имущество, если оно на балансе сублизингодателя, налог на доход).
Здесь
возникает вопрос, есть ли необходимость
при сублизинге понуждать лизингодателя,
находящегося за рубежом, в обязательном
порядке становиться на учет в органе
Госналогслужбы РФ? Думаю, что нет.
В мировой практике достаточно давно используется
так называемый лизинг с участием множества
сторон, или левередж-лизинг. Он используется
при финансировании сложных, крупномасштабных
объектов, когда лизингодатель использует
предмет лизинга в качестве залогового
обеспечения для привлечения средств
других участников лизинговой сделки.
У
нас в России эту форму лизинга
только начинают применять. Среди перечисленных
в Законе видов лизинга левередж-лизинг
не упоминается. Вместе с тем предложенная
выше норма позволяет лизингодателю использовать
переданное в лизинг имущество в качестве
залога и тем самым строить более сложные
схемы финансирования и предоставления
гарантий.
Разразившийся острый финансовый кризис,
в результате которого многие российские
банки легли на бок, не мог не повлиять
на лизинговый бизнес. Однако, несмотря
на всю свою пагубность, финансовый кризис
может сыграть положительную для российского
лизинга роль, привнеся ряд неожиданных
на первый взгляд импульсов, которые могут
благоприятно (хотелось бы!) сказаться
на стратегическом развитии отечественной
экономики. И вот почему.
Во-первых, оставшимся на плаву банкам придется менять ориентиры - быстрее переходить от операций с короткими деньгами к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, т. е. в производство. Для этой цели лизинг просто незаменим, поскольку предоставляет дополнительные гарантии лизингодателям.
Во-вторых,
выход из кризиса будет сопровождаться
развитием отечественных
Программа реструктуризации банковской системы, подготовленная Правительством РФ и Центральным банком РФ, предполагает привлечение к участию в капиталах российских банков новых собственников, включая иностранных. Мыслится возможность прихода в Россию зарубежных банков и предоставление им права работать с физическими и юридическими лицами при выполнении одного обязательного условия - осуществления реинвестиций в реальный сектор российской экономики.
Общий
объем средств граждан и
Интерес
отечественных и западных банков
определяется не только возможностью
аккумулировать большие объемы денежных
ресурсов и обеспечить их существенный
прирост посредством
В результате и отечественным, и зарубежным банкам в ближайшее время потребуется задействовать такие финансовые механизмы, которые обеспечивают одновременно расширение инвестиций в производство и предоставление надежных гарантий инвесторам. Известны лизинговые проекты, например, в области телекоммуникаций, транспорта, различных видов технологического оборудования, по которым западные инвесторы уже сейчас готовы вложить в российскую экономику миллиарды долларов ради получения еще большей отдачи. Важно доверие и уважительное отношение к собственности.
До выхода Закона запрещалось сдавать в лизинг имущество, ранее использованное при лизинговой операции. Теперь это ограничение снято. Так, в случае осуществления финансового или смешанного (симбиоз финансового и оперативного) лизинга в обязанность лизингодателя входит: "приобрести у определенного продавца (поставщика) в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату или передать ранее приобретенное имущество на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю".
Эта норма Закона значительно шире трактует особенности лизинговых операций по сравнению с ГК РФ и "Временным положением о лизинге". Так, согласно ст. 665 ГК РФ "по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей".
Как видим, в ГК РФ акцент сделан на покупку имущества, указанного арендатором. В Законе это обязательное условие опущено. Кроме того, в соответствии со ст. 667 ГК РФ арендодатель, приобретая имущество для арендатора, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в аренду определенному лицу. Таким образом. Закон предусматривает возможность предоставлять в лизинг ранее приобретенное лизинговой компанией имущество либо имущество, изготовленное непосредственно самим лизингодателем. Это означает, что открывается возможность для формирования вторичного рынка лизинговых услуг.
Для
большинства российских лизингодателей
и лизингополучателей может существенно
расшириться сфера применения лизинга
путем вовлечения в хозяйственный оборот
различных видов имущества уже бывшего
ранее в употреблении, в т. ч. и в рамках
договоров лизинга. Это также позволит
лизинговым компаниям более гибко применять
схемы гарантийного обеспечения лизинговых
сделок и в случае невыполнения обязательств
по возврату лизинговых платежей активнее
изымать оборудование и вторично передавать
его в лизинг. В результате многие виды
оборудования станут более ликвидными
или по-настоящему лизингуемыми.
Введенная в Закон новелла позволяет также
снизить цену на некоторые виды оборудования,
предназначенные прежде всего для малого
бизнеса. Дело в том, что лизингодатели
(например, "Московская лизинговая компания",
"Нижегородская лизинговая компания",
"РТ-лизинг" и др.), специализирующиеся
в области лизинга для малого предпринимательства,
смогут, зная конъюнктуру рынка, приобретать
мини-заводы по переработке мясных, молочных
продуктов, фотолаборатории, химчистки
и т. п. партиями, получая при этом скидки
с цены или в большем объеме товарные кредиты.
Однако
все эти действительно очень выигрышные
преимущества, предоставляемые Законом,
удастся реализовать только в том случае,
если будут внесены необходимые изменения
в Гражданский кодекс.
Законом определено, что лизинг представляет
собой вид инвестиционной деятельности
по приобретению имущества и передаче
его на основании договора лизинга физическим
или юридическим лицам за определенную
плату, на определенный срок и на определенных
условиях, обусловленных договором, с
правом выкупа имущества лизингополучателем.
Причем предметом лизинга могут быть любые
непотребляемые вещи, в т. ч. предприятия
и другие имущественные комплексы, здания,
сооружения, оборудование, транспортные
средства и другое движимое и недвижимое
имущество, которое может использоваться
для предпринимательской деятельности,
за исключением земельных участков и других
природных объектов, а также имущества,
которое федеральными законами запрещено
для свободного обращения или для которого
установлен особый порядок обращения.
В Гражданском кодексе и в Законе говорится о возможности использования предмета лизинга только для предпринимательских целей. Снятие этого ограничения позволило бы ежегодно привлекать в значительном объеме средства населения (порядка 3,5 млрд. долл. США) в операции лизинга автомобилей.
В настоящее время следует проявлять осторожность в сделках по передаче в лизинг предприятий с правом их последующего выкупа, поскольку предварительно должна быть решена проблема с куплей-продажей земли, на которой они находятся. Предпочтение здесь может быть отдано оперативному лизингу, который не предполагает в конце срока договора выкупа имущества.
Согласно Закону функции лизингодателя могут осуществляться только при наличии лицензии на осуществление лизинговой деятельности. Данная норма является императивной, т. е. общеобязательной. В соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ "О лицензионной деятельности" (ред. от 26.11.98) операции финансовой аренды (лизинга) входят в число обязательно лицензируемых. В то же время нет необходимости получать лицензию на право осуществления операций, связанных с оперативным лизингом. Срок действия лицензии не может быть менее 3 лет.
Ранее
Комиссия при Минэкономики выдавала
лицензии на лизинговую деятельность
на срок от 1 года до 5 лет.
2.
Структура финансово-промышленных
групп
Информация о работе Лизинг. Виды, формы и практика применения