Ликвидация обанкротившихся предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью, прежде всего, в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации. Что такое банкротство? Каковы его признаки?

Оглавление

Введение...........................................................................................................................3

1.Признак и порядок установления банкротства предприятия............................4
2.Роль и деятельность арбитражного суда............................................................5
3.Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур......................6
4.Ликвидация обанкротившихся предприятий...................................................12
5.Реорганизация и ликвидация кооператива......................................................14
Заключение.....................................................................................................................17

Список использованной литературы...........................................................................18

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 36.09 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение...........................................................................................................................3

  1. Признак и порядок установления банкротства предприятия............................4
  2. Роль и деятельность арбитражного суда............................................................5
  3. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур......................6
  4. Ликвидация обанкротившихся предприятий...................................................12
  5. Реорганизация и ликвидация кооператива......................................................14

Заключение.....................................................................................................................17

Список  использованной литературы...........................................................................18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

   Переход страны к рыночной экономике обусловил  появление в сферах политики новых  формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы  общественного развития и управления государства к другой, даже более  прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью, прежде всего, в экономике, где появляется хаос становления  новых организационных форм и  таких понятий, как рынок и  борьба за него, конкуренция, выживание  в сфере бизнеса, естественно  появляется угроза банкротства предприятий  и вероятность их ликвидации. Что  такое банкротство? Каковы его признаки? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Признак и порядок  установления банкротства  предприятия 

   Согласно  Федеральному закону (ФЗ) о несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 года (гл. I, ст. 2) это понятие трактуется следующим образом: «несостоятельность (банкротство) – признание арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Признак банкротства юридического лица (ст. 3, п. 2) сформулирован следующим образом: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента даты их исполнения». В этом случае восстанавливаются текущие платежи предприятия-должника, и оно в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд.

   Предприятие считается банкротом после признания  факта о несостоятельности арбитражным  судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве  и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства –  соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия  свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.

   Рассматриваемый закон является комплексным актом, содержащим нормы материального  и процессуального права, как  для физических, так и юридических  лиц, если таковые попадают в сферу  его действий, и распространяется на предприятия всех форм собственности. Он устанавливает основания для  признания должника банкротом, регулирует порядок и условия осуществления  мер по предупреждению банкротства, а также отношения между предприятием-должником  и кредиторами при рассмотрении дел о банкротстве, определяет права, обязанности и ответственность  всех лиц этого процесса и т.д.

   Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков  банкротства. Если имеются возможности  оздоровить (восстановить), деятельность предотвращения его ликвидации, предусматриваются  специальные реорганизационные  процедуры, в том числе назначение арбитражным судом внешнего управляющего имуществом должника. Реорганизационные  процедуры принимаются арбитражным  судом после обращения в суд, но до  объявления должника несостоятельным (банкротом). В процесс производства по делу может быть достигнуто мировое соглашение сторон. Допускаются и внесудебные процедуры, когда должник может урегулировать свои отношения с кредиторами таким образом, что предприятие продолжит свою деятельность или же произойдет добровольная ликвидация под контролем кредиторов. 

   2. Роль и деятельность арбитражного суда 

   Дела  о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом  по месту нахождения предприятия-должника, указанному в учредительных документах. Обращение в арбитражный суд  возможно, если требования к должнику в совокупности составляют сумму  не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

   В деле о банкротстве участвуют: должник; арбитражный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом  для проведения процедур банкротства; конкурсные кредиторы – кредиторы  по денежным обязательствам; участники  собрания кредиторов с правом голоса; налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; прокурор; государственный  орган по делам о банкротстве  и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных  ФЗ.

   Возбуждение производства в арбитражном суде по делу о несостоятельности (банкротстве) осуществляется на основании заявления  должника или кредиторов, а также  прокурора. Заявление должника подается на основании решении собственника предприятия-должника, или органа, уполномоченного  управлять имуществом должника, или  руководящего органа предприятия, который  вправе принять такое решение, исходя из учредительных документов.

   К заявлению должника прилагаются  обосновывающие его документы, прежде всего форма № 1 – бухгалтерский  баланс. Если он в течение 15 дней после  подачи заявления не представлен  должником, его составление может  быть поручено арбитражным судом  независимому аудитору за счет средств  должника. Заявление, поданное должником, не может быть отозвано.

   Подаче  заявления должно предшествовать извещение  должника о том, что если он в течение  семи дней не выполнит свои просроченные обязательства, то кредитор обратиться в арбитражный суд о возбуждении  дела о его несостоятельности. В  отличие от заявления должника заявление  кредитора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу. Прокурор вправе обращаться в арбитражный  суд в случае обнаружения им признаков  фиктивного или преднамеренного  банкротства.

   В заседании арбитражного суда участвуют: представитель от должника; представитель  от собственника имущества и финансового  органа по месту регистрации должника; банки, осуществляющие расчетное и  кредитное обслуживание должника,  кредиторы; иные лица в случаях, предусмотренных  Арбитражным процессуальным кодексом РФ  и ФЗ.

   В зависимости от обстоятельств  дела арбитражный  суд:

  1. принимает решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены;
  2. при выявлении признаков банкротства, но при наличии возможности восстановления через реорганизационные процедуры платежеспособности должника для продолжения его деятельности приостанавливает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и устанавливает внешнее управление имуществом должника или проведение санации. Ходатайство о применении реорганизационых процедур может быть подано должником; собственником имущества предприятия-должника; кредиторами. Арбитражный суд не вправе отказать в применении реорганизационных процедур при наличии основании для их проведения, но не  может предлагать их по своей инициативе;
  3. признает предприятие банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией, если фактически подтверждены признаки несостоятельности и нет реальной возможности продолжения деятельности предприятия.

   Признание предприятие банкротом возможно при прекращении арбитражным  судом реорганизационных процедур в связи с их бесперспективностью. В этом случае производство по делу возобновляется и выносится решение  о признании предприятия банкротом.

   Решения арбитражного суда могут быть обжалованы в вышестоящие судебные инстанции. 

    3. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур 

   Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный управляющий. В его  обязанности входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий  осуществляет согласно плану, утвержденному  собранием кредиторов. Вводится внешние  управление на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено ФЗ (см. гл. V, ст. 68, п.4).

   С момента введения внешнего управляющего руководитель предприятия-должника отстраняется от должности и передает ему управление делами (см. подробнее ФЗ гл. V, ст. 69). На период внешнего управления имуществом должника действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Споры между арбитражным управляющим и кредиторами могут рассматриваться арбитражным судом. Арбитражному управляющему выплачивается вознаграждение, размер которого определяется кредиторами и утверждается арбитражным судом.

   Кредиторы образуют собрание кредиторов, которое  утверждает план внешнего управления имуществом, вносит в него изменения  и вправе требовать от арбитражного управляющего предоставления соответствующей  информации. На собрание кредиторов приглашается представитель трудового коллектива предприятия0должника.

   Внешнее управление имуществом должника завершатся либо прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, если цель внешнего управления достигнута, либо решением о признании  должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

   Следующая реорганизационная процедура –  это досудебная санация. Она заключается  в том, что предприятию-должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для  погашения денежных обязательств и  обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (см. подробнее  гл. II, ст. 27, п. 2-4).

   Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

  1. До возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
  2. Если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;
  3. Если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов предприятия0должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

   В двух последних случаях санация  осуществляется в процессе производства дела о банкротстве при условии  согласия собрания кредиторов со сроками  выполнения их требований и на перевод  долга.

   В зависимости от глубины  кризиса предприятия  и условий предоставления ему внешней помощи, различают два  вида санации, каждая из которых имеет  ряд форм:

    1.    Санация предприятия, направленная  на реорганизацию долга (без  изменения статуса юридического  лица санируемого предприятия). Такая  ситуация обычно осуществляется  для помощи предприятию в устранении  его неплатежеспособности, если  его кризисное состояние рассматривается  как временное явление:

    • погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;
    • погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;
    • перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;
    • выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

   2.        Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического  лица санируемого предприятия.  Эта форма санации носит название  реорганизации предприятия и  требует осуществления ряда реорганизационных  процедур, связанных со сменой  его формы собственности, организационно-правовой  деятельности и т.п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое  акционерное общество,  передача  в аренду, приватизация). Она осуществляется  при более глубоком кризисном  состоянии предприятия.

Информация о работе Ликвидация обанкротившихся предприятий