Кредиторская и дебиторская задолжность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 01:01, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества организации, как правило денежные средства, но и товарно-материальные ценности, например в обязательствах по товарному кредиту (ст.822 ГК). Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества

Файлы: 1 файл

Кредиторская и дебиторская задолженности предприятия и методы их реструктуризации..docx

— 38.28 Кб (Скачать)

В случае несоблюдения организацией требований, предъявляемых к вышеназванным  документам, налоговые органы обязаны  не позднее 15 рабочих дней с момента  получения от организации заявления  возвратить ей документы с указанием  причины отказа в рассмотрении.

Налогоплательщики должны иметь  в виду, что подача заявления не является основанием для приостановления  применения к организациям предусмотренных  законодательством мер принудительного  взыскания образовавшейся задолженности.

В то же время, если в отношении  должника налоговым органом принято  и направлено судебному приставу-исполнителю  постановление о взыскании задолженности  за счет имущества, налогоплательщик может  включить в пакет документов обращение  о приостановлении исполнительных действий на период вынесения налоговым  органом решения о реструктуризации задолженности в случае, если к  моменту подачи заявления имущество  не реализовано Спицына О.М. Реструктуризация кредиторской задолженности: условия  и порядок проведения // "Бухгалтерский учет", N 20, октябрь 2001 г..

Положительный эффект реструктуризации для предприятия

С момента принятия решения  о реструктуризации задолженности  налоговый орган приостанавливает применение к должнику мер принудительного  взыскания, а также начисление пеней  на рассроченную задолженность по налогам  и сборам.

Организация, получив рассрочку  по уплате задолженности, обязана ежеквартально  уплачивать текущие налоговые платежи  в полном объеме, погашать рассроченную задолженность в соответствии с  установленным графиком, а также  уплачивать проценты на непогашенную задолженность по налогам и сборам. При наличии задолженности по уплате текущих платежей, а также  причитающихся сумм погашения задолженности  по установленному графику по состоянию  на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом, организация утрачивает право на реструктуризацию образовавшейся задолженности по обязательным платежам в бюджет. Соответствующий налоговый  орган в месячный срок принимает  решение о прекращении действия ранее принятого решения о  реструктуризации задолженности и  принимает меры по взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном  суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

При погашении реструктурированной  задолженности организациям необходимо учитывать, что излишне уплаченные суммы в счет погашения задолженности  в одном квартале не уменьшают  сумму долга, причитающуюся к  уплате в следующем квартале, а  засчитываются в погашение задолженности  по последнему сроку (последним срокам) графика.

Постановление N 1002 предусматривает  стимулирование досрочного погашения  задолженности. Так, если организация погасит половину реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации задолженности и обеспечит своевременную и полную уплату текущих платежей в федеральный бюджет в данном периоде, то Минфин России по представлению МНС России или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию).

При погашении реструктурированной  задолженности за 4 года, а также  полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в  указанном периоде производится полное списание задолженности по пеням  и штрафам.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и  штрафам при своевременном и  полном ежеквартальном внесении в федеральный  бюджет текущих налоговых платежей в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации задолженности  производится списание половины оставшегося  непогашенным долга по пеням и  штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию). При обеспечении полной и своевременной уплаты текущих налоговых платежей в течение 4 лет производится списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию).

 

Анализ дебиторской  задолженности

Дебиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы  денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между  предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической  оплаты.

Анализ дебиторской задолженности  включает комплекс взаимосвязанных  вопросов, относящихся к оценке финансового  положения предприятия.

Потребность в этом возникает  у руководителей соответствующих  служб, аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и  задолженности кредиторам, у финансовых аналитиков кредитных организаций  и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры  самого предприятия.

Общая сумма дебиторской  задолженности по операциям, связанным  с реализацией продукции, товаров  и услуг, зависит от двух основных факторов: объема продаж в кредит, т. е. без предварительной или немедленной  оплаты, и средней продолжительности  времени между отпуском (отгрузкой) и предъявлением документов для  оплаты. Величина этого времени определяется кредитной и учетной политикой  предприятия, в состав которой входит:

-        определение  уровня приемлемого риска отпуска  товаров в долг;

-       расчет величины кредитного периода, т.е. продолжительности времени последующей оплаты выставленных счетов;

-        стимулирование  досрочного платежа путем предоставления  ценовых скидок;

-        политика  инкассации, применяемая предприятием  для оплаты просроченных счетов.

Динамика дебиторской  задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое  влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия.

При анализе, кроме показателей  баланса и приложений к нему, используют данные аналитического учета, первичной  документации и произведенных расчетов.

Для изучения и оценки состава  и давности образования дебиторской  задолженности эти показатели могут  быть систематизированы.

Важное значение для организации имеет не только величина, но и качество дебиторской задолженности. Его характеризует ряд показателей:

-        доля  долговых обязательств, обеспеченных  залогом, поручительством или  банковской гарантией;

-        удельный  вес вексельной формы расчетов;

-        доля  резервов по сомнительным долгам  в общей сумме дебиторской  задолженности;

-        удельный  вес просроченных долгов в  их совокупной величине.

Уменьшение доли обеспеченной дебиторской задолженности, включая  вексельное покрытие, сокращение резервов по сомнительным долгам, рост величины и удельного веса просроченных обязательств свидетельствуют о снижении качества этой задолженности, увеличении риска  потерь и убытков при ее невозврате.

Если изначально отпускать  товар в долг только самым надежным в платежеспособном отношении покупателям, у предприятия не будет убытков  и потерь от просроченной или неоплаченной задолженности дебиторов.

Однако объем продаж, а, следовательно, производства, будет  сравнительно невелик, поскольку число  исправных плательщиков всегда ограничено.

Невысокой будет и прибыль  от таких продаж, поскольку их себестоимость  из-за отнесения накладных расходов на небольшое количество товаров  будет выше, чем при больших  объемах реализации.

Отпуск продукции и  товаров без немедленной или  предварительной оплаты менее надежным покупателям и клиентам существенно  увеличивает объем продаж и потенциальной  прибыли, но усиливает риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов.

Определение уровня приемлемого  риска продажи в долг основано на сопоставлении предельных переменных расходов на предоставление товарного кредита с величиной предельной прибыли от увеличения продаж.

Риск коммерческого кредита  зависит от финансового состояния  покупателя, кредитоспособности предприятия-продавца, структуры его капитала, возможностей обеспечения кредита и условий  его предоставления покупателям.

Оценка финансового состояния  организации, сомнительной в платежеспособном отношении, осуществляется на основе данных бухгалтерской отчетности и изучения методов работы.

В бизнесе не считается  предосудительным запросить такую  отчетность у покупателя или поставить  ему условием сделки получение гарантии оплаты счетов каким-либо солидным банком, поручительством, перечислением задатка  и т. п.

Структура собственного капитала определяется на основе анализа составляющих элементов. Эффективность их использования  оценивается с применением относительных  показателей и коэффициентов. Особое внимание уделяется показателям, имеющим  непосредственное отношение к риску  продаж в кредит: отношению долговых обязательств к общей стоимости  основного и оборотного капитала, соотношению текущих активов  и пассивов, коэффициентам покрытия кредиторской задолженности и др.

В качестве обеспечения коммерческого  кредита выступает ликвидное  имущество организации, которое  может рассматриваться как залог. При отпуске товаров в кредит необходимо кроме обычных, предусмотренных  договорами условий учитывать общее  состояние экономики в данное время и положение покупателя и поставщика на рынке соответствующих  товаров и услуг.

Получить и оценить  информацию о платежеспособности возможного покупателя, позволяющую кредитовать  его отпуском товара в долг без  особого риска для поставщика, - непростое дело.

В ряде западных стран существуют специальные агентства, которые  собирают такую информацию, а затем  предоставляют ее за плату.

На основе этой информации предприятие-продавец может создать  своего рода рейтинг платежеспособности своих покупателей и в зависимости  от этого проводить индивидуальную кредитно-сбытовую политику в отношении  каждого клиента.

Риск дебиторской задолженности  включает в себя потенциальную возможность  ее значительного увеличения, роста  безнадежных долгов и общего времени  погашения долговых обязательств.

О возможности усиления степени  такого риска свидетельствует значительный рост отпуска товаров в кредит, удлинение сроков этого кредита, увеличение числа организаций-банкротов среди покупателей, общее ухудшение экономической ситуации в стране и мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, реструктуризация долга  перед федеральным бюджетом это  своего рода поддержка предприятий  со стороны государства, а также  желание государства вернуть  хотя бы часть долгов и в будущем  регулярно получать налоговые отчисления от предприятий.

Правительство Российской Федерации  принимает решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организаций, имеющих стратегическое значение для  национальной безопасности государства  или социально-экономическую значимость, при наличии заключения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по программе финансового  оздоровления организации.

Постановления Правительства  о реструктуризации долгов имеют  своей целью, помочь стратегически  важным российским предприятиям справится  с кризисом. Реструктуризация долга  является возможностью для предприятия  избежать банкротства и восстановить свою платежеспособность, что выгодно  как самому предприятию, так и  государству.

Однако если предприятие  подало заявление на реструктуризацию долгов, значит, оно их автоматически  их признает. Следовательно, если предприятие  намерено оспаривать начисленные долги, то не о какой реструктуризации не может идти речь. Поэтому воспользоваться  или отказаться от возможной реструктуризации решается индивидуально с учетом положения каждого конкретного  предприятия.

 

 

 

Список литературы

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ Часть первая // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ Часть вторая // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410

3. Налоговый кодекс Российской  Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая  от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ 

4. Постановление Правительства  РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О порядке  и сроках проведения в 1999 году  реструктуризации кредиторской  задолженности юридических лиц  по налогам и сборам, а также  задолженности по начисленным  пеням и штрафам перед федеральным  бюджетом"

5. Постановление Правительства  РФ от 14 апреля 1998 г. N 395 "О порядке  проведения в 1998 году реструктуризации  задолженности юридических лиц  перед федеральным бюджетом" (прекратило  действие)

Информация о работе Кредиторская и дебиторская задолжность