Контроль операций по учету денежных средств на расчетном счете

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Сущность, назначение, функции, классификация и организационные формы контроля. Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по теме курсовой работы.
1.1. Сущность, назначение, функции, классификация и организационные формы контроля………………………………………………...........……….6
1.2. Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по теме курсовой работы……………………………………………………………..10
Глава 2. Задачи контроля хозяйственных операций по учету денежных
средств на расчетном счете организации в национальной валюте, источники информации по проведению проверки, разработка стратегии и плана (плана и программы) проверки, организация внутреннего контроля по учету денежных средств.
2.1. Задачи контроля хозяйственных операций по учету денежных средств на расчетном счете организации в национальной валюте, источники информации по проведению проверки……………………………………..14
2.2. Разработка плана и стратегия проверки, организация внутреннего контроля по учету денежных средств………………………………………17
Глава 3. Методика проведения контроля хозяйственных операций по учету денежных средств на расчетном счете организации в национальной валюте. Документальное оформление проведения проверки. Хозяйственная ситуация.
3.1. Проверка хозяйственных операций по расчетному счету в банке……….21
3.2. Аудит операций с денежными средствами на расчетном счете ОАО «Белхозторг»……………………………… ………………….……………..25
3.3. Случаи нарушения учета операций по расчетному счету ЗАО «Белхозторг»…………………………………………………………….…..26
Заключение ………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………31

Файлы: 1 файл

расч счет.docx

— 52.77 Кб (Скачать)

При проверке операций на расчетном счете, прежде всего аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них.

Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами.

При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на следующее:

- соответствие сумм в  выписках банка суммам, указанным  в приложенных к ним первичных  документах;

- правильность и полноту  зачисления денег, сданных в банк  наличными;

- правильность отражения  конвертации рубля;

- наличие штампа банка  на первичных документах, приложенным  к выпискам (в случае выявления  документов без штампа банка, проводится встречная проверка  в банке);

- обоснованность перечисления  денежных средств акцептованными  платежными поручениями через  почтовые отделения связи, а также  достоверность почтовых адресов  получателей (депонированной зарплаты, алиментов и т.п.);

- правильность составления  бухгалтерских проводок по операциям  в банке;

- полноту и достоверность  банковских выписок и документов  к ним (остаток средств на конец  периода в предыдущей выписке  банка по счету должен равняться  остатку средств на начало  периода в следующей выписке).

Если в выписке будут обнаружены подчистки и не оговоренные в письменном виде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.

В итоге, задачами проверки операций по расчетным счетам является необходимость удостоверения в:

- полноте выписок банка, первичных денежно-расчетных и  платежных документов;

- осуществлении денежно-расчетных  операций по платежным документам, оформленным надлежащим образом  в соответствии с требованиями  законодательных и нормативных  актов;

- соответствии денежно-расчетных  документов (платежных поручений) платежным  документам (счетам, счетам-фактурам);

- наличии разрешительных  подписей руководства на оплату  платежных документов;

- правильности отражения  в учете и бухгалтерской отчетности  операций по расчетным счетам;

- наличии письменного  уведомления налогового органа  об открытии и закрытии банковских  счетов в 10-дневный срок;

- выявлении «ключевых  по риску» денежно-расчетных операций (операций, составляющих учетные  области с повышенным внутренним  риском).

Последняя задача является наиболее важной при проверке операций по расчетным счетам, так как ее выполнение позволяет достаточно быстро (вследствие наглядности экономической сути операций, отраженных денежно-расчетными документами) выявить учетные области с повышенным внутренним риском и сосредоточить на них внимание, например путем применения процедуры прослеживания документов.

Источниками информации в ходе проверке являются:

  • договор на открытие счета в банке,
  • Бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс- форма № 1, отчет о движении денежных средств- форма № 4;
  • Статистическая отчетность: отчет о движении денежных средств - № 1-ф;
  • Регистры бухгалтерского учета: главная книга, журнал ордер № 2 и соответствующая ему ведомость № 2; 
  • Документы: выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами, книга регистраций платежных инструкций, договоры на банковское обслуживание.

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

- с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций  по счетам в банке;

- документооборотом (графиком  документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных  средств на счетах в банке;

- перечнем лиц, которым  предоставлено право подписи  денежных и расчетных документов  по операциям на счетах в  банке.

Помимо внутренних документов, источниками информации могут являться внешние источники:

- официальные публикации  в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах  и монографиях;

- статистические данные, официальные отчеты экономических  субъектов, банковские отчеты;

- нормативные и законодательные  акты, регламентирующие деятельность  проверяемого субъекта;

- в результате посещения  специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;

- запросы третьим лицам;

- консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие  периоды;

- учредительные документы, протоколы собраний совета директоров  и акционеров, контракты и договоры, планы и бюджеты;

- опрос персонала, непосредственно  не связанного со сферой учета  операций на расчетном счете  и прочих счетах в банке;

- в результате работы  с привлеченными специалистами-экспертами;

- материалы налоговых  проверок и судебных процессов.

 

Перед проведением проверки составляется примерный перечень процедур для определения качества внутреннего контроля в организации.

Для проведения проверки расчетных счетов:

1. Получить полный список используемых расчетных счетов во всех  банках;

2. Получить список размещенных депозитов с указанием сумм начисляемых процентов, сроков размещения и начисленных процентов на дату составления баланса; 

3.  Выверить остатки по счетам в банках на дату составления баланса и провести анализ выявленных расхождений;

4.   Разослать в банки  клиента письма с просьбой  о подтверждении размера остатков  на счетах, а также о предоставлении  информации о наличии и величине  выданных банками клиенту кредитов, сумме начисленных процентов, обязательствах  по залогам;

5.   Проверить соответствие  сумм по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к  ним первичных документах (выборка);

6.   Проверить правильность  и полноту зачисления денежных  средств, сданных в банк наличными [3. С.54].

2.2 Разработка плана и  стратегия проверки, организация  внутреннего контроля по учету  денежных средств.

В соответствии с Республиканскими правилами аудиторской деятельности «Планирование аудита» аудиторская организация должна осуществлять планирование аудита. Целью планирования аудита является наиболее эффективное проведение проверки аудируемого лица.

Планирование аудита - разработка общей стратегии и составление детального плана применительно к ожидаемому характеру, срокам и объему аудиторских процедур.

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита.

Рассчитаем уровень существенности и размер аудиторского риска на примере предприятия ЗАО «Белхозторг».

Уровень существенности определяется исходя из определенных долей от базовых показателей: баланса или показателей бухгалтерской отчетности.

Для нахождения существенности используем таблицу 1.

 

Таблица 1 – Определение уровня существенности

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности

Доля, %

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности

Прибыль до налогообложения

346081800

5

17304090

Объем продаж

861845700

2

17236914

Валюта баланса

757851600

2

15157032

Собственный капитал

165454300

10

16545430

Общие затраты организации

678106100

2

13562122


 

В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности ЗАО «Белхозторг». Показатели в столбце 3 определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяются на постоянной основе. Столбец 4 получаем умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%.

Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:

 

(17304090+17236914+15157032+16545430+13562122) / 5 = 15961118 тыс. руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на:

 

(15961118– 13562122) / 15961118 *100% = 15%,

 

Наибольшее значение отличается от среднего на:

 

(17304090 - 15961118) / 15961118 * 100% = 8,4 %

 

Оба значения отличаются от среднего ненамного, поэтому оба значения оставляем.

Полученную среднюю величину округляем и получаем 15962000 тыс. руб. Данный показатель используем в качестве значения уровня существенности.

После того, как оценен уровень существенности аудиторская организация подготавливает план и программу аудиторской проверки.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

Один из основных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита. В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации. В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности. Начиная разработку программы, аудитор должен выявить значимые для аудита области, а также финансово-хозяйственные операции, отсутствующие у клиента или представляющиеся малозначимыми (несущественными). При разработке программы аудита и установлении методов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призваны выявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов. Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются более детальные приемы и методы проверки. Аудитор выявляет, в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провести тесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, где необходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой.

К значимым для аудита в первую очередь относятся разделы и операции, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. А к малозначимым (несущественным) – отсутствующие у клиента, имеющие незначительный объем или те разделы и операции, где величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

В последнем разделе общего плана аудита планируется завершающий этап путем определения действий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в виде письменной информации руководству аудируемого лица, а также подготовку и подписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана на завершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществление внутреннего контроля качества за проведением аудиторской проверки. Планирование контрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности в том, что работа аудиторов выполнена с высокой степенью профессиональной компетенции, необходимой при данных обстоятельствах.

Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Методика проведения контроля хозяйственных операций по учету денежных средств на расчетном счете организации в национальной валюте. Документальное оформление проведения проверки. Хозяйственная ситуация.

3.1 Проверка хозяйственных операций по расчетному счету в банке.

Основными источниками аудита по расчетному счету в банках являются выписки их лицевых счетов и приложенные к ним оправдательные документы, а также записи учетных регистров по счету51 «Расчетный счет», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». [17, с.215]

До начала аудиторской проверки необходимо по возможности установить, какие счета открыты в банке проверяемому субъекту хозяйствования.

Проверку рекомендуется начинать с установления правильности входящего остатка на 1-е число ревизуемого периода. Для чего остаток средств на расчетном счете на 1-е число (журнал-ордер) сопоставляют с выпиской банка за последний день месяца, предшествующего ревизуемому периоду, с Главной книгой и балансом. [17. с.215]

При этом аудитор составляет вспомогательную ведомость следующей формы: [17, с.215]

Информация о работе Контроль операций по учету денежных средств на расчетном счете