Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Оглавление

Теоретическая часть
Вопрос 1.
Государственный финансовый контроль: основные задачи,
субъекты и объекты……………………………………………………………. 3
Вопрос 2.
Ревизия операций по учету денежных средств в кассе……………………… 26
Практическая часть
Задача…………………………………………………………………………… 42
Список использованной литературы…………………………………………. 45

Файлы: 1 файл

контр. по К и Р.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

    Счетная палата может также вносить предложения по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.

      Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата в проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Основными приемами оперативного контроля являются:

  • анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками бюджетного процесса;
  • обработка копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством финансов и Центральным банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;
  • анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Центрального банка и кредитных организаций, осуществляющих операции со средствами федерального бюджета;
  • обобщение результатов контрольных мероприятий, проводимых по поручениям Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;
  • выборочные экспресс-проверки, необходимые для уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;
  • экспертные оценки.

На основе данных оперативного контроля Счетная палата составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета. Форма отчета утверждена Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. В нем отражаются фактические показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим итогом, то есть за истекший период с начала года. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и после этого направляется обеим палатам парламента.

  После окончании финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Для этого создается специальная рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счета казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.

      По результатам комплексной ревизии составляются первичные акты, число которых измеряется несколькими сотнями, и сводный акт. На этой основе Счетная палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджетаза соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

    Экспертно-аналитической деятельность Счетной палаты заключается в экспертизе проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также в подготовке аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

Счетная палата проводит экспертизу проектов:

  • федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долгабюджетного дефицита;
  • законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;
  • международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.

      По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых решений.

   Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 2. Ревизия операций по учету денежных средств в кассе 

   Ревизия кассы и кассовых операций подразделения представляет собой существенную составную часть ревизии в целом.

      Кассовые  операции подразделения являются одним  из важнейших участков его финансово-хозяйственной  деятельности и учётной работы. Денежные средства, составляющие предмет кассовых операций, используются при расчётах с юридическими и физическими  лицами; кассовая наличность подразделения, её размеры и степень сохранности служат своего рода введением в финансовую жизнь подразделения.

      Углублённое освоение методики ревизии кассовых операций представляется важным по нескольким причинам:

      - денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов подразделения;

      - денежные операции носят массовый  и распространённый характер;

      - подвижность денежных средств  и массовость денежных операций  делают этот участок хозяйственной  деятельности подразделения наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений и злоупотреблений.

     В силу того, что кассовые операции носят  массовый характер, этот этап проверки является достаточно трудоёмким.

     В то же время кассовые операции однообразны, а методы или процедуры проверки достаточно просты.  

Инвентаризация  кассы 

     При проведении инвентаризации денежных  средств, бланков строгой отчётности и ценностей следует придерживаться принципа внезапности, который позволяет  более объективно оценить состояние  кассовой дисциплины в подразделении.

     С учётом этого инвентаризацию кассы  желательно осуществлять практически  сразу с началом ревизии.

     Произведя официальное представление ревизионной  бригады начальнику ревизуемого  органа, следует немедленно направить  одного из ревизоров в сопровождении членов (члена) комиссии по проверке кассы, выделенных из числа сотрудников ревизуемого органа, в помещение кассы. При этом в случае возникновения каких-либо задержек, проволочек или признаков намеренного оттягивания начала инвентаризации кассы следует опечатать кассу до начала инвентаризации, что относится к правам ревизора, предусмотренным п. 5.2.2. приказа МВД РФ № 560 - 1997 г.

     Собственно  инвентаризация кассы проводится комиссией  в составе не менее трёх человек (из которых не менее одного человека является членом ревизионной бригады, не менее двух человек является сотрудниками подразделения) при обязательном присутствии материально ответственного лица (кассира). В случае внезапного отсутствия именно на момент инвентаризации кассы кассира по причине, представленной руководством подразделения в качестве уважительной (внезапная болезнь, несчастный случай, смерть и т.д.), инвентаризация проводится в обязательном присутствии руководителя подразделения и начальника финансовой службы или главного (старшего) бухгалтера, или же лиц, официально их заменяющих.

     В период с момента начала инвентаризации вплоть до её завершения все кассовые операции прекращаются, посторонние  лица в помещение кассы не допускаются.

     До  начала инвентаризации желательно проверить нормативную сторону материальной ответственности кассира, т.е. удостовериться в том, что от него отобрано обязательство о его полной материальной ответственности.

     В начале инвентаризации материально  ответственное лицо (кассир) в присутствии  комиссии составляет отчёт о денежных операциях, движении бланков строгой отчётности и иных находящихся в кассе ценностей в течение дня или - в случаях более редкой периодичности составления кассовых отчётов - с момента последнего выведения остатка в кассовой книге. При составлении отчёта кассир обязан подсчитать обороты по приходу и расходу денежных средств, бланков строгой отчётности и ценностей и вывести итоговый остаток, указав количество приходных и расходных кассовых документов и их порядковые номера (с № ___ по № __).

     После составления кассиром отчёта и до начала его проверки ревизором и  пересчёта кассовой наличности необходимо от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность денежных средств, отобрать расписку в том, что комиссии предъявлены все оправдательные документы, наличные деньги, ценности, бланки строгой отчётности и что других (неучтённых) документов, денег, ценностей и бланков не имеется. Расписка отбирается по форме, определённой приложением 1 к приказу МВД РФ № 560 - 1997 г.

     После этого ревизору следует приступить к проверке составленного кассиром отчёта. В процессе такой проверки следует обратить внимание на своевременность  отражения денежных операций в кассовой книге, т.е. убедиться, сразу же после  получения или выдачи денег были произведены записи в кассовую книгу.

     Параллельно с проверкой отчёта ревизором  проверяются послужившие основанием для его составления документы, по которым произведены приём  и выдача денег, ценностей и бланков  строгой отчётности. Особое внимание следует обратить на обоснованность записей в кассовую книгу по расходу денежных средств - такие записи могут производиться кассиром только по так называемым закрытым расходным документам, т.е. по документам, по которым выдана вся предусмотренная ими сумма и проставлены все росписи её получателей (получателя). Записи по расходу признаются ревизором обоснованными также при нижеследующем:

     - в том случае, когда в кассе  находятся ведомости на выдачу  заработной платы, по которым  выплата ещё не закончилась и не истёк установленный срок (3 дня, включая день получения денег в банке), кассир в присутствии комиссии должен против фамилии лиц, которым не произведены выплаты, поставить прочерк, вывести итоги выплаченных сумм по ведомостям и произвести записи в кассовую книгу в тех суммах, которые были выплачены. В конце платёжной (расчётно-платёжной ) ведомости кассир делает надпись о фактически выплаченной сумме и скрепляет надпись своей подписью, а также ставит на ведомости штамп : «Расходный кассовый ордер №__».

     Все случаи выявленного ревизором необоснованного  включения в отчёт сумм расхода  или прихода немедленно в присутствии  комиссии предъявляются кассиру  для объяснений с его стороны. При этом указанные суммы исключаются  из кассового отчёта, и комиссионно выводится скорректированный итоговый остаток.

     По  завершении проверки составленного  кассового отчёта и приложенных  к нему документов отчёт передаётся в финансовую службу (бухгалтерию) для  отражения его данных на счетах бухгалтерского учёта и определения книжного остатка денег в кассе на момент проверки.

     После этого комиссия приступает к пересчёту  наличных денег, бланков строгой  отчётности и иных ценностей, хранящихся в сейфе кассы.

     Всё то, что подлежит пересчёту, должно предъявляться комиссии лично кассиром.

     Фактическое наличие денег устанавливается  путём полистного пересчёта всех купюр и монет. Обязательным является полный пересчёт денег вне зависимости  от того, находятся ли они в банковской упаковке или нет. Непосредственно  сам процесс пересчёта желательно доверить кассиру, внимательно контролируя при этом его действия.

Информация о работе Контроль и ревизия