Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 09:22, курсовая работа
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Теоретическая часть
Вопрос 1.
Государственный финансовый контроль: основные задачи,
субъекты и объекты……………………………………………………………. 3
Вопрос 2.
Ревизия операций по учету денежных средств в кассе……………………… 26
Практическая часть
Задача…………………………………………………………………………… 42
Список использованной литературы…………………………………………. 45
Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.
Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль. В соответствии с Бюджетным кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют:
В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.
Для осуществления контрольных полномочий парламент наделяется следующими правами: получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые при утверждении бюджета; получать от государственных финансовых органов оперативную информацию о ходе исполнения бюджета; выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет, и др. Законодатели регулярно получают сведения о состоянии государственных финансов через специально созданный контрольный орган – Счетную палату. Основной задачей Счетной палаты является проведение внешнего аудита бюджета. Ее функции и статус будут рассмотрены нами более подробно.
В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.
Министерство финансов
РФ является органом, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в стране,
и обладает широкими контрольными полномочиями
в данной сфере. Оно контролирует рациональное
и целевое использование бюджетных средств главными
распорядителями, распорядителя
Функцию бюджетного
контроля
выполняет также Главное
управление федерального
казначейства,
входящее в состав Министерства финансов. Казначейство как орган, ответственный
за исполнение
бюджета,
призвано контролировать процесс формирования
и расходования государственных средств.
Оно осуществляет предварительный и текущий
контроль за ведением операций с бюджетными
средствами главных
распорядителей, распорядителей
В сфере финансового контроля органы казначейства имеют следующие права:
Широкие
контрольные полномочия в рамках бюджетного
процесса предоставлены налогов
Контроль за поступлением налоговых
доходов в бюджет государства осуществляют
система органов Министерства РФ по налогам и сборам и Государственный
таможенный комитет. Министерство по налогам и сборам ведет учет налогоплательщиков,
контролирует соблюдение ими налогового
законодательства, правильность исчисления,
полноту и своевременность уплаты налогов и других обязательных
платежей в бюджет и внебюджетн
Помимо
названных органов, в проведении финансового
контроля участвуют главные
распорядители и распорядители
Помимо государственного и внутриведомственного контроля, важное значение имеет и так называемый внутрихозяйственный контроль. Он проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру.
Для проведения контрольных мероприятий финансовые органы государства и сами бюджетополучатели могут привлекать аудиторские службы. В мировой практике аудиторский контроль распространен очень широко. В настоящее время эта система получает развития и в России. Целью аудита является проверка финансовой и бухгалтерской отчетности организации, степени ее достоверности, а также законности проводимых финансовых операций.
Аудиторские
проверки подразделяются на внешние и
внутренние. Внутренний
аудит проводится аудиторской службой
самой организации. Его задача – это сбор дополнительной информации
для принятия управленческих решений,
повышения эффективности работы организации,
увеличения рентабельности и рационального
использования производственных ресурсов.
Внутренний аудит проводится по инициативе
руководства, и организация самостоятельно
покрывает все связанные с ним расходы.
Отличие внешнего аудита заключается
в том, что его выполняют специальные аудиторские
фирмы на основе договора. Такие проверки
могут проводиться по решению государственных
финансовых и
контрольных органов, банков, организаций–партнеров
и др.
Субъекты финансового контроля
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств.