Контроль и ревизия расчетов с подотчетными лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:25, контрольная работа

Краткое описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятий постоянно возникает необходимость в совершения различных операций: заключении договоров, приобретении товарно-материальных ценностей, доставки продукции, выполнении работ, оказании услуг и т.п.

Файлы: 1 файл

отчет.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

В первую очередь предстоит сверить  данные копий складских ордеров, полученных в бухгалтерии, с данными  соответствующих им оригиналов. Несоответствие количества товарно-материальной ценности в оригинале складского ордера и его копии с высокой долей вероятности свидетельствует о том, что имеет место быть хищение товарно-материальных ценностей. При обнаружении расхождений немедленно требуют разъяснений у заведующего складом; сразу после этого рекомендуется позвонить в бухгалтерию и выслушать объяснения бухгалтера.

Следующий этап — это сверка данных складских ордеров с соответствующими записями в карточках складского учета. Нужно внимательно проследить соответствие следующих реквизитов: количество товарно-материальной ценности, дата прихода (расхода), от кого получено (или кому отпущено). Любое несоответствие перечисленных реквизитов требует отдельного разбирательства.

Затем можно приступать к заключительному  этапу проверки — пересчету остатков, указанных в карточках складского учета. Эта операция достаточно проста: в карточке есть остаток на начало проверяемого периода, к нему нужно добавить количество поступивших товарно-материальных ценностей и вычесть количество отпущенных. Полученный остаток должен совпасть с остатком, который указан в карточке.

В заключение вместе с заведующим складом аудитор пересчитывает реальные остатки проверяемых товарно-материальных ценностей и сверяет их с учетными данными.

Основное отличие тематической проверки учета товарно-материальных ценностей от выборочной проверки, порядок проведения которой рассмотрен выше, заключается в том, что товарно-материальные ценности для тематической проверки отбираются не в произвольном порядке, а только при соответствии определенному условию (теме). Например, можно проверить учет движения и остатков товарно-материальных ценностей, поступивших от определенного поставщика, или — предназначенных для определенной цели (например, для изготовления одного и того же изделия), и т.д.

Предположим, аудитор желает проверить, каким образом отражается в учете и отчетности движение и остатки товарно-материальных ценностей, поступивших от конкретного поставщика. В первую очередь для этого следует потребовать в бухгалтерии соответствующие документы за проверяемый период: договор (контракт) с этим поставщиком, первичные документы (накладные и акты на списание), копии складских ордеров, ведомость движения и остатков по проверяемым товарно-материальным ценностям за проверяемый период, заверенная подписью бухгалтера.

Следует отметить, что далеко не все  бухгалтеры ведут учет товарно-материальных ценностей в разрезе поставщиков. Поэтому уже в самом начале работы предприятия нужно поставить  бухгалтерии задачу: учет товарно-материальных ценностей должен вестись не только в разрезе номенклатуры, но и в разрезе поставщиков — ведь один и тот же товар может поступать от разных поставщиков.

Затем нужно ознакомиться с условиями  договора (контракта) на поставку проверяемых  товарно-материальных ценностей. Если к договору приложена спецификация, то рекомендуется уточнить у бухгалтера, соблюдается ли ассортимент и количество поставляемых товарно-материальных ценностей, и если нет — то уточнить причины.

Далее следует сверять данные копий  складских ордеров с данными первичных документов и ведомости движения и остатков товарно-материальных ценностей. Это осуществляется таким же образом, как и при проведении выборочной проверки. При возникновении расхождений, а также ситуаций, когда не все понятно, следует затребовать соответствующие объяснения у бухгалтера.

При проведении проверки нужно обращать особое внимание на такой реквизит, как соответствие контрагента в  накладной, складском ордере и ведомости  движения и остатков товарно-материальных ценностей. Не стоит забывать, что проводится тематическая проверка товарно-материальных ценностей, поступивших от конкретного поставщика, и если в накладной указан один поставщик, а в складском ордере или в ведомости — другой, то это требует отдельного разбирательства.

После проверки копий складских ордеров, первичных документов и бухгалтерской ведомости нужно отправляться на склад, взяв эти документы с собой.

Далее на складе проводится проверка в таком же порядке, как и при  проведении выборочной проверки. При  этом особое внимание следует уделять соответствию наименования поставщика в накладной, копии складского ордера, оригинале складского ордера и карточке складского учета.

После завершения документальной проверки нужно вместе с заведующим складом  пересчитать реальные остатки проверяемых товарно-материальных ценностей и сверить их с учетными данными. Не исключено, что при получении одной и той же товарно-материальной ценности от разных поставщиков будет обнаружена пересортица. Это, конечно, лучше, чем недостача либо излишек; тем не менее, следует разобраться в причинах возникновения пересортицы и предпринять меры по недопущению ее в дальнейшем.

В некоторых случаях для восстановления истинной картины того, как на предприятии  налажен учет товарно-материальных ценностей и не имеют ли место быть злоупотребления, хищения и иные негативные проявления, необходимо проведение полной инвентаризации хранящихся на складе товарно-материальных ценностей.

Следует отметить, что в законодательстве четко определены ситуации, когда  необходимо проведение инвентаризации: при смене материально-ответственных лиц, по окончании календарного года, после обнаружения кражи, после случившихся форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т.п.), и др. Однако при наличии соответствующих оснований целесообразно проведение внеплановых инвентаризаций.

Порядок проведения полной инвентаризации отличается от проведения внезапных  или тематических проверок. Во-первых, перед проведением полной инвентаризации руководитель должен издать соответствующий  приказ по предприятию. Во-вторых, необходимо создать инвентаризационную комиссию, состав которой отражается в приказе о проведении инвентаризации.

Далее следует сказать бухгалтеру, чтобы он подготовил инвентаризационную ведомость. Форма этой ведомости  утверждена законодательно и известна любому бухгалтеру. В инвентаризационной ведомости указывается состав инвентаризационной комиссии, дата проведения инвентаризации и иные обязательные реквизиты, в частности — полный перечень номенклатуры. Кроме этого, в ведомости отражаются остатки товарно-материальных ценностей по данным бухгалтерского учета, фактические остатки, установленные в результате проведения инвентаризации, и отклонение фактических данных от данных бухгалтерского учета. Фактические данные вносятся в инвентаризационную ведомость в процессе проведения инвентаризации (по принципу «посчитал реальный остаток — записал в ведомость»).

По окончании инвентаризации осуществляется сверка остатков товарно-материальных ценностей, числящихся по данным бухгалтерского учета, с фактическими остатками. При обнаружении излишков или недостач составляется соответствующий акт, а также с материально-ответственных лиц берутся письменные объяснения.

Перед проведением полной инвентаризации, в отличие от выборочных и тематических проверок, не нужно выполнять сверку складских ордеров с первичными документами и бухгалтерской ведомостью движения и остатков товарно-материальных ценностей. Это обусловлено тем, что выполнение такой сверки по всей номенклатуре — это слишком большая и трудоемкая работа, которая отнимет очень много времени. Поэтому вначале нужно провести инвентаризацию, сверить фактические данные с бухгалтерскими, и уже по тем позициям, по которым обнаружен излишек или недостача, провести такую сверку. Не исключено, что где-то обнаружится либо несоответствие данных складских ордеров и первичных документов, либо несоответствие остатка в карточке складского учета и бухгалтерской ведомости по движению и остаткам товарно-материальных ценностей, и т.п.

Обычно перед проведением  полной инвентаризации об этом ставится в известность заведующий складом. Это необходимо для того, чтобы в день проведения инвентаризации не производился прием или отпуск товарно-материальных ценностей со склада. Однако при проведении внезапной инвентаризации можно никого не предупреждать: если какие-то товарно-материальные ценности были приняты на склад или отпущены со склада в день проведения инвентаризации, то это должно быть подтверждено соответствующими документами (накладными).

 

 

29. Контроль кредитных  операций.

 

При проверке расчетов по кредитам и займам используются источники  информации: положение об учетной политике; бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); учетные регистры по счетам 66 и 67; главная книга; кредитные договоры с банком; договоры займа; выписки банка по расчетному и ссудному счетам с приложенными документами; кассовая книга; приходные и расходные кассовые ордера; приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов; документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа.

Согласно Гражданского кодекса  РБ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты по ней.

Кредиты могут выдаваться банками  в валюте Республики Беларусь и в иностранной валюте. Право на выдачу кредитов в иностранной валюте организациям предоставлено уполномоченным банкам, имеющим лицензию Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций в иностранной валюте.

Расчеты по кредитам и займам, полученным как от нерезидентов, так и от резидентов - уполномоченных банков в иностранной валюте, осуществляются резидентами с текущих валютных счетов и не могут производиться с транзитных валютных счетов.

Согласно ГК РБ по договору займа заимодавец передает в собственность заемщику деньги или иные вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу сумму займа или равное количество полученных им вещей того же рода и количества. Заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размере и порядке, определенных договором. В связи с тем, что расчеты в Республике Беларусь производятся только в рублях, получение займов в иностранной валюте от организаций-резидентов, не являющихся банковскими учреждениями, запрещено.

В процессе контроля используются следующие  приемы: проверка документов, прослеживание  операций, пересчет, аналитические процедуры.

Проверке подвергаются договоры с банком, документы по открытию кредитных линий, договоры и соглашения о кредитах и займах. Задолженность по кредитам и займам, отраженная в регистрах бухгалтерского учета, должна соответствовать задолженности, размер которой согласован с кредиторами. Для этого используются выписки банка, расчеты платежей, данные аналитических ведомостей, таблиц. Задолженность по кредитам и займам должна быть правильно квалифицирована по видам и способам расчетов на основании анализа договоров.

Для проверки своевременности  возврата кредитов банков по данным кредитных  договоров и выписок с расчетного счета составляется аналитическая  таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения  кредитов, а также возникшие отклонения.

На каждую отчетную дату суммы задолженности по кредитам по балансу должны подтверждаться данными  аналитического учета. Задолженность  по кредитам должна отражаться с учетом начисленных, но не выплаченных процентов  на конкретную отчетную дату. Проверяется также наличие фактов нарушения сроков возврата кредитов и причины этого.

Для проверки целевого использования  кредитных средств необходимо сравнить объект кредитования, зафиксированный  в кредитном договоре, и фактические  направления средств, подтверждаемые договором поставки, счетами-фактурами, накладными, платежными поручениями и т. д. Номенклатура товарно-материальных ценностей, сроки поставки и оплаты, цены, объем выполненных работ должны совпадать.

Правильность начисленных  процентов за пользование кредитами банков подтверждается по результатам их арифметического контроля. При выявлении источников списания процентов за пользование кредитами банков учитываются направления использования кредитов на закупку товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов и т. п. Устанавливается правильность начисленных процентов для целей налогообложения.

В ходе проверки займов устанавливается: правильно ли оформлены договоры займа, своевременно ли погашалась основная сумма долга и проценты по займам, правильно ли отражались в учете операции по полученным займам, включая начисление и перечисление процентов, достоверность аналитического и синтетического учета расчетов по займам. При изучении договора займа особое внимание уделяется наличию в них указаний на срок возврата займа, его форму, наличие залога, размеры процентов и порядок их уплаты. Если заимодавец является физическим лицом, то договор займа должен быть нотариально заверен.

Для проверки своевременности  возврата займов по данным договоров и выписок с расчетного счета и отчетам кассира составляется аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения займов, а также возникшие отклонения.

Типичными ошибками, выявляемыми  при проверке расчетов по кредитам и займам, могут быть: отсутствие договора займа или составление его с нарушением Гражданского кодекса РБ, отсутствие договора с банком о пролонгации кредита, ненадлежащее ведение учета, неправильный учет расходов по уплате процентов по кредитам и займам, нецелевое использование средств кредитов банков.

 

 

31. Проверка операций  по формированию финансовых результатов  деятельности предприятия, получению  и использованию прибыли.

Информация о работе Контроль и ревизия расчетов с подотчетными лицами