Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:25, контрольная работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятий постоянно возникает необходимость в совершения различных операций: заключении договоров, приобретении товарно-материальных ценностей, доставки продукции, выполнении работ, оказании услуг и т.п.
5. Контроль и
ревизия расчетов с
В процессе финансово-хозяйственной
деятельности у предприятий постоянно
возникает необходимость в
Кроме того, у предприятия
может возникнуть необходимость
в осуществлении платежей наличными
деньгами для ускорения расчетов
и получения товарно-
Задачи ревизии проверить:
Источниками ревизии являются первичные документы, приказы по организации (проверяются числа, суммы), авансовые суммы с приложенными отчетными документами, отчеты кассира, главная книга, данные аналитических и синтетических счетов 71.
Необходимо проверить поступление и оприходование материальных ценностей на склад приобретенных во время командировки.
Данное направление ревизии целесообразно начинать с изучения остатков задолженности на конец каждого месяца за весь проверяемый период. Одновременно проверяется правильность переноса остатков задолженности с одного месяца на другой. Это позволяет выявить необоснованное списание или искусственное уменьшение суммы задолженности и выдачу новых подотчетных денежных средств при наличии непогашенной задолженности.
Полноту отражения выданных в подотчет денег по счету 71 проверяют путем сравнения расходов по кассовой книге с оборотами по счету 71. При проведении такого сравнения ревизор обращает внимание на эффективность контроля со стороны бухгалтерии за выдачей денег в подотчет в пределах производственной потребности. Если такой контроль осуществляется недостаточно, необходимо рассмотреть возможность скрытого авансирования работников. Особое внимание обращается на задолженность по подотчетным суммам, которые являются наиболее крупными и невозвращенными на конец проверяемого периода.
Далее ревизор исследует материалы авансовых отчетов. Например, определяется необходимость и целесообразность направления работников в командировку. Выявленные нарушения группируются в накопительных ведомостях с указанием Ф.И.О. командированных, их должности, места и сроков командировки, суммы израсходованных средств. Целесообразно группировать командировочные расходы, связанные с недостатками работы отдельных служб предприятия. Здесь же необходимо проверить авансовые отчеты и докладные записки работников, не выполнивших командировочное задание. При многократности таких случаев они выписываются в ведомость для включения в акт ревизии. При проверке составления авансовых отчетов по командировкам, обращают внимание на наличие прилагаемых оправдательных документов, обоснованность подсчета суммы командировочных расходов и правильность их отнесения на счета затрат. Количество дней командировки должно соответствовать командировочному удостоверению, сроки пребывания сопоставляются с датой пребывания в гостинице и билетом.
Проверяя авансовые
отчеты, ревизор устанавливает
Обоснованность
Выявляя факты нарушений, ревизоры регистрируют их, определяют сумму заниженной прибыли, а также дополнительных начислений налогов.
Проверяя организацию
аналитического учета расчетов с
подотчетными лицами, следует учитывать,
что сроки, на которые выдаются денежные
средства под отчет, устанавливаются законодательст
Подотчетные суммы составляют одну из статей в себестоимости продукции (работ, услуг), либо, в случае сверхнормативных расходов – не участвуют в уменьшении базы, облагаемой налогом на прибыль. Особенные сложности у бухгалтеров, как правило, вызывают расчеты с подотчетными лицами, командированными за границу.
Таким образом, аудиторская проверка соблюдения нормативных актов, регулирующих расчеты с подотчетными лицами, постановки бухгалтерского учета, достоверности учетных данных позволяет предприятию выявить недостатки в осуществлении расчетных операций, получить рекомендации по их устранению и недопущению в будущем.
17. Контроль учета
товарно-материальных ценностей
Складской учет и движение
ТМЦ — это сфера, где нередко
происходит много злоупотреблений.
В немалой степени это
Это неудивительно: ведь часто склад находится далеко от офиса, и если, например, кассу предприятия, «черный нал» или безналичные деньги руководитель может проверить в любой момент, вызвав к себе бухгалтера, то вот насчет склада — это уже сложнее: вызов в офис заведующего складом вряд ли даст ответы на все интересующие вопросы. Для прояснения ситуации нужно будет посетить склад и провести там некоторое время.
Среди злоупотреблений, встречающихся на складе, в первую очередь отмечают следующие: прямое хищение товарно-материальных ценностей; необоснованное (т.е. без наличия уважительных причин) списание их по акту; «липовая» усушка, утруска и естественная убыль; неполное оприходование либо излишнее списание товарно-материальных ценностей, несоответствие учетных и отпускных единиц измерения, и др.
Какие же проверки может проводить на складе аудит предприятия, если учесть, что ему нужно сделать это как можно быстрее, чтобы оперативно получить нужную информацию?
К таким проверкам в первую очередь следует отнести выборочные и тематические проверки складского хозяйства.
Выборочная проверка
складского хозяйства — это проверка,
при которой отслеживается
Основная цель выборочной проверки — проверить движение и остатки в первую очередь следующих категорий товарно-материальных ценностей:
- ТМЦ, наиболее ходовые
и востребованные у
- ТМЦ, которые в
настоящее время являются
- ТМЦ, которые являются эксклюзивными;
- ТМЦ (сырье, материалы,
товары), в состав которых входят
драгоценные металлы и камни
либо которые сами по себе
являются драгоценными
Итак, допустим, аудитор определился с тем, движение и остатки каких именно товарно-материальных ценностей он хочет оперативно проверить, и какой период времени должна охватывать эта проверка.
Для этого в первую
очередь нужно запросить в
бухгалтерии все документы, имеющие
отношение к выбранным
В первую очередь нужно сверить соответствие данных первичных документов. Самое основное — это чтобы количество в накладной (или — в акте на списание товарно-материальных ценностей) соответствовало количеству, указанному в складском ордере, а также то, чтобы в этих документах соответствовали единицы измерения: не исключено, что в накладной указано 5 «десятков» товара, а оприходовано согласно складскому ордеру 5 штук товара. Затем в накладных (актах на списание) и складских ордерах нужно сверить соответствие дат. Если дата, указанная в складском ордере, не соответствует дате накладной, то следует уточнить у бухгалтера, чем это обусловлено. Кроме этого, нужно проверить соответствие наименований организации.
Подписывать накладную (акт на списание) и складской ордер должен один и тот же сотрудник, а именно — тот, кто осуществляет прием (отпуск) товарно-материальных ценностей. Поэтому особое внимание следует обратить на соответствие подписей.
После того, как аудитор убедился в том, что с первичной документацией все в порядке, он просит бухгалтера предоставить ведомость движения и остатков проверяемых товарно-материальных ценностей, заверенную его подписью. В этой ведомости должен быть отражен остаток по каждой товарно-материальной ценности на начало проверяемого периода, каждый приход, каждый расход и остаток на конец проверяемого периода. В ведомости обязательно должна быть указана единица измерения каждой товарно-материальной ценности; не стоит забывать, что эта единица измерения должна соответствовать единице измерения, указанной в накладной (акте на списание) и складском ордере. В случае несоответствия единицы измерения в ведомости и в документе следует потребовать соответствующих объяснений у бухгалтера, поскольку такая ситуация создает благоприятную почву для мошенничества.
Каждую приходную и расходную операцию следует скрупулезно сверить с соответствующими первичными документами (накладной или актом на списание) на предмет совпадения количества товарно-материальных ценностей, цены за одну единицу измерения и суммы операции. В некоторых случаях бухгалтеры изменяют количество товарно-материальных ценностей, но итоговая сумма прихода (расхода) при этом не меняется, поскольку отклонение корректируется ценой. Рассмотрим такой пример: на предприятие поступило 20 единиц товарно-материальной ценности по цене 5 рублей за штуку; несложный подсчет показывает, что итоговая сумма прихода — 100 рублей. Однако бухгалтер может оприходовать 10 единиц товарно-материальной ценности по цене 10 рублей — и итоговая сумма операции не изменится: как и прежде, сумма прихода составит 100 рублей. В то же время 10 единиц останутся неучтенными — следовательно, их можно легко присвоить.
При обнаружении несовпадения нужно посмотреть, что указано в складском ордере, и после этого вызывать бухгалтера для дачи соответствующих объяснений.
После проверки соответствия данных первичных документов, копий складских ордеров и ведомости движения и остатков ТМЦ, рекомендуется проверить итоговые данные: остаток товарно-материальной ценности на начало проверяемого периода плюс приход за период по документам и минус расход по документам. Получившийся остаток должен равняться остатку, указанному в ведомости, а также — остатку в карточке складского учета (это аудитор проверит по прибытии на склад).
Для продолжения проверки аудитор должен отправиться на склад. При этом не рекомендуется ставить в известность заведующего складом либо иного складского работника — иначе проверка потеряет свою внезапность. Однако следует учитывать, что если бухгалтер состоит в сговоре со складским работником, то он может предупредить его о предстоящей проверке. Хотя, если злоупотребления имели место быть, за короткий срок привести все в порядок очень сложно, а иногда — невозможно.
На складе нужно потребовать
у заведующего складом все
документы по проверяемым товарно-
Отправляясь на склад нужно не забыть взять с собой все документы, которые предоставил бухгалтер. На первый взгляд может показаться, что для проверки будет вполне достаточно копий складских ордеров — ведь они уже сверены и с первичными документами (накладными и актами на списание), и с ведомостью движения и остатков товарно-материальных ценностей. Но это не всегда так: иногда в процессе проверки могут возникать вопросы, для решения которых необходимо обратиться к первичным документам либо к бухгалтерской ведомости.
Информация о работе Контроль и ревизия расчетов с подотчетными лицами