Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение концептуальных основ реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:
- выявить цели и концепции бухгалтерского учета и отчетности в рыночной экономике;
- определить потребность в разработке отечественной концепции бухгалтерского учета;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Бухгалтерский учет и отчетность в рыночной экономике России
1.1 Цели и концепции бухгалтерского (финансового) учета ………….5
1.2 Потребность в разработке отечественной концепции
бухгалтерского учета………………………………………………....9
2. Основные решения в концепциях, разработанных в России в период реформирования бухгалтерского учета

2.1 Базовые принципы бухгалтерского (финансового) учета……….. ..15
2.2 Задачи и предлагаемые решения в концепциях, разработанных
в России в период реформирования бухгалтерского учета………..18
2.3 Проблемы гармонизации российской системы бухгалтерского
учета и требований МСФО…………………………………………..24
Заключение. ………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ..doc

— 208.50 Кб (Скачать)

    Стоит отметить, что провести  оценку реформы бухгалтерского учета и основных проблем перехода на МСФО невозможно без анализа ее воздействия на организацию как обособленный хозяйствующий субъект. В этой связи организацию необходимо рассматривать не только в качестве объекта процесса реформирования, но и его субъекта.

    С самого начала реформы  бухгалтерского учета организация  рассматривалась лишь в качестве  ее объекта, т.е. как пассивный  исполнитель, подчиняющийся процессу  государственного регулирования.  В условиях рыночной экономики организация выступает как активный хозяйствующий субъект и поэтому нельзя преуменьшать ее роль в процессе реформирования. Применение или неприменение принимаемых в ходе реформы нормативных актов должно зависеть только от самой организации. Если предприятие будет заинтересовано в применении результатов реформы или же ее результаты будут противоречить интересам организации, то реформа бухгалтерского учета, несмотря на огромный труд и средства, затраченные на ее проведение, останется только на бумаге.

    Изменение в системе бухгалтерского учета для любой организации всегда связаны с затратами на обновление бухгалтерских программных продуктов. Данные затраты должны быть компенсированы будущей экономической выгодой от применения результатов реформы. Следовательно, проведение реформы для организаций будет оправдано с экономической точки зрения только в том случае, если в ее результате будет достигнута цель, на которую она направлена – привлечение инвестиций. Иначе организации инстинктивно становятся «тормозом» процесса реформирования, поскольку они стремятся к минимизации затрат, связанных с изменением системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, даже в ущерб качеству представляемой информации.

    С точки зрения заинтересованности  в применении МСФО организации можно разделить на две группы. К первой группе относятся:

- «организации, которые представлены на международных рынках ценных бумаг;

- организации, привлекающие иностранных  инвесторов или активно работающие  с зарубежными партнерами;

- филиалы и представительства иностранных организаций;

- общественно значимые хозяйствующие  субъекты (кредитные организации,  страховые компании и участники  рынка ценных бумаг), привлекающие  средства населения».11

Ко второй группе относятся организации, не заинтересованные в переходе на МСФО. Это организации, осуществляющие свою деятельность только на территории России, а также большинство малых предприятий.

    Можно сделать вывод, что при подготовке программы реформирования, а затем и концепции развития бухгалтерского учета и отчетности отсутствовал какой-либо дифференцированный подход к проведению реформы, за исключением небольшой части, связанной с разработкой упрощенных схем учета и отчетности для малых предприятий. Программа рассматривала все организации как некий единый объект реформирования без анализа интересов их отдельных групп.

    Реформа бухгалтерского  учета в России является поверхностной,  не учитывающей интересы различных  групп конкретных пользователей  финансовой информации. В этом  заключается ее слабость с точки зрения практической реализации предусмотренных в программе мероприятий. Однако не стоит умалять преимущества перехода на МСФО: открытие новых возможностей как для компаний, так и для государства в целом; повышение качества управленческой информации и увеличение числа инвесторов.

  

                                         Заключение.

 

 

    Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.

    Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета — формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

    Применительно к внутренним пользователям, целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности.

    Использование МСФО в России необходимо по следующим причинам.

Во-первых, это обусловлено развитием  мировой экономики, требующей единой информационной бухгалтерской системы, адекватного языка общения между  компаниями, действующими на международных  рынках. Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. В-третьих, МСФО закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Эти стандарты представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. Словом, на их основе со значительной экономией времени и ресурсов можно разработать национальные стандарты ведения бухгалтерского учета.

    Основу бухгалтерского учета составляют принятые допущения и требования, предъявляемые к самому учету. Допущения вытекают из принципов, требования - из правил. Состав принципов и правил, а соответственно, виды допущений и требований, меняется в зависимости от изменений в хозяйственной жизни страны.

    Для решения поставленных задач бухгалтерского учета законодательством предложены требования, применение которых экономическими субъектами обязательно. Выполнение их способствует решению возникающих вопросов в ведении бухгалтерского (финансового) учета и составления отчетности, предоставлении верной информации для внутренних и внешних пользователей; способствует финансовой устойчивости предприятия и пресекает деятельность, противоречащую законодательству РФ.

    Реформа бухгалтерского учета в России является поверхностной, не учитывающей интересы различных групп конкретных пользователей финансовой информации. В этом заключается ее слабость с точки зрения практической реализации предусмотренных в программе мероприятий. Однако не стоит умалять преимущества перехода на МСФО: открытие новых возможностей как для компаний, так и для государства в целом; повышение качества управленческой информации и увеличение числа инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Список литературы

 

 

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.11г., № 402-ФЗ// Собрание законодательства РФ.- 12.12.2011.- № 50, ст.7344.

 

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г., № 129-ФЗ// Собрание законодательства РФ.- 25.11.1996.- № 48, ст. 5369.

 

  1. Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: Постановление Правительства РФ от 06.03.98г., № 283. 
  2. ПБУ 1/98. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98, № 60н.

 

  1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим советом от 29 декабря 1997 г.

 

  1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2007 г. №180.

 

  1. Герасимова Л.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в свете РСБУ и МСФО// Международный бухгалтерский учет научно-информационный журнал. – 2012. - №18. – С.60.

 

  1. Мерзликина Е.М. Проблемы гармонизации российской системы бухгалтерского учета и требований МСФО// Международный бухгалтерский учет научно-информационный журнал. – 2012. - №11. – С.64.

 

  1. Сорокина Е.М. Проблемы перехода на международные стандарты финансовой отчетности// Международный бухгалтерский учет научно-информационный журнал. – 2011. - №27. – С.60.

 

  1. Черникова Л.И. Международные стандарты финансовой отчетности в России: современное состояние, практика применения и пути дальнейшего развития// Международный бухгалтерский учет научно-информационный журнал. – 2012. - №32. – С.60.

 

 

 

 

                                                  Приложение.

 

    План  мероприятий по основным направлениям реформы бухгалтерского учета.

 

Содержание  мероприятия 

Срок выполнения

Ответственные исполнители

 

1. Совершенствование  нормативного правового регулирования 

1.

Разработка  проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон "О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров 

декабрь 1999 г.

Минфин России, Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, Центральный банк Российской Федерации (по согласованию)

 

2. Разработка  и утверждение положений (стандартов) бухгалтерского учета 

2.

Разработка  новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету 

2000 год 

Минфин России, Центральный банк Российской Федерации (по согласованию), Минэкономики России, ФКЦБ России

3.

Уточнение правил по формированию бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, сводной бухгалтерской отчетности по группам организаций

сентябрь 1998 г.

Минфин России, ФКЦБ России, Минэкономики России

4.

Разработка  нового плана счетов бухгалтерского учета для:

   
 

а) коммерческих организаций

декабрь 1998 г.

Минфин России

 

б) бюджетных  организаций 

декабрь 1998 г.

Минфин России

 

в) профессиональных участников рынка ценных бумаг и  инвестиционных фондов

декабрь 1998 г.

ФКЦБ России, Минфин России

5.

Издание перевода на русский язык международных стандартов финансовой отчетности и словаря терминов, употребляемых в них

март 1998 г.

Минфин России, ФКЦБ России

 

3. Разработка  и утверждение инструкций, методических  указаний, комментариев 

6.

Разработка  инструкций, методических указаний и рекомендаций по бухгалтерскому учету в разрезе отдельных положений (стандартов)

март 2000 г.

Минфин России, ФКЦБ России, Центральный банк Российской Федерации (по согласованию)

7.

Подготовка  методических рекомендаций по учету  затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг

август 1998 г.

Минфин России, Минэкономики России, Госкомстат России, ФКЦБ России

8.

Подготовка  типовых рекомендаций по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства с учетом требований международных стандартов

август 1998 г.

Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

9.

Пересмотр регистров  бухгалтерского учета для:

декабрь

Минфин России

 

а) коммерческих организаций 

1998 г. 

 
 

б) бюджетных организаций

август 1998 г.

Минфин России

 

в) профессиональных участников рынка ценных бумаг и  инвестиционных фондов

декабрь 1998 г.

ФКЦБ России

10.

Пересмотр первичной  учетной документации с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчетности

декабрь 1998 г.

Госкомстат  России, Минфин России, Минэкономики России, ФКЦБ России

 

4. Формирование  бухгалтерской профессии, подготовка  и повышение квалификации специалистов  бухгалтерского учета 

11.

Проведение  аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров и бухгалтеров-экспертов) в соответствии с законодательством Российской Федерации

декабрь 1998-2000 гг.

Минфин России

12.

Разработка  норм профессиональной этики 

август 1998 г.

Институт профессиональных бухгалтеров

13.

Разработка  учебно-методической литературы

1998-1999 гг.

Минобразование  России, Минфин России, Госналогслужба России, ФКЦБ России

14.

Разработка  программы переподготовки сотрудников  бухгалтерских служб 

1998-2000 гг.

Минобразование России, Минфин России, ФКЦБ России, Центральный банк Российской Федерации (по согласованию)

15.

Разработка  программы подготовки специалистов в области бухгалтерского учета 

1998-2000 гг.

Минобразование  России, Минфин России, ФКЦБ России, Центральный банк Российской Федерации (по согласованию)

 

5. Международное  сотрудничество 

16.

Организация международного центра по реформе бухгалтерского учета

июнь 1998 г.

Минфин России, Минэкономики России, ФКЦБ России

17.

Вступление  в Комитет по международным стандартам финансовой отчетности

1998 г. 

Минфин России с участием Института профессиональных бухгалтеров 

18.

Организация взаимодействия с международными и национальными  специализированными организациями 

1998-1999 гг.

Минфин России, Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности

19.

Обеспечение взаимодействия с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ

1998-2000 гг.

Минфин России


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

 

В 2004 — 2012 гг. предполагается осуществить следующие два этапа концепции.

На первом этапе (2004 — 2007 гг.) намечены:

  • обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйственных субъектов, кроме тех, которые составляют отчетность по иным международно признаваемым стандартам. К общественно значимым относятся хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых вовлечены средства неограниченного круга лиц, — открытые акционерные общества или иные организации, имеющие публично размещаемые или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со; другие организации;
  • утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;
  • совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной отчетности;
  • создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО и специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;
  • сближение правил налогового и бухгалтерского учета;
  • активизация участии профессиональных общественных организаций в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;
  • совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров;
  • развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

 

На втором этапе (2008 — 2010 гг.) предполагаются:

  • обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности всех общественно значимых хозяйствующих субъектов;
  • оценка возможностей составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО (вместо российских стандартов);
  • укрепление<span class="dash0410_0431_0437

Информация о работе Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ