Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение концептуальных основ реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:
- выявить цели и концепции бухгалтерского учета и отчетности в рыночной экономике;
- определить потребность в разработке отечественной концепции бухгалтерского учета;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Бухгалтерский учет и отчетность в рыночной экономике России
1.1 Цели и концепции бухгалтерского (финансового) учета ………….5
1.2 Потребность в разработке отечественной концепции
бухгалтерского учета………………………………………………....9
2. Основные решения в концепциях, разработанных в России в период реформирования бухгалтерского учета

2.1 Базовые принципы бухгалтерского (финансового) учета……….. ..15
2.2 Задачи и предлагаемые решения в концепциях, разработанных
в России в период реформирования бухгалтерского учета………..18
2.3 Проблемы гармонизации российской системы бухгалтерского
учета и требований МСФО…………………………………………..24
Заключение. ………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ..doc

— 208.50 Кб (Скачать)

    Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

    Поставлены следующие задачи:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

    В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО реформирование направлено на:

-    «совершенствование нормативного правового регулирования;

-   формирование нормативной базы (стандарты);

- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности)»2.

    План конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям приведен в приложении.

    Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

        Необходимо достижение гармонизации российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, формирование модели сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введение процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, создание механизмов обеспечения открытости бухгалтерской отчетности.

    «В целях обеспечения поставленных задач предлагается:

- подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

- в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;

- пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;

- пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции

по их применению, учитывая появление  и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;

- ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».3

    Важным элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО является разработка новых и доработка ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

    Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты предполагает соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Планируется расширение и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях, где реализуются долгосрочные программы обучения, а также создание системы профессионального ускоренного образования.

    Переход к международным стандартам бухгалтерского учета предполагает активное сотрудничество с Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др.

     Стоит отметить положительные изменения, обусловленные внедрением 20 отечественных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности, развитием рынка аудиторских услуг, появлением ряда профессиональных объединений, составлением крупнейшими хозяйствующими субъектами консолидированной  финансовой отчетности по МСФО или иным международным стандартам.

    Наряду с положительными изменениями отмечены существенные недостатки в действующей системе учета и отчетности в России:

  • отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО;
  • неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов по трансформации отчетности, составленной по российским правилам, в отчетность, составляемую по правилам МСФО;
  • формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов к требованиям российских ПБУ;
  • избыточность отчетности, представляемой органам государственной власти;
  • излишние затраты из-за необходимости ведения параллельного бухгалтерского и налогового учета;
  • слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • низкий уровень профессиональной подготовки большинства бухгалтеров и аудиторов;
  • недостаточность участия профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии.

    Основной целью развития бухгалтерского учета и отчетности на 2004 — 2010гг. являлось создание условий и предпосылок для успешного выполнения возложенных на бухгалтерский учет функций, и в первую очередь функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной внутренним и внешним пользователям.

    Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности планировалось осуществлять по следующим направлениям:

«1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерского учета;

5) существенное повышение квалификации  бухгалтеров и аудиторов, а  также пользователей бухгалтерской  отчетности».4

    Основными элементами инфраструктуры применения МСФО являются законодательное признание МСФО в РФ, процедура одобрения  МСФО, механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО, порядок официального перевода  МСФО на русский язык, контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО.

    Процедура одобрения МСФО должна обеспечить придание юридической силы МСФО на территории РФ, недопущение отступлений от  МСФО, учет особенностей экономического развития России, сопоставимость финансовой информации. Механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО предполагает наличие информационно-методических материалов по применению МСФО, носящих рекомендательный характер.

    Основой системы контроля качества бухгалтерской отчетности должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности организации. Наряду с аудитом в повышении качества большая роль отводится надзорной деятельности уполномоченных государственных органов. Основной их задачей является обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной бухгалтерской отчетности. Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности организаций и их руководителей.

    Для повышения качества обучения бухгалтеров, аудиторов и пользователей бухгалтерской отчетности необходимо осуществить мониторинг качества учебных программ в средних и высших учебных заведениях, а также программ подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов, переориентировать учебные программы на углубленное изучение МСФО,  разработать российские стандарты образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.

    Осуществление этапов Концепции по указанным выше основным направлениям в 2004 – 2012 гг. приведен в приложении.

    Использование МСФО в России необходимо по следующим причинам.

Во-первых, это обусловлено  развитием мировой экономики, требующей  единой информационной бухгалтерской  системы, адекватного языка общения между компаниями, действующими на международных рынках. Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. В-третьих, МСФО закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Эти стандарты представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. На их основе со значительной экономией времени и ресурсов можно разработать национальные стандарты ведения бухгалтерского учета.

 

 

 Глава 2. Основные решения в концепциях, разработанные в России в период реформирования бухгалтерского учета.

 

2.1 Базовые принципы  бухгалтерского (финансового) учета.

 

   Отечественная и международная практика учета строится на соблюдении определенных принципов. Базовые принципы бухгалтерского учета предполагают использование определенных допущений и требований, которые заявлены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Перечень допущений предусматривает:

  • имущественную обособленность организации, которая означает отдельное ведение учета активов и источников их образования каждой организацией;
  • двойственность в бухгалтерском учете или обязательное равенство активов организации с источниками их образования на любую дату функционирования организации;
  • момент стоимости признает первичным в учете стоимость приобретения, а вторичным - ожидаемый доход от использования приобретенных активов;
  • непрерывную деятельность, предполагающую, что организация будет существовать в обозримом будущем и продолжать свою деятельность;
  • последовательность применения учетной политики (постоянства) связана с предыдущим допущением и означает, что принятые организацией способы ведения учета будут соблюдаться последовательно в будущем;
  • временную определенность отражения в учете хозяйственных операций, в соответствии с которой все факты хозяйственной деятельности должны отражаться в том отчетном периоде, где имели место независимо от времени поступления денег. Данное допущение соответствует принципу начисления, применяемому в международных стандартах по учету и отчетности;
  • соответствие доходов и расходов или соизмерение и сопоставление полученных доходов с произведенными расходами, имеющими отношение к данному отчетному периоду;
  • разграничение текущих издержек на производство и вложений во внеоборотные активы позволяет правильно и в полном объеме исчислить себестоимость отдельных видов продукции или выполненных работ, оказанных услуг, а также стоимость приобретенных внеоборотных активов;
  • осмотрительность (осторожность) - это большая готовность учета к расходам и потерям, нежели к доходам;
  • денежное измерение означает, что бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций экономического субъекта ведется в валюте Российской Федерации - в рублях;

периодичность обобщения учетной  информации, согласно которой бухгалтерская информация предоставляется в виде различных форм отчетности за определенные периоды времени (месяц, квартал, 9 месяцев и год).

    Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе управления в условиях рыночной экономики из-за соблюдения следующих требований:

  • документальное оформление всех хозяйственных операций, т.е. все факты хозяйственной деятельности должны фиксироваться документами в письменной форме;
  • своевременность учета означает, что учет должен предоставлять все необходимые сведения о деятельности организации в строго установленные сроки;
  • точность и объективность учета - подразумевает, что все учетные сведения должны быть правильными, верно отражающими действительность;
  • полнота учета - предусматривает охват всех сторон деятельности организации и полную характеристику всех производимых операций;
  • приоритет содержания перед формой предполагает, что соблюдение правовой нормы и экономической целесообразности хозяйственных операций должно преобладать над формой, регламентированной соответствующими нормативными документами;
  • существенность означает, что информация признается существенной в российском учете, если ее пропуск или искажение может повлиять на принятие заинтересованными пользователями экономических решений. Данная информация подлежит обязательному отражению обособленно в отчетности или в пояснениях к отчетности;
  • непротиворечивость бухгалтерской информации предусматривает, что данные текущего учета в разрезе отдельных видов активов и обязательств должны соответствовать оборотам и остаткам, объединяющего их экономически однородного объекта учета на начало и конец отчетного периода;
  • ясность и доступность учета предполагает прежде всего необходимость представления информации о деятельности организации всем пользователям, как внутренним, так и внешним;
  • экономичность и рациональность учета - это необходимость обеспечения максимальной дешевизны и четкой организации учетных работ. В связи с этим очень важно не допустить излишнего роста издержек на ведение учета, что в свою очередь связано с рациональной его организацией.

    Основу бухгалтерского учета составляют принятые допущения и требования, предъявляемые к самому учету. Допущения вытекают из принципов, требования - из правил. Состав принципов и правил, а соответственно, виды допущений и требований, меняется в зависимости от изменений в хозяйственной жизни страны.

Информация о работе Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ