Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение концептуальных основ реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:
- выявить цели и концепции бухгалтерского учета и отчетности в рыночной экономике;
- определить потребность в разработке отечественной концепции бухгалтерского учета;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Бухгалтерский учет и отчетность в рыночной экономике России
1.1 Цели и концепции бухгалтерского (финансового) учета ………….5
1.2 Потребность в разработке отечественной концепции
бухгалтерского учета………………………………………………....9
2. Основные решения в концепциях, разработанных в России в период реформирования бухгалтерского учета

2.1 Базовые принципы бухгалтерского (финансового) учета……….. ..15
2.2 Задачи и предлагаемые решения в концепциях, разработанных
в России в период реформирования бухгалтерского учета………..18
2.3 Проблемы гармонизации российской системы бухгалтерского
учета и требований МСФО…………………………………………..24
Заключение. ………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ..doc

— 208.50 Кб (Скачать)

2.2  Задачи и предлагаемые решения в концепциях, разработанных в России в период реформирования бухгалтерского учета.

 

    «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций»5.

    Объектами учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

     Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом,  

сформулированы основные требования к его ведению:

ϟ    оценка имущества в рублях;

ϟ раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций;

ϟ   непрерывность учета во времени;

ϟ   ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;

ϟ   отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;

ϟ   раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

    Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

    Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

    В открытых акционерных обществах, страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям: 

1) иметь высшее  профессиональное образование;

 2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

      3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Физическое и юридическое лицо, с которым субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать приведенным выше требованиям.

    Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. 

   При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Учетная политика должна применяться последовательно  из года в год.

Стоит также  отметить, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Он должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации  и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, внесения их посредством двойной записи на счета бухгалтерского учета.

В регистрах  не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    Необходимо заметить, что  активы и обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения

инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

    Все объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению, которое производится в валюте Российской Федерации.

    Что касается отчетности, то она должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

«Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета».6

    Отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства.  

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается  составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем  экономического субъекта. В отношении отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливается федеральными стандартами.

Экономические субъекты представляют по одному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. 

Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с принципами: 

«1) соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; 

       2) единство системы требований к бухгалтерскому учету; 

  3) упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;  

4) применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5)    обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов; 

6) недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета».7

Органами государственного регулирования  бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган  и ЦБ РФ. Также могут осуществлять регулирование саморегулируемые организации, в том числе организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

    Для решения  поставленных задач бухгалтерского учета законодательством предложены требования, применение которых экономическими субъектами обязательно. Выполнение их способствует решению возникающих вопросов в ведении бухгалтерского (финансового) учета и составления отчетности, предоставлении верной информации для внутренних и внешних пользователей; способствует финансовой устойчивости предприятия и пресекает деятельность, противоречащую законодательству РФ.

 

 

2.3 Проблемы гармонизации российской системы бухгалтерского учета и требований МСФО.

 

    Различают три возможные формы объединения национальных учетных систем:

  • «унификация – предполагает исключение альтернативных методов учета фактов хозяйственной жизни, событий и обстоятельств»8.
  • «стандартизация – некоторый ограниченный набор альтернативных методов с целью обеспечения определенной самостоятельности национальных систем бухгалтерского учета».9
  • «гармонизация представляет собой увязку различных систем бухгалтерского учета и отчетности путем введения их в рамки общей классификации, т. е. стандартизация формы с сохранением  существенных различий».10

    Национальная система  бухгалтерского учета базируется на комплексе национальных стандартов бухгалтерского учета (положений по бухгалтерскому учету). Основное назначение положений – выработка единых подходов к методике учета тех или иных объектов в новых для нашей страны рыночных условиях. Разработка и принятие положений осуществляется в рамках действующей уже более 10 лет Программы реформирования российской системы бухгалтерского учета (МСФО). Действующие сегодня положения по бухгалтерскому учету сыграли положительную роль в деле гармонизации систем учета. Однако внедрение в практику таких положений по бухгалтерскому учету, как «Доходы организаций» ПБУ 9/99, «Расходы организаций» ПБУ 10/99 и «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, содержание которых диссонирует с принятой в нашей стране  терминологией, понятийным аппаратом, вызывает много вопросов, непонимание и непринятие со стороны практиков.

    Составители этих нормативных  документов обосновывают это  тем, что подобный понятийный  аппарат, соответствующая терминология  и непривычные трактовки предусматриваются в МСФО. По утверждению главных методологов Минфина России, инвестиции в российский бизнес сдерживаются именно несовершенством российской системы бухгалтерского учета и необходимостью ее перехода на МСФО. Таким образом, возникает проблема: с российским бизнесом не хотят сотрудничать по причине несовершенства, запутанности, непонятности и нестабильности налогового законодательства, и иностранные инвесторы не чувствуют никакой уверенности в результатах своего бизнеса России.

    Следствием проводящихся  в России уже много лет реформ  является постоянная необходимость  в переучивании бухгалтеров, в  освоении новых, во многом непонятых  методологических положений, терминов, понятий, тогда как никакой  необходимости в подобных новшествах нет. МСФО разработаны и рекомендуются к использованию для так называемых транснациональных компаний, осуществляющих свою деятельность в разных странах с разными национальными системами учета. При этом ни одна  из развитых стран не отказывается от своей системы учета, в отличие от России. Исследование нормативных документов по бухгалтерскому учету  и МСФО приводит к убеждению, что применение МСФО не делает бухгалтерскую отчетность более «понятной и прозрачной». Используемые в настоящее время в России формы бухгалтерской отчетности, являющиеся идентичными своим международным аналогам, значительно утратили аналитичность, так как в них сократилось количество показателей (статей), необходимых для проведения финансового анализа.

Информация о работе Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ