Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 16:50, курсовая работа
Бухгалтерская отчетность – это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Такое определение дано в статье 2 ФЗ «О бухгалтерском учете», введенного в действие 21 ноября 1996 года. Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.......................4
1.1. Общие положения.............................................................................…….........4
1.1.1. Сущность бухгалтерского учёта...........................................................4
1.1.2. Основные требования к ведению бухгалтерского учёта……............5
1.1.3. Объекты и содержание финансового учёта....................................….6
2. КОНЦЕПЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...........................………………………………………………….........…7
2.1. Сущность и назначение бухгалтерских отчётов в рыночной экономике.7
2.1.1 Понятие бухгалтерской отчётности...................................................7
2.1.2 Назначение бухгалтерской отчётности.............................................9
2.2. Пользователи бухгалтерской отчётности, адреса и сроки ее представления...............................................................................................10
2.2.1 Публичность бухгалтерской отчётности..........................................13
2.3. Нормативное регулирование бухгалтерской отчётности.........................16
2.4. Состав бухгалтерской отчётности..............................................................19
ВЫВОДЫ........................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................23
Приказом Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организаций» предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчётности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчётность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности и не формирует её параллельно по российским правилам. Необходимость выделения вариантов формирования отчётности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемы прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделить три группы организаций: первая группа - открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке; вторая группа - организации, формирующие бухгалтерскую отчётность по расширенному варианту - оставшиеся открытые акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия; третья группа - закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, которые составляют отчётность по стандартному варианту.
Четвертый
уровень «инструктивный».
Четвертый уровень нормативного регулирования
бухгалтерской отчётности включает указания,
инструкции и другие документы в рамках
учётной политики самих хозяйствующих
субъектов по составу, формам, адресам
и срокам представления сегментной отчётности
как для внешних пользователей, так и для
внутренних целей.
2.4.
СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЁТНОСТИ
Закон «О бухгалтерской отчётности», ПБУ 4/99, а также приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организаций» от 22.07.2003г. №67н установили составные части бухгалтерской отчётности. Начиная с 1 января 2000г. в годовой бухгалтерский отчёт включаются:
Промежуточная бухгалтерская отчётность. В составе промежуточной бухгалтерской отчётности организация может представлять кроме бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчёта о прибылях и убытках (форма № 2) иные отчётные показатели (отчёт о движении средств (форма № 4) и др.), а также пояснительную записку. Субъектам малого предпринимательства, применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности и не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчётности, предоставлено право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчётности отчёт об изменениях капитала (форма № 3), отчёт о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), а также пояснительную записку. Субъектам малого предпринимательства, не применяющим упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности, но обязанным проводить независимую аудиторскую проверку, также предоставлено право не включать в состав годовой бухгалтерской отчётности формы № 3, № 4 и № 5, если отсутствуют соответствующие данные. Следует отметить, что и некоммерческие организации имеют право не включать в годовую отчётность эти же формы. В то же время рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчётности форму № 6. Общественным организациям (объединениям), которые не осуществляют предпринимательской деятельности и не имеют кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), разрешено промежуточную отчётность не представлять. Указанным организациям в составе годовой бухгалтерской отчётности также разрешено не представлять формы № 3, № 4, № 5 и пояснительную записку. Годовая или промежуточная бухгалтерская отчётность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе отчётности. Рассмотренные выше элементы бухгалтерского отчёта взаимосвязаны, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, информацию представленную в балансе (форма № 1), дополняют сведения, содержащиеся в отчёте о прибылях и убытках (форма № 2), и наоборот.
Формы бухгалтерской отчётности № 3, № 4 и № 5. Важное значение для правильного понимания и интерпретации бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках имеют цифровые расшифровки, которые приводятся в формах №3 «Отчёт об изменениях капитала», № 4 «Отчёт о движении денежных средств» и №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» годового бухгалтерского отчёта, а также в пояснительной записке. Приложения в виде цифровых расшифровок и пояснительной записки имеют функции пояснения, дополнения, корректировки содержащихся в форме №1 «Бухгалтерский баланс» и форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» сведений, а также разгрузки баланса и отчёта о прибылях и убытках от некоторых данных, чтобы отчётность была более компактной и обозримой. Так, согласно ПБУ 4/99 в состав отчётных форм, выступающих в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках, включаются: «Отчёт об изменениях капитала» (форма №3), «Отчёт о движении денежных средств» (форма №4), собственно «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма №5), разделы которого при запросах пользователей начиная с 2000г. могут представляться в виде самостоятельных форм, а также в составе пояснительной записки. Аудиторское заключение в составе годового бухгалтерского отчёта является его неотъемлемой частью и призвано подтвердить, что информация отчётности может быть использована при обосновании управленческих решений. И хотя каждый из названных элементов годового бухгалтерского отчёта имеет самостоятельную смысловую информационную нагрузку, все они преследуют единую цель - обеспечить отражение данных бухгалтерской отчётности таким образом, чтобы представить внешнему пользователю надежную и достоверную финансовую информацию.
«Отчёт об изменении капитала» (форма №3). «Отчёт об изменении капитала» (форма №3) дает возможность получить информацию об источниках формирования собственного капитала за отчётный период и причинах его изменения. Поэлементный анализ данного отчёта позволяет охарактеризовать способность предприятия к самофинансированию и наращению капитала. В зависимости от причин изменения статей отчёта может быть оценен вклад собственного капитала в формирование активов. Следует обратить внимание на неоднозначный подход к рассмотрению причин изменения отдельных статей, включенных в данном отчёте в состав собственного капитала, и учесть это в пояснениях к отчётности. Так, дополнительного раскрытия в пояснительной записке требует информация о существенных суммах движения по такой статье, как «Добавочный капитал», поскольку в её составе объединяются достаточно разнородные экономические элементы, влияние которых на структуру капитала и её изменения может оцениваться по-разному. Отдельного раскрытия требует информация по статьям резервного капитала с тем, чтобы в отчётности была представлена информация о целях его формирования и направлениях использования. Особого внимания заслуживает представление информации по статье «Оценочные резервы», поскольку от её величины зависит значение стоимости чистых активов предприятия.
«Отчёт о движении денежных средств» (форма №4). «Отчёт о движении денежных средств» (форма №4) предназначен для оценки способности организации обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами. При рассмотрении статей отчёта ключевым показателем является результат изменения денежных средств от текущей деятельности, поскольку именно этот показатель характеризует возможность устойчивого дополнительного притока денежных средств на предприятие.
«Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма №5). Соответствующие разделы приложения к бухгалтерскому балансу, предусмотренные в форме № 5, раскрывают минимально необходимые сведения о движении заёмных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, состоянии амортизируемого имущества, источниках финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, содержат расшифровку отдельных прибылей и убытков, элементов затрат на производство, а также другую информацию.
Пояснительная
записка. В п.4 ст.13 Закона «О бухгалтерском
учёте» впервые в России на законодательном
уровне установлены основные требования
к составлению пояснительной записки,
которая является неотъемлемой частью
бухгалтерской отчётности организации.
В пояснительной записке следует привести
краткую характеристику деятельности
организации (виды текущей, инвестиционной
и финансовой деятельности), основные
показатели деятельности и факторы, повлиявшие
в отчётном году на хозяйственные результаты
деятельности организации, а также решения
по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской
отчётности, то есть существенную информацию,
полезную для получения более полной и
объективной картины об имущественном
и финансовом положении организации.
ВЫВОДЫ
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
Отчетность
выполняет важную функциональную роль
в системе экономической
Составляется отчет тогда, когда имеется необходимая информация о событиях, явлениях, деятельности или результатах. Такую информацию предоставляет специально организованная система учета.
Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет.
Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бухгалтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность основывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета.
Сущность отчетности, как заключительного элемента метода, сводится к обобщению данных текущего учета хозяйственной деятельности в системе счетов, получению на них дебетовых и кредитовых оборотов, выведению конечных сальдо и представлению этих показателей в виде баланса и других форм, удобных для обозрения и восприятия руководителем, собственником или любым другим пользователем.
Бухгалтерская отчетность содержит сведения о состоянии имущества организации и источников его формирования на отчетную дату, а также о результатах финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета, собранных на синтетических и аналитических счетах. Это обеспечивает ее повышенную достоверность, т.к. формирование информации на счетах осуществляется с использованием таких способов первичного бухгалтерского наблюдения, как документирование, двойная запись и инвентаризация.
Отличительная черта бухгалтерской (финансовой) отчетности- наличие взаимосвязи показателей, отраженных в разных формах, с показателями бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс составляет основу бухгалтерской (финансовой) отчетности. Другие отчеты предназначены пояснять и дополнять его данные. Отдельные отчеты, не связанные с бухгалтерским балансом, не обладают характерными чертами бухгалтерской отчетности и являются оперативными, статистическими или налоговыми отчетами.
Бухгалтерская
отчетность – единая система показателей,
отражающих состояние имущества организации
и источников его формирования на отчетную
дату, а также результаты финансово-хозяйственной
деятельности организации за отчетный
период.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ).