Экономический анализ и его роль в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе по экономическому анализу будут рассмотрены сущность и задачи комплексного экономического анализа, а также организация учета на конкретном примере. Объектом исследования является ОАО «ТДН». В ходе выполнения работы будет проанализирован экономический анализ деятельности ОАО «ТДН», приводятся предложения по улучшению экономического состояния предприятия на основании проведенного анализа и способы совершенствования анализа для более четкого отражения состояния предприятия.

Оглавление

Ведение. 3

Глава 1. Сущность и значение комплексного экономического анализа на предприятии. 6

1.1.Содержание и задачи комплексного экономического анализа 6

1.2.Комплексный экономический анализ как база принятия управленческих решений. 10

1.3.Содержание и этапы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности. 11

Глава 2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО «ТДН». 14

2.1.Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2.Анализ финансового состояния предприятия. 21

2.3.Анализ результатов деятельности предприятия. 28

Глава 3. Совершенствование экономического анализа на ОАО «ТДН». 34

3.1. Основные направления улучшения экономического состояния предприятия 34

3.2. Совершенствование общей методики комплексного экономического анализа 40

3.3. Возможности использования информационных технологий в экономическом анализе 42

Заключение 51

Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

Экономический анализ и его роль в управлении предприятием.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

       Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия является  прибыль и рентабельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Совершенствование экономического анализа на ОАО «ТДН» 

3.1. Основные  направления улучшения экономического  состояния организации. 

       Необходимым условием разрешения поставленных задач  является научный поиск, анализ, обобщение  практики и обоснование применения такой системы управления предприятием, которая могла бы обеспечить улучшение  использования материальных, финансовых ресурсов, а также производство и насыщение рынка высококачественной продукцией.

       Следует отметить, что одним из принципов  организации анализа на предприятии  является обеспечение экономичности, оперативности и эффективности  самого аналитического процесса, т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью необходимо проведение анализа по данной проблеме, при котором должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения информации

         Проблема банкротств многих существующих  предприятий различных отраслей  хозяйства и сфер деятельности  становится достаточно актуальной  на данный момент времени. Сотни  банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров как среднего, так и высшего звена.

       Производство  - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен прежде всего проявить предприимчивость при подборе команд, он должен  окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.

       Знания, необходимые в области управления трудовыми ресурсами, финансами и в целом производством, даёт наука, называемая менеджментом. Данную глобальную систему можно разбить на три основные функционирующие подсистемы:  

                                                Менеджмент

    

     Управление                                                              Управление

    производством                    Маркетинг                   финансами    
 

       Рис.3.1. Система управления предприятием 

       Менеджмент - как управление в условиях рынка - обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.

       Для современного менеджмента характерны:

       - стабильное стремление к повышению  эффективности производства;

       - широкая хозяйственная самостоятельность,  обеспечивающая свободу принятия решений;

       - постоянная корректировка целей  и программ в зависимости от  состояния рынка, изменений внешней среды;

       - ориентация на достижение запланированного  конечного результата деятельности предприятия ;

       - использование современной информационной  базы для многовариантных расчетов  при принятии управленческих  решений ;

       - изменение функции планирования - от текущего к перспективному;

       - упор на все основные факторы  улучшения деятельности фирмы  ;

       - оценка управления работой в  целом только на фундаменте  реально достигнутых конечных результатов ;

       - максимальное применение математических  методов и достижений информатики на базе ЭВМ ;

       - привлечение всех сотрудников  фирмы к управлению ею ;

       - осуществление управления на  основе предвидения изменений,  гибких решений ;

       - опора на инновации, нововведения  в каждом сегменте работы предприятия,  нестандартные решения ;

       - проведение глубокого экономического (решения) анализа каждого управленческого решения ;

       - способность разумно рисковать;

       - возрастание роли маркетинга  в бизнесе до ключевой.

       Система критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации была определена в постановлении министерства финансов Республики Беларусь «об утверждении правил по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности».

       В соответствии с данным постановлением утверждены Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса.

       Согласно  этому Методическому положению  анализ и оценка структуры баланса  организации в качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса предприятия используются коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

       Коэффициент текущей ликвидности характеризует  общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

       Предприятие успешно функционирует, и для  основных финансовых показателей характерны позитивные изменения в отчётном году по сравнению с базовым: ликвидность, финансовая устойчивость, рост нормы  прибыли собственного капитала и рентабельности продукции, снижение затратоёмкости продукции и рост прибыли, экономия средств из-за увеличения уровня эффективности производства, повышение запаса финансовой безопасности. В то же время предприятию следует обратить особое внимание на постоянный рост кредиторской и дебиторской задолженности, проанализировать возможность своевременного погашения задолженности, надежность партнеров, как кредиторов, так и дебиторов.

       Анализируя  состав и динамику прибыли, следует  иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики предприятия. Закон «О бухгалтерском учете», и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов. Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.

       1.  Изменение стоимостных границ  отнесения имущества к основным  средствам или к оборотным  активам, что влечет за собой измене­ние суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты.

       2. Изменение метода переоценки  основных средств: путем индексации  первоначальной стоимости с использованием  среднестатистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств. От выбранного метода переоценки основных средств зависят фонд переоценки имущества (добавочный капитал), сумма амортизационных отчислений и как результат — величина прибыли и собственного капитала предприятия.

       3. Использование метода ускоренной  амортизации по активной части  основных средств также приводит  к увеличению себестоимости продукции  и уменьшению суммы прибыли,  а следовательно, и налога на прибыль.

       4. Применение различных методов  оценки нематериальных активов  и способов начисления амортизации  по ним.

       5.  Выбор метода оценки потребленных  производственных запасов. 

       6. Изменение порядка списания затрат  по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равно­мерными частями за счет созданного ремонтного фонда).

       7. Изменение сроков погашения расходов  будущих периодов, сокращение которых  ведет к росту себестоимости  продукции отчетного периода.

       8. Изменение метода определения  прибыли от реализации продукции  (по моменту отгрузки продукции  или моменту ее оплаты).

       Таким образом, учетная политика, формируемая  администрацией, открывает большой  простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

       В процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным  положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму брутто-прибыли, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер потребляемой и капитализированной прибыли.

       Для определения резервов роста прибыли  по первому источнику  необходимо выявленный резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

       Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции  и услуг осуществляется следующим  образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста.

       Существенным  резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции.

       Аналогично  подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.

       Основными источниками резервов повышения  уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости  товарной продукции. 
 
 

3.2. Совершенствование общей методики комплексного экономического анализа. 

       Сегодня каждое предприятие вправе само выбирать способы, методику, принципы экономического анализа. Сегодня на предприятии ОАО «ТДН» не имеет возможности проводить достаточно тщательный и подробный анализ финансово-хозяйственной деятельности. Данный процесс весьма обширный и трудоемкий, что требует некоторое количество высококвалифицированных кадров, которое на небольшом предприятии не имеет смысла, повлечет за собой немалые экономические затраты но оплату труда персонала. Комплексный экономический анализ должен в полной мере отражать результаты хозяйствования.

    • Экономический анализ, нередко применяемый сегодня в мировой практике состоит из следующих основных разделов:
    • Горизонтальный и вертикальный анализ актива баланса
    • Горизонтальный и вертикальный анализ пассива баланса  
    • Отчёт о финансовых результатах
    • Состав полной себестоимости продукции
    • Горизонтальный и вертикальный анализ изменения себестоимости продукции

Информация о работе Экономический анализ и его роль в управлении предприятием