Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:38, курсовая работа
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей
Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.
Экономическая теория – общее представление, возникновение и основные этапы развития
Общее представление о значении и состояния экономической теории в современном мире.
Возникновение и основные этапы развития экономической науки.
2 Предмет, метод, процесс производства экономической теории
2.1 Предмет экономической теории.
2.2 Метод экономической теории.
2.3 Процесс производства и его факторы
3 Главные направления современной экономической теории и конкуренция
3.1 Главные направления современной экономической мысли
3.2 О конкуренции
Заключение
Список литературы
. Рональд Коуза (р.1910, Великобритания, США). Его основные достижения
связаны с развитием экономической теории прав собственности, проблем
трансакционных издержек, то есть издержек рыночного обмена, обоснованием природы фирм;
. Джеймса Бьюкенена
(р.1919, США) - известного американского
экономиста и политолога, одного
из основателей теории общественного
выбора. Предмет этой теории -
роль демократического
- государственные финансы, объем и структура которых, по мнению
Бьюкенена, определяются не рациональным выбором, а взаимодействием
различных
общественных групп,
Джон Хикс (р. 1904), Пол Самульсон (р.1915) - представители
направления неоклассического синтеза.
Суть их взглядов - в том, что, в зависимости от состояния экономики,
предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования экономики, либо классические рецепты. Лучшим регулятором они считают денежно-кредитные инструменты. Считают, что рыночная экономика во многом саморегулируема, но государственное вмешательство необходимо.
Основные достижения школы
. исследования по проблемам экономического роста;
. развитие теории общего экономического равновесия;
. обстоятельное
обоснование современной
Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой определяющую роль играют денежные факторы. Влияние государства на экономику монетаристы ограничивают контролем за денежной массой. Лозунг монетаристов “назад, к Смиту”. Милтон Фридмен (р. 1912 г.) - глава новой монетаристской школы. Его рекомендации использовались для обоснования рейгановской экономической политики и для экономической стабилизации в Чили во времена Пиночета. У нас политику Гайдара связывают с монетаристской теорией. Монетаристская концепция используется в денежно-кредитном регулировании экономики.
Экономический либерализм, или неолиберализм - теория, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, а предпринимательству должна быть предоставлена максимальная свобода.
Основные представители - американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 - 1973г.г.) и его ученик - Фридрих фон Хайек (1899 - 1992 г.г.). По мнению Мизеса, социалистическая экономика не может функционировать на длительных временных интервалах, так как у нее нет внутренних механизмов развития. “Регулируемая экономика социализма - царство произвола составителей планов”. Централизованно устанавливаемые цены не отражают спроса и предложения, перестают служить указателем, в каком направлении следует развиваться производству, чтобы обеспечить экономическое равновесие.
В своей работе “Дорога к рабству” Хайек доказывает, что отказ от
экономической свободы, от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, рабству. Социалистические идеи регулируемой экономики губительны по своей природе. Хайек отстаивает принцип максимальной свободы человека. Со стороны государства не должно быть никакого вмешательства, принуждения. Государство не обязано заниматься ни социальным страхованием, ни просвещением, ни ставками квартплаты. Максимум, что можно допустить - это сохранение пособий по безработице и пенсий по старости.
Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик,
государственный и политический деятель ФРГ Л.Эрхард (1897 - 1977 г.г.)создал собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства, воплотил ее на практике в послевоенной Германии. При непосредственном участии Эрхарда был осуществлен переход от централизованной к регулируемой рыночной экономике в этой стране. Основные положения теории Эрхарда: необходимость свободных цен, свободной конкуренции, равновесия в экономике.
Государство призвано
гарантировать эти условия в
рыночном хозяйстве и обеспечить
социальную направленность развития.
Эта теория изложена в книге
“Благосостояние для всех”. Эрхард не
был чистым “неолибералом”: он
широко использовал государственные рычаги
для перехода на принципы либерализма.
3.2
О конкуренции
Часто утверждают,
что современные формы
Нет какого-либо
термина, который надлежащим образом
характеризовал эти особенности. Они заключаются
в том, что возникли известная самостоятельность
и привычка каждого самому выбирать свой
собственный путь, вера в собственные
силы; осмотрительность и вместе с тем
быстрота в выборе решений и суждениях;
привычка предвидеть будущее и определять
курс действий с учетом дальних целей.
Эти факторы могут побуждать и часто побуждают
людей конкурировать друг с другом, но,
с другой стороны, они могут толкать, а
как раз в настоящее время они действительно
толкают людей в направлении установления
сотрудничества и создания всякого рода
объединений - корыстных и бескорыстных.
Однако, эти тенденции к коллективной
собственности и к коллективной деятельности
коренным образом отличаются от аналогичных
тенденций в прежние времена, так как они
являются не результатом обычая, пассивной
склонности к объединению сил со своими
соседями, а результатом свободного выбора
каждым индивидуумом такой линии поведения,
которая - после тщательного обдумывания
- представляется ему наиболее подходящей
для достижения его собственных целей,
будь то корыстных или бескорыстных.
Термин "конкуренция"
отдает слишком большим привкусом
зла, он стал подразумевать известную
долю эгоизма и безразличия к
благополучию других людей. Правда, в
прежних формах производства наблюдалось
меньше сознательного корыстолюбия, чем
в современных, но там было и меньше сознательного
бескорыстия. Именно трезвый расчет, а
не корыстолюбие составляет особенность
современной эпохи.
Современная эпоха,
несомненно, породила новые возможности
для обмана в торговле. Прогресс знаний
открыл новые способы производства подделок,
позволил изобрести много новых разновидностей
фальсификаций. Производитель теперь
намного отдален от конечного потребителя,
а за его преступления не следует столь
скорая и суровая кара, какая падает на
голову обреченного жить и умереть в родной
деревне человека, бесчестно обманувшего
своего соседа. Возможности для мошенничества
теперь, безусловно, более многочисленны,
чем прежде, однако нет оснований считать,
что люди используют большую долю таких
возможностей, нежели раньше. Напротив,
современные методы торговли включают
в себя вошедшие в привычку принципы доверия,
с одной стороны, а с другой - способность
противостоять искушению обманывать,
способность не свойственную отсталым
народам. Примеры простодушной правдивости
и честности отдельных лиц встречаются
при всех социальных условиях, но те, кто
пытался создавать хозяйственные предприятия
современного типа в отсталой стране,
обнаруживали, что они вряд ли могут полагаться
на туземное население при подборе людей
на посты, требующие доверия. Возникает
значительно большая необходимость в
импорте работников для таких работ, которые
требуют высоких моральных качеств, чем
для работ, требующих высокой квалификации
и умственных способностей. Обман и мошенничество
в торговле были в средние века столь широко
распространены, что просто поражаешься,
какие трудности в те времена порождала
безнаказанная преступность.
На всех стадиях
цивилизации, в которой укрепилась
власть денег, поэты и прозаики с наслаждением
живописали прошлый, подлинно "золотой
век", пока мир не почувствовал на себе
гнет самого что ни на есть материального
золота. Их идиллистические картины были
прекрасны, будили благородные мысли и
намерения, но очень мало соответствовали
правде истории. Маленьким общинам с простейшими
потребностями, которые щедрая природа
с лихвой удовлетворяла, некогда действительно
почти не приходилось предаваться заботам
о своих материальных нуждах и искушению
корыстных побуждений. Однако, когда нам
удается проникнуть во внутреннюю жизнь
густонаселенных стран, живущих уже в
наше время в примитивных условиях, мы
обнаруживаем больше нужды, больше корысти,
больше жестокости, чем можно было заметить
на расстоянии; вместе с тем мы нигде не
найдем более широко распространенный
комфорт, сочетающийся с меньшими страданиями,
чем в сегодняшнем западном мире. Не следует
клеймить цивилизацию, названием, которое
предполагает зло.
Быть может
неправомерно распространять такую
характеристику на понятие "конкуренция",
но фактически она распространяется на
него. В самом деле, когда конкуренция
выносится на суд, прежде всего, подчеркиваются
ее антиобщественные формы, которые столь
важны для поддержания энергии и самодвижения,
что прекращение их действия может нарушить
стабильность общественного благосостояния.
Торговцы или производители, обнаруживающие,
что их конкурент предлагает товары по
более низкой цене, которая не принесет
им высокую прибыль, возмущаются его вторжением
на рынок и жалуются на нанесенный им ущерб,
хотя вполне может оказаться, что люди,
приобретающие дешевые товары, испытывают
большую нужду, чем они сами, и что энергия
и изобретательность их соперника представляют
собою выигрыш для общества. Во многих
случаях "регулирование конкуренции"
- это вводящий в заблуждение термин, за
которым скрывается возникновение привилегированного
класса производителей, часто использующих
свою коллективную силу, чтобы воспрепятствовать
попыткам способного человека подняться
выше по общественной лестнице и догнать
их. Под предлогом подавления антиобщественной
конкуренции они лишают его возможности
составить себе новую карьеру, в результате
которой услуги, предоставляемые им потребителям
товара, окажутся большими, чем ущерб,
наносимый относительно маленькой группе
лиц недовольных его конкуренцией.
Если конкуренции
противопоставляется активное сотрудничество
в бескорыстной деятельности на всеобщее
благо, тогда даже лучшие формы конкуренции
являются относительно дурными, а ее
самые жестокие и низкие формы
попросту омерзительными. В мире, где все
люди были бы совершенно добродетельны,
конкуренции не было бы места, но то же
самое относится и к частной собственности
и ко всем формам частного права. Люди
думали бы только о своих обязанностях,
и никто не стремился бы получить большую,
чем у его соседей, долю жизненных удобств
и роскоши. Крупные производители легко
могли бы позволить себе переносить чуточку
лишений и, следовательно, желать своим
соседям послабее, чтобы они, производя
меньше, потребляли больше. Испытывая
радость от одного этого сознания, они
стали бы трудиться на общее благо со всей
присущей им энергией, изобретательностью
и исключительной инициативой. И человечество
победоносно продвигалось бы вперед и
вперед в своей вечной борьбе с природой.
Таков этот "золотой век", который
могут предвкушать поэты и мечтатели.
Но если трезво подходить к делу, то более
чем глупо игнорировать несовершенства,
все еще свойственные человеческой натуре.
История вообще,
история социалистических экспериментов
в особенности свидетельствует,
что обыкновенные люди редко способны
проявлять чисто идеальный альтруизм
в течение сколько-нибудь длительного
времени; исключение составляют лишь те
случаи, когда неукротимое рвение маленькой
группки религиозных фанатиков обращает
материальные заботы в ничто по сравнению
с высшей верой.
Несомненно, даже
и теперь люди в состоянии гораздо
больше совершать бескорыстных деяний,
чем они обычно совершают, и величайшая
задача экономиста состоит в том,
чтобы выявить, каким образом
быстрее и наиболее целесообразно
привести в действие и использовать на
общее благо это ценное качество человека.
Однако экономист не должен порицать конкуренцию
вообще, без всякого анализа; он обязан
придерживаться нейтральной позиции в
отношении любого ее проявления, пока
не убедится в том, что ограничение конкуренции,
учитывая реальные свойства человеческой
натуры, не окажется на практике более
антиобщественным, чем сама конкуренция.
Можно сделать
вывод, что термин "конкуренция"
не вполне пригоден для характеристики
специфических черт индустриальной жизни
современной эпохи. Необходим термин,
который не связан с нравственными свойствами,
будь то добрыми или дурными, а отражает
тот бесспорный факт, что для торговли
и промышленности нашего времени характерны
большая самостоятельность, большая предусмотрительность,
более трезвый и свободный выбор решений.
Не существует единого термина, строго
соответствующего данной цели, но выражение
свобода производства и предпринимательства,
или, короче, экономическая свобода, указывает
правильное направление, и его можно употреблять
за неимением лучшего. Разумеется, этот
трезвый и свободный вывод заключает в
себе возможность некоторого ограничения
индивидуальной свободы, когда сотрудничество
или объединение сулят наилучший путь
достижения цели.
Джон
Мейнард Кейнс однажды