Эффективность использования земельных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы на основании имеющихся материалов с/х предприятия, в соответствии с методическими рекомендациями выполнить исследование земельных ресурсов объекта исследования, оценить эффективность использования земельного фонда и земель с/х предназначения в первую очередь. Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи следующего содержания:

- рассмотреть роль земельных ресурсов в сельском хозяйстве;

- выполнить анализ условий и особенностей экономического развития данного сельхозпредприятия;

-дать оценку земельным ресурсам с/х предприятия, и проанализировать эффективность их использования;

-привести направления дальнейшего повышения эффективности использования земли. Анализом земельных ресурсов, их роли и значения, особенностей использования в экономике стран и субъектов хозяйствования занимаются различные науки – это микроэкономика и макроэкономика, экономика предприятий, а также специальные науки о землепользовании.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Экономические условия и результаты хозяйственной деятельности организации
Состав и местоположение организации………………………………...5
Размер и структура земельных фондов и сельскохозяйственных угодий…………………………………………………………………………….6
Основные экономические показатели деятельности……………………8
Специализация производства…………………………………………..10
Организационная структура и структура управления организации…………………………………………………………………..15

Раздел 2. Эффективность использования земельных ресурсов

2.1 Наличие и использование земельных фондов в организации………..19

2.2 Формы платы за пользование землей……………………………………25

2.3Экономическая эффективность использования сельскохозяйственных угодий ………………………………………………………………………….32

Выводы и предложения……………………………………………………….35

Список литературы……………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.03 Кб (Скачать)

Вывод: Производство специализировано на растениеводстве, на зерно – 99% и кукурузу-11%. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Раздел 2.Эффективность использования земельных ресурсов.

2.1.Наличие  и использование  земельных фондов  в организации.

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных  потребностей – ведения сельского  хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к  другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню. Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди. Первопричиной многих бед стала неподготовленная резкая смена собственников земли. Сегодня из общей площади земельного фонда РФ 1709,8 млн. га в федеральной собственности осталось лишь 60 процентов. 129,6 млн. га, или 7,6 процента земельного фонда страны, перешли в частную собственность граждан, их объединений и юридических лиц, остальная земля – в муниципальную собственность. Характерной чертой последних лет является рост площадей, передаваемых гражданам для ведения фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества. Кроме того, до 50 тыс. га сельхозугодий ежегодно отводится под несельскохозяйственные нужды (промышленную застройку и т.д.)Из общего числа населения России почти 106 млн. человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей растет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками, теряют плодородие. В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками. Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России. Полезные площади земель России сокращаются и под воздействием процессов их деградации. В целом динамика качественного состояния земель характеризуется усилением эрозийных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. С развитием общества земля не только не потеряет своей значимости, но и будет приковывать к себе еще большее внимание, ибо причины и факторы, создающие условия деградации земель, сокращения пригодных для жизнедеятельности площадей, не исчезают и даже усиливаются. Отсюда возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества. В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая классификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим таких категорий земель. В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли РФ делятся на семь категорий и включают:

1.         земли сельскохозяйственного назначения;

2.         земли поселений;

3.         земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4.         земли особо охраняемых территорий и объектов;

5.         земли лесного фонда;

6.         земли водного фонда;

7.         земли запаса.

Из этих положений Земельного кодекса становится ясно, что к землям в юридическом  смысле относится вся земная поверхность  в пределах территории РФ, включая  сухопутную территорию и такие непривычные  для обыденного представления о  земле ее части, как дно рек, морей, водохранилищ, поверхность гор и  пустынь. В таком единстве своих  частей земля выступает совокупным объектом земельных правоотношений. Во-вторых, объектом в реальных земельных правоотношениях выступают земельный участок, доля в праве общей собственности на земельные участки либо часть земельного участка. Земельный участок – это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов. Так, если общим правилом установлено, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 78 ЗК), то реализовать это правило можно, лишь выделив земельный участок конкретному гражданину на местности с установлением межевых знаков, обозначающих границы такого участка. Соответственно возникшие в этом случае права и обязанности конкретного субъекта распространяются на индивидуально обособленную часть земель – конкретный земельный участок. Распределение земельных ресурсов по территории РФ, регулирующим распределение земельных ресурсов, является Земельный кадастр. Земельный кадастр - это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства. Эти цели можно сформулировать на сегодняшний день:

-          первичное распределение земельного фонда страны (территории) по уровням земельной собственности, категориям земель, землевладельцам и землепользователям;

-          организация использования земельного фонда страны (территории) для получения определенных благ жизнеобеспечения общества (продовольствие, чистая вода и воздух, древесина, полезные ископаемые, пространство и другие);

-          постоянное поддерживание движения земельного фонда страны между уровнями земельной собственности (государственная и частная), категориями земель, землевладельцами, землепользователями;

-          установление прав и их ограничений в использовании земельного фонда страны с учетом интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности;

-          обеспечение развития земельного оборота и рынка, системы земельных платежей;

-          осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельного фонда страны.

Весь  земельный фонд РФ разделен на 7 категорий:

I. Земли  сельскохозяйственного назначения. Включают в себя:

-          сельскохозяйственные угодья

-          пашни

-          сенокосы

-          пастбища и многолетние насаждения

-          земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами и с/х. зданиями

-          дачные участки

II. Земли поселений. Это земли в пределах городской или поселковой черты. Для оценки очень сложны т.к. они неоднородны. Обеспечивают до 80% «земельных» платежей в бюджет.

III. Земли  промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д. Земли, расположенные  за чертой поселений и отведенные  предприятиям для хозяйственной  деятельности. Введены в гражданский оборот.

IV. Земли  особо охраняемых территорий. Земли,  на которых установлен особый  режим охраны. Курорты, санитарные  зоны, зоны вдоль авто- и железных дорог. За пределами поселений.

V. Земли лесного фонда. Земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.

VI. Земли водного фонда

VII. Земли запаса. Находятся в государственной или муниципальной собственности. Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории.

    Структура земельного фонда  организации (предприятия)

Показатели Годы 
2009 2010
Исходные  данные:

Общая земельная площадь, га. Ф. № 9 АПК с. 4           

Всего сельхозугодий, га. Ф. № 9 АПК с. 4

из них: пашня, га. Ф. № 9 АПК с. 4

             сенокосы, га. Ф. № 9 АПК с. 4

             пастбища, га. Ф. № 9 АПК с. 4

             многолетние насаждения, га

             приусадебные участки, огороды,  пруды, 

              водоемы. Ф. № 9 АПК с. 4

Прочие  земли. Ф. № 9 АПК с. 4

Показатели:

Структура земельного фонда

Удельный  вес в общей земельной площади, %:

- сельхозугодий

- прудов, водоемов

- приусадебных  участков

Удельный  вес в сельхозугодиях, %:

- пашни

- сенокосов

- пастбищ

- многолетних  насаждений

 
44680

44680

36133

4787  

3760 

-

-

-

-     
 
 

100 
 
 

81

11

8,4         

 
43690

43690

36133

3797

3760

-

-

-

- 
 
 

100 
 
 

83

10,6

10,4

 

Вывод: Так как структура земельного фонда предприятия и структура  земельного фонда сельхозугодий  одинаковая. Их площадь составляет 43690 га. Преобладает площадь пашни  – 36133 га, сенокосы – 3797 га. Удельный вес  пашни составляет-83%,сенокосов- 10,6.

                2.2. Формы платы за пользование землей.

Земля - один из древнейших объектов налогообложения. На протяжении всей истории развития налогового законодательства   система  налогообложения земли постоянно  развивалась. В современной налоговой системе Российской Федерации укоренилось

комплексное понятие - плата за землю, которое  соответствует принципу платного землепользования. Принятый 11 октября 1991 г. Закон РФ "О  плате за землю" провозгласил целью  введения платы за землю стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических  условий хозяйствования на землях

разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий (ст.2).Законодатель выделяет три формы платы за землю: земельный  налог, арендную плату и нормативную цену земли (ст.1).Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на

землю. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние уплачивают арендную плату. Что касается нормативной цены земли, обозначенной в Законе РФ "О плате за землю" в качестве третьей формы платы за землю, то она устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита. Любой налог задается комбинацией ряда элементов. С их помощью учреждается налог, определяется налоговое обязательство, т.е.устанавливается налогоплательщик (субъект налогообложения), предмет налогообложения (объект), размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Субъектами налогообложения являются предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. Земельный налог за участки, перешедшие по наследству,

платят  наследники, принявшие наследство, с момента его получения.

Таким образом, субъектами налогообложения  могут быть как индивидуальные, так  и коллективные субъекты. Государство  ведет учет всех плательщиков земельного налога. Постановлением Правительства  РФ "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы  за землю" от 4 сентября 1995 г. N 876 на

районные  и городские комитеты по земельным  ресурсам и землеустройству возложено  обеспечение государственных налоговых  инспекций списками плательщиков земельного налога. Списки готовятся земкомами на основе данных государственного земельного кадастра. Работы по составлению списков финансируются за счет средств, получаемых от взимания самого земельного налога. Порядок ведения списка плательщиков земельного налога утвержден приказом Роскомзема и согласован с Государственной налоговой службой

(приказ  Роскомзема от 24 октября 1995 г. N 5-16.2066). В соответствии с этим правовым  актом в списки включаются  граждане и юридические лица, имеющие - земельные участки в  собственности, пользовании (исключая  арендаторов), пожизненном наследуемом  владении, на землях, переданных  в ведение органа местного  самоуправления, кроме части земель  лесного фонда, земельный налог  за которые уплачивается в  составе платы за пользование  лесами (лесных податей). В списки  плательщиков земельного налога  не включаются лица, обладающие  правом аренды на всех землях  и правом пользования на землях  частной собственности. Список  плательщиков земельного налога  состоит из ежегодно составляемого  первичного списка и ежемесячно  составляемых списков изменений. Первичный список составляется, как правило, по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным

кооперативам  и товариществам. По землям, переданным в ведение районного(городского) органа местного самоуправления, первичные списки могут составляться по населенному пункту, являющемуся районным центром, и отдельно по землям вне населенного пункта. Первичный список составляется по состоянию на 1 января текущего года и в месячный срок (т.е. до 1 февраля текущего года) передается государственным налоговым инспекциям. В списке указываются:

- почтовый  адрес или кадастровый номер  земельного участка;

- номер  оценочной зоны или зоны градостроительной  ценности;

Информация о работе Эффективность использования земельных ресурсов