Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:43, курсовая работа
С учетом изложенного предметом судебной (правовой) бухгалтерии являются основанные на нормативных предписания (писаной реальности) объективные закономерности применения бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений (уголовно-правовых, гражданско-правовых, арбитражных), т.е. в системе «человек – право».
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СУДЕБНОЙ БУХГАЛТЕРИИ 4
ИСТОЧНИКИ СУДЕБНОЙ БУХГАЛТЕРИИ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА 21
— Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»;
— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ№ 49-1995 г.;
Помимо Минфина РФ вопросы бухгалтерского учета, отчетности и организации судебно-бухгалтерской деятельности регламентируются в соответствии с предоставленной им компетенцией иными министерствами и ведомствами, которые издают соответствующие нормативные акты.
Например:
— Приказ Минюста РФ № 20-2002 г. «Об утверждении Положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в: судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации»;
— Постановление Госкомстата РФ № 157 — 1995 г. «Об утверждении порядка сбора и обработки годовой бухгалтерской отчетности организаций и представления сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным пользователям»;
— Распоряжение Минэнерго РФ № 71-р — 2001 г. «О предоставлении информации о дочерних и зависимых организациях»;
— Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ № 21- 2001 г. «О представлении негосударственными пенсионными фондами отчетности за 2000 г.»;
— Приказ ФСФО РФ № 16 — 2001 г. «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»;
— Приказ Минсельхозпрода РФ № 666 — 1999 г. «О специализированных формах годового бухгалтерского отчета для сельскохозяйственных организаций за 1999 год»;
— Приказ Минэкономики РФ от 21 мая 1998 г. № 184 «О внесении изменений и дополнений в приказы Минэкономики России от 17 октября 1997 г. № 126 и от 29 декабря 1997 г. № 188»;
— Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 22 сентября 1997 г. № 1094-р «О порядке представления финансовых отчетов инвестиционных фондов, специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, и отчетности управляющих специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан»;
— Приказ Минздрава РФ от 17 января 1997 г. № 12 «О годовом бухгалтерском отчете за 1996 год»;
— Письмо МНС РФ от 20 апреля 2001 г. № АС-6-16/332 «О наличии в бухгалтерской отчетности организаций данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера»;
— Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 августа 2000 г. № ИК-04/3906 «О представлении бухгалтерской отчетности в составе ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг»;
— Указание ЦБР от 10 сентября 2001 г. № 1032-У «О сроках представления банковскими холдингами консолидированной отчетности»;
— Указание ЦБР от 4 октября 2000 г. № 846-У «Об особенностях лицензирования деятельности аудиторских организаций, занимающихся банковским аудитом» и др.
— Письмо Минюста от 12 апреля 2001 г. № 13-109 «О Примерном перечне нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих деятельность судебноэкспертных учреждений Минюста РФ»;
— Положения об организации производства судебных экспертиз в учреждениях Минюста РФ (в том числе Инструкция о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз).
Источниками информации о бухучете и Правовой бухгалтерии также являются официальные разъяснения, инструкции и указания, включая руководящие разъяснения Высшего арбитражного и Верховного Судов страны, имеющие определенную юридическую силу и обязательные для правоприменителя.
Примерами актов этого четвертого уровня являются:
— Приказ Минфина РФ № 60н -2000 г. «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»;
— Письмо ЦБР от 10 июля 2001 г. № 87-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору»;
— Письмо Управления МНС по г. Москве от 19 апреля 2001 г. № 03-12/18215 «Об экономическом показателе, используемом при нормировании расходов на рекламу предприятиями, осуществляющими торговую деятельность»;
— Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 13 февраля 2001 г. № 800/00 «Спор о признании недействительным акта государственного органа (налоговой инспекции) был рассмотрен судьей единолично, тогда как он подлежал коллегиальному рассмотрению. Данное обстоятельство влечет безусловную отмену принятого решения»;
— Основные направления деятельности ЦАЛАК Минфина РФ на 2001 год, утвержденные ЦАЛАК Минфина РФ 25 января 2001 г.;
— Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол № 1);
— Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 1 — 1971 г. «О судебной экспертизе по уголовным делам»;
— Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 — 1996 г. «О судебном приговоре»;
— Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 — 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов»;
— Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 февраля 1999 г. № А05-6473/98-412/10 о взыскании штрафа за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки;
— Приказ Минюста РФ от 11 января 2001 г. № 8 «Об утверждении примерного Перечня видов экспертиз, обязательных для производства в Южном региональном центре судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, и территориальной сферы обслуживания».
Отдельного рассмотрения заслуживают источники бухучета и Правовой бухгалтерии международного характера.[2] Ряд из них носит обязательный, а некоторые — лишь рекомендательный характер, что необходимо учитывать в практической деятельности.
А). В соответствии с Конституцией отечественное законодательство учитывает международные договоры, нормы международного права. Провозглашается, что если международным договором (пактом, конвенции) установлены иные нормативы, чем предусмотренные Российским законодательством, то применяются правила международных договоров.
Российская Федерация является участником большинства международных договоров о правах и свободах человека (в том числе в финансово-экономической и юридической сферах).
К числу таких нормативных источников (и прикосновенных к ним актов) можно отнести:
— Федеральный закон «О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» 1994 г.;
— Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995г.;
— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам;
— Конвенция № 95 Относительно защиты заработной платы Генеральной Конференции Международной Организации Труда 1949г.;
— Европейская конвенция (Совета Европы) о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с 9 протоколами;
— Конвенция
Международной Организации
— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
— Конвенция об исковой давности в Международной купле-продаже товаров;
— Конвенция о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам (Лугано, 16 сентября 1988 г.);
— Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров (27 сентября 1968 г.);
— Соглашение
между государствами-
— Двухсторонние договоры, конвенции и соглашения по рассматриваемым вопросам, примерами которых являются:
— Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (Стокгольм, 2 декабря 1997 г.);
— Между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Москва, 11 марта 1997 г.);
Конвенция между правительствами этих же государств об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Москва, 25 апреля 1994 г.);
Соглашение между Правительствами России и Румынии о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (Москва, 25 ноября 1999г.) и др.
Б). Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам учета, отчетности, юридической деятельности не являются источниками национальной правовой системы, однако реализуются в отечественной практике при наличии экономических и геополитических условий. В качестве примеров актов этого уровня выступают:
— Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 6 октября 2000 г. № К (2000) 19 «Комитет министров — государствам-членам о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» (принята Комитетом министров Совета Европы 6 октября 2000 г. на 724-м заседании представителей министров);
— Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 11 сентября 1995 г. № К (95) 12 «Комитет министров — государствам-членам относительно управления системой уголовного правосудия»;
— Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН 1985 г.,
— Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Утвержден резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН 1988г.;
— Основные принципы, касающиеся роли юристов. Приняты восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.);
— Рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности Базельского комитета по банковскому надзору «Отношение между органами надзора за банками и внешними аудиторами»; [3]
— Директивы Европейского экономического союза;
— Материалы XXIII Европейского конгресса бухгалтеров.[4]
— Международные аудиторские стандарты (International Standards on Auditing - ISA). [5]
Внедрению указанных рекомендаций в практику способствует активная нормотворческая деятельность исполнительной власти, о чем свидетельствуют следующие источники:
— Постановление Правительства РФ от 27 января 1999 г. № 99 «О составе Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности»;
— Письмо Минфина РФ от 23 декабря 1997 г. № 16-00-16-267 «Об интеграционном развитии государств-участников СНГ в области бухгалтерского учета и аудита»;
— Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» и др.
Так, в последнем источнике определены цель и задачи перехода на международные стандарты финансовой отчетности; основные направления реформы; план мероприятий по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Источниками
спецкурса «Судебная
Примерами этого
уровня учебно-консультативных источни
— Комментарии к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» с постатейными материалами. /Автор-составитель А.С. Петров. — М., 1997;
— Особенности применения нового Плана счетов (методические рекомендаций аудиторской фирмы «Союзаудит» под редакцией проф. Палия В.Ф.). — М.: СПС «Гарант», 2001;
— Отечественные правила (стандарты) аудита и их использование.- М.: ФБК-ПРЕСС, 1998;