Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:43, курсовая работа
С учетом изложенного предметом судебной (правовой) бухгалтерии являются основанные на нормативных предписания (писаной реальности) объективные закономерности применения бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений (уголовно-правовых, гражданско-правовых, арбитражных), т.е. в системе «человек – право».
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СУДЕБНОЙ БУХГАЛТЕРИИ 4
ИСТОЧНИКИ СУДЕБНОЙ БУХГАЛТЕРИИ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА 21
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Источники судебной бухгалтерии»
г. Москва 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА 21
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерия означает ведение бухгалтерского учета и как комплексное явление рассматривается в различных социальных науках.
Образно выражаясь, бухгалтерский учет – это язык описания фактов хозяйственной жизни (с учетом того, что «нет документа – нет факта»), а судебная бухгалтерия – это наука о лигитимности этого процесса, а также методах его юридической проверки и законного исправления.
Судебная (правовая) бухгалтерия – специальная юридическая дисциплина и комплексная область прикладных, «пограничных» знаний, возникшая в результате естественной межнаучной интеграции на стыке теории бухгалтерского учета и юриспруденции.
Интеграция («связанность», соединение в целое), модификация (изменение) и трансформация (преобразование) – нормальные для современной юриспруденции социальные процессы, обусловленные совокупностью объективных факторов, рассматриваемых в том числе в теории права и государства. Никакие классификации юридических наук не способны адекватно отразить динамичную картину современной жизни. А в праве нет и быть не может абсолютно изолированных друг от друга отраслей: их самостоятельность достаточно относительна.
Именно поэтому
в своей юридической
С учетом изложенного предметом судебной (правовой) бухгалтерии являются основанные на нормативных предписания (писаной реальности) объективные закономерности применения бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений (уголовно-правовых, гражданско-правовых, арбитражных), т.е. в системе «человек – право».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СУДЕБНОЙ БУХГАЛТЕРИИ
Нормативную базу судебной (правовой) бухгалтерии составляют источники различной юридической силы, находящиеся в отношениях пересечения между собой на горизонтальном уровне:
— это акты собственно бухучета, облеченные в правовую форму;
— а также нормативы, регулирующие предмет различных отраслей права, взаимодействующих с бухучетом, поскольку в их рамках (пределах) собственно применяются положения судебной бухгалтерии.
В соответствии
с действующим
Законодательство России о бухгалтерском учете (в широком смысле) состоит из Федерального закона 1996 г., устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране, других федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации.
Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:
— обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
— составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона 1996 г.).
Более широким, чем законодательство, является понятие нормативные акты о бухгалтерском учете, к которым, помимо законов, относятся акты федеральных органов государственного управления, исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Кроме нормативных актов существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы и т.п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положении, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Правовые
акты федеральных органов
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной специальный порядок.
Особый порядок опубликования и вступления в силу имеют нормативные акты Центрального банка России, поскольку последний не относится к федеральным органам исполнительной власти: они вступают в силу со дня их опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Акты ЦБ России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОЙ БУХГАЛТЕРИИ
С учетом рассмотренных общих положений далее следует классифицировать многочисленные источники судебной бухгалтерии, исходя из основного и значимого для практики критерия их юридической силы.
Первый уровень нормативных источников составляет Федеральное отечественное законодательство. Этот самый высокий по юридической силе уровень представлен, к примеру, следующими актами:
— Закон РФ «О бухгалтерском учете» 1996 г. с изменениями 1998 г., устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;
— Закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» 1997г.;
— Федеральные кодифицированные акты процессуальных отраслей права (УПК, ГПК, АПК, КоАП РФ);
— иные федеральные законы комплексного и смежного характера, например, «О Счетной Палате Российской Федерации»; «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»; «Об акционерных обществах» (с изменениями 2001 г., вступившими в силу с 1 января 2002 г.), Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс РФ и др.;
— из относительно новых источников (2001 г.) высшего по юридической силе уровня следует назвать Федеральные законы «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ-2001 г. с изменениями 2001 г.; «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ; «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) № 134-ФЗ; законы 2001 года об изменениях действующих актов: № 75-ФЗ — 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп. 2001 г.); закон № 394-1 — 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ред. 1995, 1996, 1997,1998, 1999, 2001 гг.); закон № 177-2001 г. «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и др.
Второй уровень источников образуют акты высших федеральных органов государственной (исполнительной) власти, к которым принадлежат указы Президента, постановления Правительства России.
В соответствии со ст. 5 Закона 1996 г. общее методическое руководство бухучетом осуществляется именно Правительством РФ, которое на практике эту функцию осуществляет, в основном, через Министерство финансов.
Примерами источников второго уровня являются:
— Указ Президента РФ № 2004 — 1994 г. «Об уточнении сроков проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ № 121-1996 г. «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики»;
— Постановление Правительства РФ № 1404-1997 г. «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности»;
— Постановление Правительства РФ № 273-1998 г. «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ № 399-1995 г. «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности»;
— Постановление Правительства РФ № 1133 — 1994 г. «О судебноэкспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями 1999 г.)
Следует иметь в виду, что в связи с принятием Закона «Об аудиторской деятельности» 2001 г. и поэтапным введением его в действие (в полном объеме — в течение одного года со дня вступления в силу его основных положений), Президенту и Правительству страны предложено привести свои прежде действовавшие нормативные правовые акты в соответствие с указанным Федеральным законом.[1] С учетом изложенного Указ Президента России № 2263 — 1993 г. о временных правилах аудиторской деятельности утратил свою силу.
Постановлением Правительства РФ № 80 — 2002 г. «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации «признаны утратившими силу прежде действовавшие акты Правительства в области аудита (1994-1995 гг.) и утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудиторов.
Третий уровень источников Судебной бухгалтерии представляют акты федеральных органов исполнительной власти как нормативы, принимаемые на основе законодательства министерствами, ведомствами для обязательного применения на территории страны всеми организациями и гражданами.
При этом приказы и методические указания по бухгалтерскому учету рассматриваемого уровня не должны противоречить нормативам ведущего в этой сфере органа исполнительной власти — специально уполномоченного органа — Министерства финансов (ст. 5 Закона 1996 г.)
К основным актам третьего уровня, являющимся по существу «настольными книгами» бухгалтеров, относятся:
— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина № 34н — 1998 г. (с изменениями и дополнениями 1999, 2000 г.);
— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина № 94н-2000 г. и введенные в действие с 1 января 2001 г.
К числу активно используемых источников рассматриваемого уровня, именуемого подзаконной нормативной базой, также принадлежат:
— Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 27н «О внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»;
— Приказ Минфина от 30 декабря 1999 г. № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (с изменениями 2000, 2001 г.);
— Утверждаемые приказами Минфина положения и указания по бухгалтерскому учету в части, касающейся отдельных учетных параметров и конкретных вопросов («Доходы организации» ПБУ 9/99», с изм. и доп. 1999, 2001 гг.; «Расходы организации» ПБУ 10/99», с изм. и доп. 1999, 2001 гг.; «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/98»; «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000; «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»;
— Приказ Минфина РФ от 28 ноября 1996 г. № 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами »;
— Приказ Минфина РФ от 21 марта 2000 г. № 29н «Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию»;
— Приказ Минфина от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;