Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:34, курсовая работа
Инвентаризация является одним из методов бухгалтерского учета и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.
Введение……………………………………………...…………………………3
Глава 1. Понятие инвентаризации. Виды. Принципы...……………………..5
Задачи и значение инвентаризации…………...…………………….5
Методическое регулирование инвентаризации…………...……….6
Виды инвентаризаций…………………………………..……………6
Сроки проведения инвентаризаций…………………………………7
Глава 2. Порядок проведения инвентаризации………………………………9
Инвентаризационные комиссии…………………………………….9
Составление планов и графиков инвентаризаций………………..10
Подготовительные мероприятия…………………………………..10
Проверка фактических остатков…………………………………...11
Инвентаризационные описи……………………………………….12
Заключительные мероприятия……………………………………13
Глава 3. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете……………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………17
Практическая часть…………………………………………………………...19
Список нормативных актов и литературы………………………………….37
-главные бухгалтера;
-начальники структурных подразделений (служб);
-представители общественности.
Постоянно действующие комиссии выполняют следующие функции:
-заслушивают на своих заседаниях руководителей структурных подразделений по вопросам сохранности товарно-материальных ценностей;
-организуют проведение инвентаризаций и осуществляют инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;
-производят контрольно-проверочные и выборочные инвентаризации;
-рассматривают объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу, порчу ценностей или другие нарушения, и дают предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.
Для непосредственного проведения инвентаризаций (при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств) постоянные комиссии создают рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых входят:
-представитель руководителя предприятия (председатель комиссии);
-специалисты (товаровед, технолог, экономист, юрист, работник бухгалтерской службы).
В некоторых случаях (например, после краж и ограблений) в состав комиссий включают представителей: управления торговли местных исполнительных и распорядительных органов; службы внутреннего аудита организации; независимых аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Члены
инвентаризационных комиссий за внесение
в описи заведомо неправильных данных
с целью сокрытия недостач, растрат или
излишков подлежат привлечению к ответственности
в установленном законом порядке.
Составление
плана и графиков инвентаризаций.
План
инвентаризаций составляется главным
бухгалтером по согласованию с руководителем
предприятия. Проведение инвентаризаций
планируется на год с разбивкой по месяцам,
ежемесячно план работы уточняется и при
необходимости корректируется. При этом
важное значение имеет правильное установление
очерёдности инвентаризаций: в первую
очередь - у лиц, вновь принятых на материально
ответственную работу, а также у недостаточно
квалифицированных работников. При определении
очерёдности инвентаризаций принимают
во внимание факты неритмичного выполнения
плановых заданий, неудовлетворительное
качество выпускаемой продукции, наличие
жалоб покупателей на обсчёт и другие
нарушения.
Подготовительные
мероприятия.
Основанием проведения инвентаризации является приказ (распоряжение), который вручается членам инвентаризационных комиссий. В приказе указывается состав инвентаризационной комиссии, конкретные объекты инвентаризации, сроки начала завершения работ, сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию.
Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, инвентаризационная группа обязана:
-получить от материально ответственных лиц расписку в том, что у них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей, а также последние товарно-денежные отчёты и расписку об их сдаче, тщательно проверить их и проставить даты и подписи председателя;
-получить от кассира и проверить последний кассовый отчёт с выведенными в нём остатками денег в кассе;
-снять остаток наличия денежных средств в кассе, записать его в инвентаризационную опись;
-опломбировать места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;
-проверить исправность всех весоизмерительных приборов;
-материальные ценности рассортировать и уложить по наименованиям, артикулам, ценам сортам, размерам в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания;
-в
местах хранения вывесить ярлыки с указанием
количества, массы или меры проверяемых
ценностей.
Проверка
фактических остатков.
Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества.
Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, определяется на основании документов при обязательной проверке в натуре их части. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. По окончании перевески данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись.
Комиссия также должна проверить весоизмерительное оборудование. Инвентаризация расчётов проводится путём сопоставления выписок из лицевых счетов с бухгалтерскими записями по счетам. Кроме того, комиссия высылает дебиторам или кредиторам выписки из счетов и просит подтвердить в кратчайшие сроки.
По
окончании инвентаризации могут проводиться
контрольные проверки правильности ее
проведения. Их следует проводить с участием
членов инвентаризационных комиссий и
материально ответственных лиц обязательно
до открытия склада, кладовой, секции и
т. п., где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок оформляются
актом, где отмечаются фактические суммы
инвентаризации и контрольной проверки
и фиксируются расхождения.
Инвентаризационные
описи.
Наименования инвентаризуемых объектов, их количество и цена показываются в инвентаризационных описях или актах (не менее чем в двух экземплярах, подписанных всеми членами комиссии и материально ответственными лицами) по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение
В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт, в котором указывают характер, степень, причины порчи и лиц, в ней виновных, и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.
Оформленные
инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию,
где их проверяют и сравнивают фактическое
наличие средств с данными бухгалтерского
учета. Результаты сравнения записывают
в сличительную ведомость. В ней указывают
фактическое наличие средств по данным
инвентаризации, наличие средств по данным
учета и результаты сравнения - излишек
или недостача.
2.6. Заключительные
мероприятия.
По завершении инвентаризации в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи: дата окончания инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишков окончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер по недостачам - их погашение либо передачи дела в следственные органы, отметка о погашении недостач, оприходовании излишков.
После подведения итогов инвентаризации составляется сводная ведомость ее результатов, в которой указываются: наименования и номера счетов, по которым выявлены недостачи и излишки, их суммы, суммы установленных норм имущества, после чего определяются направления списания недостач и потерь.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете (в течение 10 дней после окончания инвентаризации) и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации, представленные в приложениях № 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.
III. Отражение
результатов инвентаризации в бухгалтерском
учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- Излишек имущества подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов, с отнесением его на финансовые результаты (счет 99) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации (в кредит счёта 99 "Прибыли и убытки") с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
- Все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Со счёта 94 суммы недостач относят по назначению в следующем порядке:
- Убыль ценностей в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачёта излишками по пересортице. В том случае, если после зачёта по пересортице всё же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли применяются только по тому виду ценностей, по которому осталась недостача. При отсутствии норм естественной убыли вся убыль рассматривается как недостача сверх нормы.
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью: дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"; кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают со счёта 94 в дебет счёта 99 «Прибыли и убытки».
Заключение.
Проведение инвентаризации имеет множество особенностей для различных видов инвентаризируемых объектов и различных хозяйственных ситуаций. Организация проведения инвентаризации таким образом, чтобы ее функция по обеспечению достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленная Законом «О бухгалтерском учете», была действительно исполнена, требует знания и применения всех положений и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету, а также знания небухгалтерского права (гражданского, авторского, трудового и т.д.).
Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам.
Информация о работе Инвентаризация как метод фактического контроля