Хозяйственный учёт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение видов хозяйственного учета. Для достижения поставленной цели необходимо изучить вопросы:
хозяйственный учет;
оперативный учет;
бухгалтерский учет;
финансовый учет;
управленческий учет;
налоговый учет;
статистический учет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
Теоретические аспекты оптимизации производственной программы 7
Задача оптимизации производственной программы однономенклатуного производства 9
2.1 Математическая постановка задачи 9
2.2 Решение задачи средствами MS Excel. 10
2.3 Анализ полученных результатов.
3.Здача оптимизации производственной программы многономенклатурного производства
3.1 Математическая постановка задачи 15
3.2 Решение задачи средствами MS Excel. 16
3.3 Анализ полученного решения 18
ВЫВОД ПО РАБОТЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

Теория бухгалтеского учета.docx

— 70.11 Кб (Скачать)

     На заре капиталистической эры бухгалтеры считали в уме, тщательно выписывали все цифры в колонку и только в России бухгалтеры пользовались счетами.

     Место, роль и условия труда бухгалтеров претерпевали постоянные изменения: считали на пальцах, с помощью камешков, абака; запоминали, записывали на папирусе, на дощечках.  Прошло немало времени прежде, чем появились первые счетные машины. Теперь же все данные записываются на электронные носители и при необходимости в любой момент времени, можно получить требуемую информацию.

     Освобождение от нетворческих, но трудоемких операций позволяет бухгалтеру основное рабочее время уделять анализу хозяйственной деятельности предприятия. При этом упор должен быть сделан не на анализ отчетности за давно прошедший период, а на текущий, оперативный анализ только что совершившихся событий. Повышение оперативности учета, быстроты, получение учетных данных приводит к ускорению экономического анализа, позволяет как учет, так и анализ проводить в режиме реального времени. Более того, хорошее знание сложившейся ситуации позволяет заглянуть в будущее, пусть не на очень продолжительный период времени.

     Цель бухгалтерского учета состоит в формировании данных о состоянии имущества и обязательств, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, используемой заинтересованными лицами при принятии управленческих решений.

     В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет следующие функции.

  1. Информационная функция одна из главных в бухгалтерском учете, поскольку учет является основным источником информации для внутренних и внешних пользователей. На основе учетной информации принимаются управленческие решения по выходу из создавшейся ситуации. Бухгалтерская информация отличается непрерывностью ее отражения и документированностью фактов в бухгалтерском учете. Для удовлетворения информационной потребности пользователей учетные данные должны быть достоверными, объективными, своевременными и формироваться как можно оперативней.
  2. Контрольная функция основана на сравнении фактических данных о хозяйственной деятельности организации с ожидаемыми и запланированными ранее для обычного хода экономических процессов. Причем контроль осуществляется: до начала хозяйственной операции - чтобы спрогнозировать ее результат; во время совершения операции - для обеспечения ее выполнения с наибольшим эффектом; после завершения операции - в целях корректировки полученного результата и прогнозирования дальнейшего прогнозирования хода событий. Бухгалтерия не должна принимать к регистрации документы по тем хозяйственным событиям и фактам, которые противоречат действующему законодательству, уставу или внутренним правилам. Такие операции будут считаться незаконными и ответственные за их совершение лица должны нести уголовную и административную ответственность. Многие операции не регистрируются, если на их осуществление нет предварительного разрешения руководителя.
  3. Аналитическая функция позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов организации, эффективность принятых решений, изучить перспективы развития хозяйственной деятельности, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути ее совершенствования. Эффективность реализации данной функции во многом зависит от наличия средств вычислительной техники и программных продуктов для сбора, обработки и передачи информации.
  4. Функция обеспечения сохранности имущества реализуется путем использования развернутого плана счетов, охватывающего все стороны движения и состояния имущества, обязательств, доходов и расходов организации. Эта функция обеспечивается развитостью методик учета материальных ценностей и их инвентаризации.
  5. Функция обратной связи заключается в формировании и передаче бухгалтерским учетом информации о фактическом состоянии и развитии объекта управления, т.е. информации обратной связи. Данную функцию, как правило, выполняет информация систематизируемая, главным образом из первичной документации. Применительно к бухгалтерскому учету основными компонентами системы обратной связи являются процесс ввода неупорядоченной информации (исходной), обработки полученных данных и вывода обработанной и упорядоченной отчетной информации.

     Таким образом, бухгалтерский учет в системе управления организацией является ее информационной подсистемой, которая, выполняя функцию обратной связи, обеспечивает все уровни управления организацией информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных его отклонениях от заданных параметров.

     В Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» определены основные задачи бухгалтерского учета и отчетности, соответствующие особенностям этого вида учета в системе управления:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;
  • обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

     Бухгалтерский учет не только формирует информацию о хозяйственной деятельности организации, но и через отчетность доводит до пользователей информацию о ее финансовом положении.

     Метод бухгалтерского учета — это система приемов (способов), обеспечивающая получение бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного и взаимосвязанного документального отражения и обобщения в денежном выражении операций, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организации.

     В состав таких приемов (способов) входят:

  1. документирование и инвентаризация как способы наблюдения за хозяйственными операциями и первичного их учета;
  2. оценка и калькулирование кик способы стоимостного измерения операций и объектов учета;
  3. использование счетов и двойной записи как способа кодировки, теку 
    щей группировки и регистрации хозяйственных операций;
  4. составление баланса и других форм бухгалтерской отчетности как способ обобщения записей на счетах и представления итоговой бухгалтерской 
    информации.

     Документирование заключается в составлении документов, содержащих описание каждой операции (или совокупности однородных операций) и ее количественное выражение. Документирование обеспечивает точность, достоверность, доказательность учетных данных, возможность контроля за ними. Составление бухгалтерских документов при совершении хозяйственных операции называется первичным учетом. Оформленные документы служат основанием для последующих бухгалтерских записей на счетах, проведения аудита, ревизии и других целей.

     Инвентаризация — это проверка фактического наличия объектов бухгалтерского учета на определенную дату. Она необходима для выявления незафиксированных  в документах изменений в объектах бухгалтерского учета и выступает как необходимое дополнение к данным первичных документов.

     Оценка является способом выражения в денежном измерителе хозяйственных операций, первоначально учтенных в натуральных и трудовых измерителях. Перевод натуральных и трудовых показателей операций в денежный осуществляют с использованием цен, тарифных ставок, сдельных расценок, должностных окладов и других показателей.

     Калькуляция — это подсчет всех затрат, относящихся к какому-либо процессу (снабжение, производство, реализация) и на единицу его результата. С помощью калькуляции определяют денежную оценку объектов учета, получаемых в данном процессе. Оценка, полученная в результате калькуляции, используется для учета последующего движения объекта.

     Бухгалтерские счета служат для группировки хозяйственных операций по объектам учета и получения обобщающей информации об этих объектах. Для каждого объекта бухгалтерского учета открывается отдельный счет. Записи на счетах производятся на основании первичных документов.

     Суть двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция вызывает изменение не в одном, а как минимум в двух объектах учета и соответственно находит одновременное отражение на двух и более счетах, открытых на эти объекты. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение операций с объектами, учета.

     Баланс и другие формы отчетности — это способ обобщения и представления бухгалтерской информации об объектах учета.

     При постановке бухгалтерского учета необходимо организовывать ведение:

    • финансового учета;
    • управленческого учета;
    • налогового учета. [12, с 18-19]
 

     2.2.1 Финансовый учет 

     Финансовый  учет представляет собой систему  подготовки и сбора учетной информации, обеспечивающую регистрацию и отражение  хозяйственных операций.

     Цель финансового учета — предоставление данных, необходимых для составления финансовой отчетности (финансовых документов) предприятия, которая предназначена как для собственной администрации, так и для внешних пользователей. Для того чтобы внешние пользователи, инвесторы и кредиторы могли дать объективную оценку финансового положения предприятия, его платеже- и кредитоспособности, оценить степень рентабельности инвестиций в данное предприятие, финансовый учет необходимо вести в соответствии с четко определенными требованиями и стандартами.

     Для финансового учета источниками информации служат только данные учетной системы предприятия, которая накапливает финансовую информацию, а также элементы системы налогообложения.

     Финансовый учет иногда называют внешним учетом. Его результаты, как правило, публикуются, причем отчеты содержат не только финансовую информацию, но и материалы рекламного характера, демонстрирующие успехи предприятия в его деятельности его новые продукты. Пользователи финансового отчета традиционно находятся вне предприятия. Эта информация необходима как фискальным государственным органам, так и акционерам компаний, держателям облигаций и других ценных бумаг, потенциальным инвесторам. [10,с 15-17]

     Финансовый учет — это учет официальный, его ведение обязательно для всех без исключения предприятий и организаций. Документы финансовой отчетности представляются в органы налоговой инспекции, они являются объектами аудиторской проверки.

     В финансовых отчетах предприятие обычно описывается как единое целое. Крупным предприятиям с многоотраслевой деятельностью необходимо отражать выручку и доход по каждой отрасли, т.е. по большим сегментам предприятия.

     Финансовый учет охватывает информацию, формируемую в денежной оценке. Финансовая отчетность предприятия включает конечные остатки по всем счетам Главной книги. При регистрации и отражении информации финансовый учет опирается только на собственные методы и способы (документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, бухгалтерские счета, двойная запись и т.д.). [12, с 31-35]

     Для финансовой отчетности устанавливают строго определенные сроки. Она составляется и представляется по окончании каждого квартала и за год. 

     2.2.2 Управленческий учет 

     Управленческий  учет  предназначен  для сбора внутренней учетной информации, используемой внутри организации для принятия управленческий решений.

     Предметом управленческого учета являются планирование, учет, анализ, контроль деятельности центров ответственности, необходимые для повышения эффективности функционирования организации. [12, с 20]

     Объектами управленческого учета являются доходы, расходы и результаты центров ответственности.

     Поскольку управленческий учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, им объективно используется ряд важнейших бухгалтерских принципов.

     К принципам управленческого учета относятся:

     - Оперативность представления информации – предполагает ослабление требований к полноте информации в пользу ее оперативности.

     - Конфиденциальность представляемой информации – предполагает обособленное ведение управленческой бухгалтерии.

     - Полезность представляемой информации – предполагает применение тех методик планирования, учета и анализа, которые обеспечивают получение полезной информации, в связи с чем их выбор зависит от решаемых управленческих задач.  

     - Гибкость системы управленческого учета – означает приспособленность системы управленческого учета к индивидуальным особенностям организации, совершенствование ее по мере изменений, происходящих в предпринимательской деятельности организации.

     - Прогнозируемость системы управленческого учета – означает направленность системы управленческого учета на оптимизацию результатов деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования их будущих доходов и расходов. 

     - Экономичность представляемой информации – состоит в том, что управленческим учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целей управления. Так, согласно МСФО, выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение.

     - Принцип делегирования ответственности и мотивации исполнителей – предполагает перераспределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней управления и выбор критериев оценки деятельности, максимально способствующих их мотиваций.

     - Принцип управления отклонениями – означает, что внутренняя отчетность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет установить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения и оперативно устранить их причины.

     - Принцип контролируемости показателей внутренней отчетности – предполагает раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и неконтролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности.

     - Принцип своевременности представления информации – в ряде случаев принцип полноты и документальной обоснованности хозяйственных операций может игнорироваться ради обеспечения своевременности предоставления информации. [11, с 37-41]

Информация о работе Хозяйственный учёт