Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:02, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. В XX веке человечество в целом и практически каждый народ в отдельности прошли через мучительные и суровые социально-экономические испытания, мировые войны, конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве, международный терроризм. Аналогичные катаклизмы продолжаются и сегодня. На этом фоне межэтнические отношения нередко становятся неблагополучной частью социальной реальности. Национальные вспышки ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма на Северном Кавказе, Средней Азии, этническое насилие, рост сепаратизма и национального экстремизма являются прямой угрозой безопасности страны и не могут не заставить задуматься о причинах конфликтов.

Файлы: 1 файл

Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.docx

— 45.82 Кб (Скачать)

Результаты контрольно-обобщающего  эксперимента продемонстрировали результативность научно-практических рекомендаций, предложенных в данном исследовании.

Заключение

Обобщая результаты проведенного исследования, есть основания заключить, что поставленные в нем задачи решены, гипотеза получила подтверждение. Итогом теоретического и опытно-экспериментального исследования явились следующие выводы:

1. В последнее время  в социально-ориентированных науках  все чаще стало употребляться  словосочетание «культура межнационального общения». В научной литературе признается сложность и многоаспектность термина, за которым стоит интегральное понятие, синтезировавшее и вобравшее в себя в процессе своего генезиса такие понятия, как «культура», «общение», «культура общения», «межнациональное общение». Для определения содержания этого сложного феномена нами были выявлены сущностные характеристики понятий-конституентов и установлены системообразующие связи и зависимости между ними. Под культурой межнационального общения следует понимать высоко развитое умение личности осуществлять взаимодействие с представителями других национальностей соответственно нормам и правилам, исторически сложившимся в инонациональной культуре, на основеовладения речевыми, языковыми и социокультурными знаниями и воспитанности ее нравственно-эмоциональной сферы. В свою очередь воспитанность нравственно-эмоциональной сферы определяется способностью индивида к эмпатии, этнокультурной толерантностью, сочетающейся с чувством национальной гордости, уважением к своеобразию и уникальности других культур, желанием взаимодействовать с ними посредством вступления в диалог культур.

2. В условиях средней общеобразовательной школы среди всех учебных дисциплин, способных внести свой вклад в дело формирования культуры межнационального общения у учащихся, особо выделяется дисциплина "Иностранный язык", которая ставит своей целью обучение реальному общениюс представителями иноязычных культур. Специфика формирования культуры межнационального общения средствами иностранного языка состоит в следующем:

1) обучение иностранному  языку у старшеклассников осуществляется в деятельности. Следовательно, формирование культуры межнационального общения реализуется средствами самого иностранного языка, в ходе овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией;

2) в понятии "культура  межнационального общения" в  отличие от понятия "коммуникативнаякомпетенция" сосредоточена выраженная гуманистическая направленность общения, в котором каждый человек, являясь представителем определенной этноязыковой культуры, выступает как высшая ценность, что позволяет коммуникантам осуществлять общение на принципах взаимоуважения, с учетом национальных особенностей характера и ментальности, проявляя такт, деликатность, терпимость;

3) формирование культуры  межнационального общения у учащихся  происходит при овладениикультурой соизучаемых народов на уровне осознанного личностного смысла. Овладение иноязычной культурой осуществляется в диалоге с родной, позволяя учащимся самим выявлять общее, особенное и уникальное в соизучаемых культурах.

4) повышению эффективности  формирования культуры межнационального  общения у старшеклассников способствует  усиление этнопедагогической направленности уроков иностранного языка;

5) формирование культуры  межнационального общения у учащихся  происходит на урокахиностранного языка при работе над основными видами речевой деятельности — аудированием, говорением, чтением и письмом;

6) в результате целенаправленного обучения учащихся основам общения с представителями иноязычной культуры в их сознании формируется обучающая модель межкультурной коммуникации, которую представляется возможным экстраполировать на реальное общение с реальными представителями других наций и народностей;

7) воспитание необходимых личностных качеств, устойчивых взглядов и убеждений по вопросам культуры межнационального общения осуществляется через отбор текстов соответсвующего содержания и специально организованную речевую деятельность, обеспечивающих активное обсуждение и эмоциональное переживание учащимися затронутых проблем.

3. В основу формирования культуры  межнационального общения положены  психолого-педагогические принципы  и положения отечественных и  зарубежных теорий воспитания  личности и общения, теоретически  обоснованные результаты современных  методик обучения иностранным  языкам, которые сфокусированы в  универсальной динамической модели  процесса формирования культуры  межнационального общения. В предложенной  модели отражена совокупность  взаимосвязанных структурных компонентов системы формирования культуры межнационального общения у старшеклассников: цель, задачи, принципы, сферы общения, содержание, основные направления учебно-воспитательной работы, формы, методы, средства, условия, при которых данная система призвана функционировать наиболее эффективно, и результат.

4. Культура межнационального  общения во многом определяется  традиционной культурой воспитания. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Большими воспитательными возможностями обладает фольклор во всем многообразии его жанров. Активное использование богатейшего фольклорного наследия англоговорящих стран, народных сказок и преданий, пословиц, поговорок, стихов, загадок, проведение кросс-культурных сравнений с русским и чувашским фольклором способствуют участию школьников в диалоге культур, их более глубокому пониманию соизучаемых народов, особенностей их психологии и менталитета, воспитанию чувства уважения к народному таланту и мудрости. Подбор фольклорных произведений, воспитывающихмилосердие и сострадание, прославляющих любовь к Родине, проповедующих уважительное отношение ко всем народам, обучающих нормам и правилам общения, и организация воспитательной работы на их основе, способны повысить уровень культуры межнационального общения у учащихся.

5. Эффективность формирования  культуры межнационального общения  у учащихся возрастает при  обращении учителей к опыту  выдающихся народных педагогов, таких как JI. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев и др., и его творческом использовании на уроках иностранного языка.

6. Педагогическими условиями  эффективного формирования культуры  межнационального общения являются  построение системы формирования  культуры межнационального общения  на принципах этнокультурной  толерантности, уважения к своеобразию  и уникальности каждой культуры; придание коммуникативной и социокультурной направленности урокам иностранного языка; внедрение в учебно-воспитательный процесс факультативного курса "Английский язык и культура межнационального общения"; проведение занятий в диалоге культур англоговорящих стран, России, Чувашии;этнопедагогизация процесса обучения иностранному языку; использование текстового материала, имеющего воспитательную ценность с точки зрения формирования устойчивых взглядов и убеждений по вопросам культуры межнационального общения; организация речевой деятельности, обеспечивающей активное обсуждение и эмоциональное переживание учащимися межкультурных и межнациональных проблем; использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке, обеспечение единства обучения и воспитания, учебной и внеклассной работы, создание благоприятной морально-психологической обстановки, способствующей активности самих учащихся, их стремлению к общению.

7. Анкетирование и беседы с учителями в ряде средних общеобразовательных школ г. Чебоксары показали, что большую часть времени учителя отводят на решение учебных задач, воспитательным же задачам, в частности, воспитанию гуманности и этнокультурной толерантности, не уделяют должного внимания. Целенаправленная работа по формированию культуры межнационального общения практически не ведется, хотя учителями иностранных языков не отрицается важность и возможность такой работы в условиях школы.

8. Констатирующий эксперимент, проведенный в 10-классах трех средних общеобразовательных школ, выявил недостаточность и поверхностность коммуникативно-речевых и социокультурных знаний учащихся, слабое владение национально-культурной спецификой речевого и неречевого поведения в соотвтетствии с нормами, принятыми в иноязычной среде, неустойчивость соблюдения некоторыми учащимися основных коммуникативных принципов и правил. По результатам проведенных исследований многие респонденты обладали низким уровнем эмпатии. Были выявлены учащиеся, имеющие тенденции этноиндифферентности, этнонигилизма, этноэгоизма, и, следовательно, требующие определенной воспитательной работы по их коррекции.

9. Опытно-экспериментальная  работа, проведенная на базе средних  общеобразовательных школ г. Чебоксары, продемонстрировала значительное повышение уровня знаний, умений и навыков, состовляющих основу культуры межнационального общения у учащихся экспериментальной группы по сравнению с учащимися контрольной группы. Кроме того у учащихся экспериментальной группы повысился уровень эмпатии, снизились показатели этноиндифферентности, этнонигилизма и этноэгоизма, повысились показатели направленности эмоционально-оценочного компонента гетеростереотипов, у учащихся с этнонигилистическими тенденциями несколько повысились показатели автостереотипов, что свидетельствует о достижении определенных успехов в устранении интолерантных тенденций, зафиксированных на констатирующем этапе эксперимента у определенной части старшеклассников. Результаты опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили эффективность выдвинутой гипотезы.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многоранной проблемы формирования культуры межнационального общения. На наш взгляд, перспективным направлением в плане совершенствования работы по формированию культуры межнационального общения, требующим специального исследования, является реализациямежпредметных связей, в частности, создание и введение в учебную программу интегрированного курса по формированию культуры межнационального общения у учащихся на базе общегуманитарныхучебных дисциплин. Более подробного изучения требуют возможности использования современных информационных технологий для повышения эффективности формирования культуры межнационального общения у учащихся.


Информация о работе Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку