Результаты контрольно-обобщающего
эксперимента продемонстрировали результативность
научно-практических рекомендаций, предложенных
в данном исследовании.
Заключение
Обобщая результаты проведенного исследования,
есть основания заключить, что поставленные
в нем задачи решены, гипотеза получила
подтверждение. Итогом теоретического
и опытно-экспериментального исследования
явились следующие выводы:
1. В последнее время
в социально-ориентированных науках
все чаще стало употребляться
словосочетание «культура межнационального
общения». В научной литературе признается
сложность и многоаспектность термина,
за которым стоит интегральное понятие,
синтезировавшее и вобравшее в себя в
процессе своего генезиса такие понятия,
как «культура», «общение», «культура общения», «межнациональное общение». Для определения содержания этого
сложного феномена нами были выявлены
сущностные характеристики понятий-конституентов
и установлены системообразующие связи и зависимости между ними. Под культурой
межнационального общения следует понимать
высоко развитое умение личности осуществлять
взаимодействие с представителями других
национальностей соответственно нормам
и правилам, исторически сложившимся в
инонациональной культуре, на основеовладения речевыми, языковыми и социокультурными
знаниями и воспитанности ее нравственно-эмоциональной сферы.
В свою очередь воспитанность нравственно-эмоциональной сферы определяется
способностью индивида к эмпатии, этнокультурной толерантностью,
сочетающейся с чувством национальной
гордости, уважением к своеобразию и уникальности
других культур, желанием взаимодействовать
с ними посредством вступления в диалог
культур.
2. В условиях средней общеобразовательной школы среди всех учебных дисциплин, способных внести свой вклад
в дело формирования культуры межнационального
общения у учащихся, особо выделяется дисциплина "Иностранный язык", которая
ставит своей целью обучение реальному общениюс представителями иноязычных
культур. Специфика формирования культуры
межнационального общения средствами
иностранного языка состоит в следующем:
1) обучение иностранному
языку у старшеклассников осуществляется в деятельности. Следовательно,
формирование культуры межнационального
общения реализуется средствами самого
иностранного языка, в ходе овладения
учащимися иноязычной коммуникативной
компетенцией;
2) в понятии "культура
межнационального общения" в
отличие от понятия "коммуникативнаякомпетенция" сосредоточена
выраженная гуманистическая направленность общения, в котором каждый человек, являясь
представителем определенной этноязыковой
культуры, выступает как высшая ценность,
что позволяет коммуникантам осуществлять
общение на принципах взаимоуважения, с учетом национальных особенностей
характера и ментальности, проявляя такт,
деликатность, терпимость;
3) формирование культуры
межнационального общения у учащихся
происходит при овладениикультурой соизучаемых народов
на уровне осознанного личностного смысла. Овладение иноязычной культурой
осуществляется в диалоге с родной, позволяя учащимся самим выявлять
общее, особенное и уникальное в соизучаемых культурах.
4) повышению эффективности
формирования культуры межнационального
общения у старшеклассников способствует
усиление этнопедагогической направленности уроков иностранного
языка;
5) формирование культуры
межнационального общения у учащихся
происходит на урокахиностранного языка при работе
над основными видами речевой деятельности — аудированием,
говорением, чтением и письмом;
6) в результате целенаправленного обучения учащихся основам общения с
представителями иноязычной культуры
в их сознании формируется обучающая модель межкультурной коммуникации,
которую представляется возможным экстраполировать
на реальное общение с реальными представителями
других наций и народностей;
7) воспитание необходимых личностных качеств, устойчивых взглядов
и убеждений по вопросам культуры межнационального
общения осуществляется через отбор текстов
соответсвующего содержания и специально
организованную речевую деятельность, обеспечивающих
активное обсуждение и эмоциональное
переживание учащимися затронутых проблем.
3. В основу формирования культуры
межнационального общения положены
психолого-педагогические принципы
и положения отечественных и
зарубежных теорий воспитания
личности и общения, теоретически
обоснованные результаты современных
методик обучения иностранным
языкам, которые сфокусированы в
универсальной динамической модели
процесса формирования культуры
межнационального общения. В предложенной
модели отражена совокупность
взаимосвязанных структурных компонентов
системы формирования культуры межнационального
общения у старшеклассников: цель, задачи,
принципы, сферы общения, содержание, основные
направления учебно-воспитательной работы,
формы, методы, средства, условия, при которых
данная система призвана функционировать
наиболее эффективно, и результат.
4. Культура межнационального
общения во многом определяется
традиционной культурой воспитания.
В народной педагогике сконцентрирована могучая сила
гармонизации межнациональных отношений.
Большими воспитательными возможностями обладает фольклор во
всем многообразии его жанров. Активное
использование богатейшего фольклорного
наследия англоговорящих стран, народных
сказок и преданий, пословиц, поговорок,
стихов, загадок, проведение кросс-культурных
сравнений с русским и чувашским фольклором
способствуют участию школьников в диалоге культур, их более
глубокому пониманию соизучаемых народов,
особенностей их психологии и менталитета,
воспитанию чувства уважения к народному
таланту и мудрости. Подбор фольклорных
произведений, воспитывающихмилосердие и сострадание, прославляющих
любовь к Родине, проповедующих уважительное
отношение ко всем народам, обучающих нормам и правилам общения, и
организация воспитательной работы на их основе, способны повысить
уровень культуры межнационального общения
у учащихся.
5. Эффективность формирования
культуры межнационального общения
у учащихся возрастает при
обращении учителей к опыту
выдающихся народных педагогов, таких как JI. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев и др., и его творческом использовании
на уроках иностранного языка.
6. Педагогическими условиями
эффективного формирования культуры
межнационального общения являются
построение системы формирования
культуры межнационального общения
на принципах этнокультурной
толерантности, уважения к своеобразию
и уникальности каждой культуры;
придание коммуникативной и социокультурной направленности урокам иностранного языка;
внедрение в учебно-воспитательный процесс
факультативного курса "Английский
язык и культура межнационального общения";
проведение занятий в диалоге культур англоговорящих
стран, России, Чувашии;этнопедагогизация процесса обучения иностранному языку;
использование текстового материала,
имеющего воспитательную ценность с точки зрения формирования
устойчивых взглядов и убеждений по вопросам
культуры межнационального общения; организация
речевой деятельности, обеспечивающей
активное обсуждение и эмоциональное
переживание учащимися межкультурных и межнациональных проблем; использование воспитательного потенциала речевого этикета
на иностранном языке, обеспечение единства
обучения и воспитания, учебной и внеклассной работы, создание благоприятной
морально-психологической обстановки,
способствующей активности самих учащихся,
их стремлению к общению.
7. Анкетирование и беседы с учителями в ряде средних общеобразовательных
школ г. Чебоксары показали, что большую
часть времени учителя отводят на решение
учебных задач, воспитательным же задачам,
в частности, воспитанию гуманности и
этнокультурной толерантности, не уделяют
должного внимания. Целенаправленная работа по формированию культуры межнационального
общения практически не ведется, хотя
учителями иностранных языков не отрицается
важность и возможность такой работы в
условиях школы.
8. Констатирующий эксперимент, проведенный в 10-классах
трех средних общеобразовательных школ,
выявил недостаточность и поверхностность
коммуникативно-речевых и социокультурных
знаний учащихся, слабое владение национально-культурной
спецификой речевого и неречевого поведения в соотвтетствии с
нормами, принятыми в иноязычной среде,
неустойчивость соблюдения некоторыми
учащимися основных коммуникативных принципов
и правил. По результатам проведенных
исследований многие респонденты обладали
низким уровнем эмпатии. Были выявлены
учащиеся, имеющие тенденции этноиндифферентности,
этнонигилизма, этноэгоизма, и, следовательно,
требующие определенной воспитательной
работы по их коррекции.
9. Опытно-экспериментальная
работа, проведенная на базе средних
общеобразовательных школ г. Чебоксары,
продемонстрировала значительное повышение
уровня знаний, умений и навыков, состовляющих основу культуры
межнационального общения у учащихся
экспериментальной группы по сравнению
с учащимися контрольной группы. Кроме
того у учащихся экспериментальной группы
повысился уровень эмпатии, снизились
показатели этноиндифферентности, этнонигилизма
и этноэгоизма, повысились показатели
направленности эмоционально-оценочного
компонента гетеростереотипов, у учащихся
с этнонигилистическими тенденциями несколько
повысились показатели автостереотипов,
что свидетельствует о достижении определенных
успехов в устранении интолерантных тенденций,
зафиксированных на констатирующем этапе эксперимента у определенной части
старшеклассников. Результаты опытно-экспериментальной
работы в целом подтвердили эффективность
выдвинутой гипотезы.
Настоящее исследование не претендует
на исчерпывающее рассмотрение всех
аспектов сложной и многоранной
проблемы формирования культуры межнационального
общения. На наш взгляд, перспективным
направлением в плане совершенствования
работы по формированию культуры межнационального
общения, требующим специального исследования,
является реализациямежпредметных связей, в частности, создание и введение
в учебную программу интегрированного
курса по формированию культуры межнационального
общения у учащихся на базе общегуманитарныхучебных дисциплин. Более подробного
изучения требуют возможности использования
современных информационных технологий
для повышения эффективности формирования
культуры межнационального общения у
учащихся.