Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:02, реферат
Актуальность исследования. В XX веке человечество в целом и практически каждый народ в отдельности прошли через мучительные и суровые социально-экономические испытания, мировые войны, конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве, международный терроризм. Аналогичные катаклизмы продолжаются и сегодня. На этом фоне межэтнические отношения нередко становятся неблагополучной частью социальной реальности. Национальные вспышки ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма на Северном Кавказе, Средней Азии, этническое насилие, рост сепаратизма и национального экстремизма являются прямой угрозой безопасности страны и не могут не заставить задуматься о причинах конфликтов.
Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
Введение:
Актуальность исследования. В XX веке
человечество в целом и практически
каждый народ в отдельности прошли
через мучительные и суровые
социально-экономические
В современных условиях этнические процессы имеют выраженный противоречивый характер: наряду с центробежными силами в них можно выделить и центростремительные тенденции - стремление к единению наций и этносов в общечеловеческое жизненное пространство. Усиливаются интеграционные процессы в жизнедеятельности многонационального общества, расширяются межнациональные и международные контакты, идут активные международные обмены.
Интенсивная межэтническая
и межкультурная интеграция при сохранении автономности
и уникальности каждого этноса и каждой
культуры является одной из предпосылок
преодоления глобальных кризисных коллизий. Успешность единения народов для решения
таких глобальныхобщечеловеческих про
Происходящие в мире сложные изменения предъявляют особые требования и к сфере образования, обновлению его целей, содержания и форм. В этой противоречивой ситуации система образования играет роль стабилизирующего фактора, является гарантом возрождения России. Интегративныепроцессы в социально-экономической и политической сферах жизни современного общества определили необходимость подготовки школьников к жизни в демократическом многонациональном имультикультурном обществе.
Реалии разнообразия культур
на нашей планете и их глобальной
взаимозависимости определяют потребность
в осмыслении важности приобщения подрастающ
Формирование культуры межнационального общения должно восприниматься как одна из конкретных задач, направленных на реализацию социальных требований, которые предъявляются сегодня к российскому образованию, особенно, как отмечается в концепции модернизации российского образования, в части консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнокультурной напряженности и социальных конфликтов [101].
В «Национальной доктрине
образования Российской Федерации» основной задачей в сфере образования
выдвигается обеспечение «гармонизации
национальных и этнокультурных отношений,
сохранения и поддержки этнической и национально-культурной
самобытности народов России,гуманистических традици
В концепции национальной
школы Чувашской Республики перечисляются
такие приоритетные направления
в развитии национальных школ, как приобщение подрастающего поколения к национальной
культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственнымценностям; создание воспитательной
системы, основанной на особенностях характера
и психологии народа, истории и культуры
нации; обеспечение открытости содержания
образования на основе сохранения самобытной
культуры народа и развития межкультурного взаимо
Воспитание культуры межнационального
общения предполагает формирование
у учащихся установок этнотолерантного соз
Таким образом, актуальность
диссертационного исследования обусловлена
острой необходимостью совершенствования
методов и форм воспитательной
Среди множества учебных
предметов, изучаемых в средней общеобразо
С начала 60-х годов XX века
во многих странах стало формироваться
новое понимание целейпреподава
В современных условиях перед
средней общеобразовательной
Одной из основных функций
старшей ступени обучения в системе
общего среднего образования является
обеспечение завершения школьни
Старший школьный возраст - период гражданского
становления человека, его социальногосамоопределения, активного включения в общественную
жизнь, формирования духовных качеств
гражданина и патриота. Он характеризуется
становлением мировоззрения, усилением
ролинравственных убеждений, нравственного сознания. На
этом возрастном этапе формируется умение
выбирать правильную линию поведения
в различных условиях и обстоятельствах,
потребность поступать, действовать в
соответствии со своими нравственными установка
Проблеме межнациональных отношений и межнационального общения посвящено значительное количество философской, социологической и психолого-педагогической литературы. Философский аспект данной проблемы представлен в трудах Н. А. Бердяева, JI. Н. Гумилева, Н. О. Лосского, В. С. Соловьва, Г. Г. Шпета и др. Общение-коммуникация вообще рассматривается в философских трудах Ж. В. Ильенкова, М. С. Кагана, М. И. Сетрова и др. Этносоциологический аспект исследуемой проблемы представлен в трудах Ю. В. Арутюняна, JI. М. Дробижевой, А. Г. Здравомыслова, А. А. Сусоколова и Др.
Общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений изложены в исследованиях Р. Г. Абдулатипова, Ф. С. Бабейко, Ю. В. Бромлея, 3. Т. Гасанова, Р. К. Грдзелидзе, Н. Д. Дашдамирова, М. С. Джунсова, JI. М. Дробижевой, Р. Г. Подольного, И. И. Серовой и др.
Вопросы национальной психологии рассматриваются в работах С. М. Арутюнян, А. О. Бороноева, П. И.Гнатенко, JL О. Кострюкова, В. Г. Крысько, В. Н. Павленко, Т. Г. Стефаненко и др.
В последнее время в педагогике п
Проблема воспитания этнокультурной толерантности затрагивается в исследованиях И. Н.Афанасьева, Т. Н. Петровой, 3. Ф. Мубиновой, Т. С. Таюрской и др.
Философско-методологический аспект формирования культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания рассмотрен в диссертации JI. Р. Заурбековой. Пути формирования культуры межнационального общения у подростков в условиях многонациональной школы с учетом этнических особенностей отдельных регионов отражены в диссертационных исследованиях Р. И. Кадиевой, К. И. Султанбаевой. Решению данной проблемы средствами музыки посвятила свое исследование Ж. Г. Алямкина. Воспитание культуры межнационального общения науроках истории нашло отражение в диссертационном исследовании М. Ч. Амерзаева. Вопросы совершенствования форм и методов работы по формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста исследованы в работах Э. К. Сусловой, А. С. Ядрихинской.
Проблема воспитания у подрастающего поколения высоких моральных
качеств патриотизма, гуманизма, демократизма, этнотолерантности
в условиях уже происшедших и все еще продолжающихся
трансформаций в постсоветской многонациональной
России стоит действительно остро. Общеизвестно,
что в первые годы демократизации общества
педагогическая наука в части воспитания
подрастающего поколения оказалась, если
и не в кризисной ситуации, но определенно
в положении растерянного родителя, когда
прежние идеалы были повергнуты, новые,
замешанные на прагматизме и рыночной
конкуренции нравственные принц
Несмотря на то, что имеются
работы, посвященные рассмотрению различных
аспектов исследуемой проблемы, потенциальные
возможности иностранного языка
в реализации целей формирования
культуры межнационального общения
у учащихся остаются малоизученными,
тогда как именно иностранный
язык учит непосредственному общению
с представителями другой культуры. Вне
зоны внимантя остается проблема влияния
обучения школьников культуре общения
с представителями страны изучаемого
языка на их отношение с другими, в том
числе и контактирующими нациями. Малоизученной
является проблема влияния этнопедагогизации проц
Иностранный язык, как ни
один другой предмет, способен воспитать в учащихся уважение к людям
других национальностей, терпимость к
инакомыслию, развить их межкультурные коммуникативн
Таким образом, возникает противоречие
между необходимостью формировать
у учащихся культуру межнационального
общения и недостаточной
С учетом выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку?
Цель нашего исследования
- выявить и обосновать педагогические
условия наиболее эффективного формирования
культуры межнационального общения
у старшеклассников в процессе обучения
иностранному языку. Неразработанность данно
Объект исследования - процесс формирования
культуры межнационального общения
в современной
Предмет исследования - педагогические условия формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.
Гипотезой исследования принято предположение, что формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку в поликультурной школе возможно, если: учебно-воспитательная деятельность в рамках дисциплины «Иностранный язык» строится на основе модели процесса формирования культуры межнационального общения;