Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:02, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. В XX веке человечество в целом и практически каждый народ в отдельности прошли через мучительные и суровые социально-экономические испытания, мировые войны, конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве, международный терроризм. Аналогичные катаклизмы продолжаются и сегодня. На этом фоне межэтнические отношения нередко становятся неблагополучной частью социальной реальности. Национальные вспышки ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма на Северном Кавказе, Средней Азии, этническое насилие, рост сепаратизма и национального экстремизма являются прямой угрозой безопасности страны и не могут не заставить задуматься о причинах конфликтов.

Файлы: 1 файл

Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.docx

— 45.82 Кб (Скачать)

Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку

Введение: 

Актуальность исследования. В XX веке человечество в целом и практически  каждый народ в отдельности прошли через мучительные и суровые  социально-экономические испытания, мировые войны, конфликты на межнациональной  и межконфессиональной почве, международный  терроризм. Аналогичные катаклизмы продолжаются и сегодня. На этом фоне межэтнические отношения нередко  становятся неблагополучной частью социальной реальности. Национальные вспышки ксенофобии, фашизма, фанатизма  и фундаментализма на Северном Кавказе, Средней Азии, этническое насилие, рост сепаратизма и национального  экстремизма являются прямой угрозой  безопасности страны и не могут не заставить задуматься о причинах конфликтов.

В современных условиях этнические процессы имеют выраженный противоречивый характер: наряду с центробежными  силами в них можно выделить и  центростремительные тенденции - стремление к единению наций и этносов  в общечеловеческое жизненное пространство. Усиливаются интеграционные процессы в жизнедеятельности многонационального общества, расширяются межнациональные и международные контакты, идут активные международные обмены.

Интенсивная межэтническая  и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры является одной из предпосылок преодоления глобальных кризисных коллизий. Успешность единения народов для решения таких глобальныхобщечеловеческих проблем, как обеспечение мира и стабильности, экологической безопасности, здоровья и самосохранения, экономического развития и благополучия для всех народов планеты непосредственно зависит от правильного и своевременного решения широкомасштабных проблем межнационального общения.

Происходящие в мире сложные  изменения предъявляют особые требования и к сфере образования, обновлению его целей, содержания и форм. В  этой противоречивой ситуации система  образования играет роль стабилизирующего фактора, является гарантом возрождения  России. Интегративныепроцессы в социально-экономической и политической сферах жизни современного общества определили необходимость подготовки школьников к жизни в демократическом многонациональном имультикультурном обществе.

Реалии разнообразия культур  на нашей планете и их глобальной взаимозависимости определяют потребность  в осмыслении важности приобщения подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и культуры своего народа, развивая тем самым у учащихся способность понимать и ценить культуру других народов, воспитывая молодежь в духе взаимоуважения, этнокультурной толерантности, равенства и равноправия всех наций и народностей, что находит конкретное воплощение в процессе межнационального общения.

Формирование культуры межнационального общения должно восприниматься как  одна из конкретных задач, направленных на реализацию социальных требований, которые предъявляются сегодня  к российскому образованию, особенно, как отмечается в концепции модернизации российского образования, в части  консолидации общества, сохранения единого  социокультурного пространства, преодоления этнокультурной напряженности и социальных конфликтов [101].

В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» основной задачей в сфере образования выдвигается обеспечение «гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России,гуманистических традиций их культур» [134].

В концепции национальной школы Чувашской Республики перечисляются  такие приоритетные направления  в развитии национальных школ, как приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственнымценностям; создание воспитательной системы, основанной на особенностях характера и психологии народа, истории и культуры нации; обеспечение открытости содержания образования на основе сохранения самобытной культуры народа и развития межкультурного взаимодействия разных этносов; воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу [141,4].

Воспитание культуры межнационального общения предполагает формирование у учащихся установок этнотолерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия. Согласие, уважительное отношение к инонациональному, милосердие, взаимопонимание, взаимоподдержка,доброжелательность являются важными критериями этнотолерантного поведения. В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 г.)» ставится задача создания и применения в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу [204, 66-94].

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена  острой необходимостью совершенствования  методов и форм воспитательной работы по формированию культуры межнационального общения в условиях геополитических и социально-экономических изменений вмногокультурном мире на современном этапе развития человечества.

Среди множества учебных  предметов, изучаемых в средней общеобразовательной школе, дисциплиной, которая призвана готовить учащихся к межкультурному взаимодействию, формировать у них культуру межнационального общения, несомненно, является «Иностранный язык».

С начала 60-х годов XX века во многих странах стало формироваться  новое понимание целейпреподавания иностранных языков, и на первое место стали выдвигаться цели обучения иностранному языку как средству общения. При этом внимание специалистов акцентировалось на том, что критерий знания языка не может определяться и ограничиваться лишь уровнем владения языковым кодом, используемым в процессе общения. У обучаемых следует целенаправленно формировать навыки общения с носителями иностранного языка, так как оказалось, что невозможен полный перенос навыковобщения с соотечественниками на общение с иностранцами из-за того, что в правилах общения в любой культуре присутствуют иррациональные, ритуализованные элементы, которые имеют национально-культурную специфику.

В современных условиях перед  средней общеобразовательной школой стоит задача обучения языку в  неразрывном единстве с миром  и культурой народов, говорящих  на этих языках. Иностранные языки  призваны служить взаимодействию стран  в духе диалога культур, гуманизации межкультурных отношений. Академик Л. В. Щерба писал: «Ничто так не воспитывает в духе национальной солидарности, как изучение иностранного языка» [215, 52]. Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. В связи с переоценкой роли иностранного языка в процесс его преподавания вносятся существенные коррективы, обеспечивающие реализацию образовательных и воспитательных функций.

Одной из основных функций  старшей ступени обучения в системе  общего среднего образования является обеспечение завершения школьниками полного среднего образования и подготовкавыпускников школы к жизни и труду в современном постиндустриальном многокультурном обществе, способствование их социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира. Применительно кдисциплине «Иностранный язык» завершающий этап обучения характеризуется тем, что учащиеся закрепляют и совершенствуют знания, умения и навыки, приобретенные ими в предыдущий период. Наличие у старшеклассников определенных знаний, умений и навыков по иностранному языку предоставляет учителю возможность широко применять разнообразный учебный материал, включаяаутентичные тексты, аудио- и видеофильмы, для реализации образовательных и воспитательных задач.

Старший школьный возраст - период гражданского становления человека, его социальногосамоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Он характеризуется становлением мировоззрения, усилением ролинравственных убеждений, нравственного сознания. На этом возрастном этапе формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в поведении. Для формирования устойчивых взглядов и убеждений по вопросам культуры межнационального общения необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости, которой учащиеся в той или иной степени достигают лишь в старшем школьном возрасте.

Проблеме межнациональных  отношений и межнационального общения  посвящено значительное количество философской, социологической и  психолого-педагогической литературы. Философский аспект данной проблемы представлен в трудах Н. А. Бердяева, JI. Н. Гумилева, Н. О. Лосского, В. С. Соловьва, Г. Г. Шпета и др. Общение-коммуникация вообще рассматривается в философских трудах Ж. В. Ильенкова, М. С. Кагана, М. И. Сетрова и др. Этносоциологический аспект исследуемой проблемы представлен в трудах Ю. В. Арутюняна, JI. М. Дробижевой, А. Г. Здравомыслова, А. А. Сусоколова и Др.

Общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений  изложены в исследованиях Р. Г. Абдулатипова, Ф. С. Бабейко, Ю. В. Бромлея, 3. Т. Гасанова, Р. К. Грдзелидзе, Н. Д. Дашдамирова, М. С. Джунсова, JI. М. Дробижевой, Р. Г. Подольного, И. И. Серовой и др.

Вопросы национальной психологии рассматриваются в работах С. М. Арутюнян, А. О. Бороноева, П. И.Гнатенко, JL О. Кострюкова, В. Г. Крысько, В. Н. Павленко, Т. Г. Стефаненко и др.

В последнее время в педагогике появились научные исследования, посвященные проблеме формирования национального самосознания (А. В. Иванов, С. Н. Кириченко, JT. П. Прокошенкова и др.).

Проблема воспитания этнокультурной толерантности затрагивается в  исследованиях И. Н.Афанасьева, Т. Н. Петровой, 3. Ф. Мубиновой, Т. С. Таюрской и др.

Философско-методологический аспект формирования культуры межнационального общения в условиях роста национального  самосознания рассмотрен в диссертации JI. Р. Заурбековой. Пути формирования культуры межнационального общения у подростков в условиях многонациональной школы с учетом этнических особенностей отдельных регионов отражены в диссертационных исследованиях Р. И. Кадиевой, К. И. Султанбаевой. Решению данной проблемы средствами музыки посвятила свое исследование Ж. Г. Алямкина. Воспитание культуры межнационального общения науроках истории нашло отражение в диссертационном исследовании М. Ч. Амерзаева. Вопросы совершенствования форм и методов работы по формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста исследованы в работах Э. К. Сусловой, А. С. Ядрихинской.

Проблема воспитания у подрастающего поколения высоких моральных качеств патриотизма, гуманизма, демократизма, этнотолерантности в условиях уже происшедших и все еще продолжающихся трансформаций в постсоветской многонациональной России стоит действительно остро. Общеизвестно, что в первые годы демократизации общества педагогическая наука в части воспитания подрастающего поколения оказалась, если и не в кризисной ситуации, но определенно в положении растерянного родителя, когда прежние идеалы были повергнуты, новые, замешанные на прагматизме и рыночной конкуренции нравственные принципы воспитания, явились не совсем приемлемыми. В то же самое время многие ученые-педагоги и воспитатели-практики пришли к пониманию того, что нравственные идеалы, методы и приемы воспитания подрастающего поколения в новых условиях следует искать в народной педагогике. На сегодняшний день в арсенале педагогики другой, лучшей альтернативы пока нет, хотя мы и отдаем себе отчет в том, что в деле воспитания можно использовать и мировой передовой педагогический опыт, взращенный и разработанный на инокультурной почве, который, к сожалению, не всегда легко прививается и не всегда приносит хорошие плоды. Все больше и больше ученых видят путь к гармонизации межнациональных отношений через возрождение этнопедагогической культуры. Проблемам использования прогрессивных традиций различных народов в воспитании подрастающего поколения посвящены работы В. Ф. Афанасьева, Е. В. Васильева, 3. П. Васильцова, Г. Н. Волкова, В. А. Иванова, Д. Е. Иванова, Т. Н. Петровой, О. И. Пономаревой, Э. И. Сокольниковой, Я. И. Ханбикова, М. Г. Харитонова и др.

Несмотря на то, что имеются  работы, посвященные рассмотрению различных  аспектов исследуемой проблемы, потенциальные  возможности иностранного языка  в реализации целей формирования культуры межнационального общения  у учащихся остаются малоизученными, тогда как именно иностранный  язык учит непосредственному общению с представителями другой культуры. Вне зоны внимантя остается проблема влияния обучения школьников культуре общения с представителями страны изучаемого языка на их отношение с другими, в том числе и контактирующими нациями. Малоизученной является проблема влияния этнопедагогизации процесса обучения иностранному языку на формирование культуры межнационального общения у учащихся.

Иностранный язык, как ни один другой предмет, способен воспитать в учащихся уважение к людям других национальностей, терпимость к инакомыслию, развить их межкультурные коммуникативные умения. Реальность сегодняшнего дня такова, что наши школьники живут в условиях постиндустриального многокультурного общества, им приходится и придется вступать в общение с представителями разных национальностей, как в пределах нашей страны, так и за рубежом.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формировать  у учащихся культуру межнационального общения и недостаточной разработанностью в педагогической науке путей  его осуществления в учебно-воспитательном процессе, отсутствием специальных  исследований по ее формированию в  процессе обучения иностранному языку.

С учетом выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку?

Цель нашего исследования - выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного формирования культуры межнационального общения  у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. Неразработанность данной проблемы, ее актуальность определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку».

Объект исследования - процесс формирования культуры межнационального общения  в современной общеобразовательной  школе.

Предмет исследования - педагогические условия формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в  процессе обучения иностранному языку.

Гипотезой исследования принято  предположение, что формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку  в поликультурной школе возможно, если: учебно-воспитательная деятельность в рамках дисциплины «Иностранный язык» строится на основе модели процесса формирования культуры межнационального общения;

Информация о работе Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку