Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:02, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. В XX веке человечество в целом и практически каждый народ в отдельности прошли через мучительные и суровые социально-экономические испытания, мировые войны, конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве, международный терроризм. Аналогичные катаклизмы продолжаются и сегодня. На этом фоне межэтнические отношения нередко становятся неблагополучной частью социальной реальности. Национальные вспышки ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма на Северном Кавказе, Средней Азии, этническое насилие, рост сепаратизма и национального экстремизма являются прямой угрозой безопасности страны и не могут не заставить задуматься о причинах конфликтов.

Файлы: 1 файл

Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.docx

— 45.82 Кб (Скачать)

- урочные и внеурочные занятия по иностранному языку проводятся в диалоге культур страны изучаемого языка, России и Чувашии;

- при обучении иностранному  языку с целью реализации его  образовательных и воспитательных  функций широко используются  средства народной педагогики соизучаемых культур - культур страны изучаемого языка, России; Чувашии;

- на занятиях по иностранному языку используется языковой материал, представленный в текстовом формате, обладающий познавательной и воспитательной ценностью;

- учебная деятельность  на занятиях по иностранному  языку организуется таким образом,  чтобы максимально активизировать коммуникативный потенциал учащихся, развить их коммуникативныенавыки и умения с учетом национально-специфических особенностей коммуникантов.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой  исследования были поставлены следующие  задачи:

1. Уточнить сущность понятия  «культура межнационального общения», выявив его содержательно-релевантные структурные компоненты.

2. Разработать и апробировать  модель процесса формирования  культуры межнационального общения  у старшеклассников при обучении  иностранному языку.

3. Теоретически выявить и экспериментально  обосновать педагогические условия  формирования культуры межнационального  общения у старшеклассников в  процессе обучения иностранному  языку.

4. Разработать научно-методические  рекомендации по формированию  культуры межнационального общения  у старшеклассников в процессе  обучения иностранному языку.

Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектический подход к изучению явлений и процессов, идеи гуманизации и гуманитаризации образования; философские положения о единстве всего сущего и единстве в многообразии; теория деятельностного подхода к организации процесса обучения (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн); философские и педагогические положения о целостном характере и социальной детерминированности процесса становления личности, основные положения о диалоге культур как пути формирования духовных ценностей личности (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Б. В. Бушелева, С. Н. Иконникова, И. А. Ильяева); этнопедагогическая концепция современного образования (Г. Н. Волков); взаимосвязь коммуникативного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам; положение о необходимости обучения языку в единстве с культурой стран изучаемого языка (И. Л. Бим, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Р. К. Миньяр-Белоручев, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, А. Д. Райхштейн, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, С. Г. Тер-Минасова и др.).

Методы исследования. Для  решения поставленных задач и  проверки выдвинутой гипотезы в работе был использован комплекс методов  исследования, включающий теоретический  анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической, социологической, методической литературы отечественных и зарубежных авторов; изучениепередового педагогического опыта, нормативных документов и продуктов учебной деятельности учащихся; анализ программ и учебно-методических пособий; социологические методы (интервьюирование, анкетирование, беседа); диагностические методы (тестирование, метод взаимной оценки, анализ эмоционально-оценочной направленности авто- и гетеростереотипов); прямое и косвенное наблюдение; моделирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Экспериментальной баззой исследования явились базе средние общеобразовательные школы г. Чебоксары №№ 24, 43, 56. В эксперименте приняло участие 160 учащихся 10-11 классов.

Исследованием были также охвачены учителя иностранных языков школ №№ 6, 20, 23, 24, 28, 36, 39, 42, 43, 52, 56 г. Чебоксары (всего 58 человек).

Программа исследования включала в  себя следующие этапы:

1 этап (1999-2001) - поисково-теоретическая  работа, посвященная изучению состояния  проблемы, анализу философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической, социологической, методической литературы по теме исследования, разработке и конкретизации понятийного аппарата, определению теоретической концепции исследования, составлению программы факультатива по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников, составлению программы опытно-экспериментальной работы, проведениюконстатирующего эксперимента.

2 этап (2002-2004) — опытно-экспериментальное  исследование, связанное с проведением  формирующего эксперимента, научным  обоснованием и апробацией разработанной  модели процесса формирования культуры межнационального общения средствами иностранного языка, уточнение педагогических условий, позволяющих повысить эффективность процесса формирования культуры межнационального общения у старшеклассников.

3 этап (2004-2005) — качественная и  количественная обработка экспериментального  материала, анализ, систематизация  и обобщение результатов исследования, формулировка основных теоретических  выводов и научно-методических  рекомендаций, завершение оформления  диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что: - "уточнены содержательно-релевантные структурные  компоненты понятия «культура межнационального общения»; разработана авторская модель процесса формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в ходе изучения ими иностранного языка; выявлены, научно обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. конкретизированы основные критерии и показатели уровня сформированы ости культуры межнационального общенияу учащихся старших классов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют и вносят новые элементы в существующие концепции и теории формирования личности школьника. В нем проанализированы ресурсы дисциплины «Иностранный язык» на предмет формирования у старшеклассникков культуры межнационального общения, выявлен этнопедагогический потенциал данной дисциплины. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности формирования культуры межнационального общения старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.

Практическая значимость исследования определяется тем, что  использование его результатов  способствует совершенствованию общения  учащихся с представителями других национальностей. Разработаны конкретные методические рекомендации по формированию культуры межнационального общения в процессе обучения основным видам речевой деятельности на уроках иностранного языка, которые могут быть использованы учителями иностранных языков средних общеобразовательных школ. Отобран учебный текстовый материал воспитывающего содержания для формирования культуры межнационального общения у старшеклассников. Разработана программа факультативного курса «Английский язык и культура межнационального общения» и методические рекомендации к нему, а также учебно-методическое пособие по использованию текстового материала для формирования культуры межнационального общения у старшеклассников «Let's Read and Speak about Tolerance» (Почитаем и поговорим о толерантности). Опубликовано учебно-методическое пособие, представляющее собой сборник оригинальных английских песен с методическими указаниями по использованию песен при формировании культуры межнационального общения у учащихся при обучении английскому языку. Материалы исследования могут быть полезными не только для учителей иностранных языков, но также и для всех специалистов (педагогов, психологов, воспитателей и т. д.), профессиональная деятельность которых так или иначе связана с общением в поликультурной (полиэтнической) среде. Теоретические положения диссертации могут быть использованы при составлении учебных программ и пособий по английскому языку для учащихся национальных школ РФ, с учетом национально-регионального компонента, который призван играть существенную роль в формировании культуры межнационального общения.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологическим обоснованием исходных положений, применением комплекса  методов исследования, адекватных его  объекту, целям, задачам и логике, анализом специальной литературы по избранной теме, репрезентативностью  экспериментальных данных, анкетных методик, сочетанием количественного  и качественного материала, возможностью повторения экспериментальной программы.

Апробация и внедрение  результатов исследования осуществлялись путем выступления на ежегодных  научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Республиканской научно-практической конференции «Пути совершенствования начального образования в подготовке научных кадров» (Чебоксары, 2002), Республиканской научно-практической конференции «Вместе в 21 век! Современная Чувашия и иностранные языки» (Чебоксары, 2002), международной научно-практической конференции «Язык, литература, культура: диалог поколений (Чебоксары-Москва, 2003), на Межвузовской научно-практической конференции «Особенности развития Чувашии на современном этапе: социально-экономические, культурно-исторические, краеведческие и туристские аспекты» (Чебоксары, 2003), Международной научно-практической конференции «Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде» (Чебоксары-Москва, 2004); Межрегиональной научно-практической конференции «Этнопедагогизация процесса воспитания и обучения в современном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2005). Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и социальной педагогики. Основное содержание исследования отражено в 15 публикациях. На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура межнационального общения представляет собой высоко развитое умение личности осуществлять взаимодействие с представителями других национальностей соответственно нормам и правилам, исторически сложившимся в инонациональной культуре, на основе овладениякоммуникативно-речевыми, языковыми и социокультурными знаниями и воспитанности нравственно-эмоциональной сферы, под которой понимается способность индивида к эмпатии, этнокультурная толерантность, сочетающаяся с чувством национального достоинства, уважение к своеобразию и уникальности других культур, желание участвовать в диалоге культур.

2. Организация процесса формирования  культуры межнационального общения  у старшеклассников при их  обучении иностранному языку  на основе разработанной нами  модели, представляющей собой совокупность  взаимосвязанных структурных компонентов  — цель, задачи, принципы, сферы общения,  содержание, основные направления  работы, формы, методы, средства позволяет  значиительно повысить уровень культуры межнационального общения у учащихся.

3. Основными и достаточными педагогическими условиями, способствующими повышению уровня культуры межнационального общения у старшеклассников являются:

- построение процесса формирования  культуры межнационального общения  на принципах этнокультурной  толерантности, уважения к своеобразию  и уникальности каждой культуры;

- обеспечение единства  обучения и воспитания, учебной  и внеклассной работы;

- создание благоприятной  морально-психологической обстановки, способствующей активности самих  учащихся, их стремлению к общению;

- этнопедагогизация процесса обучения иностранному языку;

- усиление коммуникативной и социокультурной направленности уроков иностранного языка; проведение занятий в диалоге культур англоговорящих стран, России, Чувашии;

- организация речевой деятельности  на уроках, обеспечивающая активное  обсуждение и эмоциональное переживание  учащимися межнациональных проблем;

- внедрение в учебно-воспитательный  процесс факультативного курса  "Английский язык и культура  межнационального общения";

- использование текстового  материала, имеющего воспитательную ценность с точки зрения формирования устойчивых взглядов и убеждений по вопросам культуры межнационального общения;

- использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке.

Структура диссертации: диссертация  состоит из введения, двух глав,

Заключение: 

Выводы

Анкетирование и беседы с учителями десяти средних общеобразовательных школ г. Чебоксары показали, что большую часть времени учителя отводят на решение учебных задач, воспитательным же задачам, в частности, воспитанию гуманности и этнокультурной толерантности, не уделяется должного внимания.

Опрос учащихся 10-х классов  выявил недостаточность и поверхностность  коммуникативно-речевых, социокультурных и языковых знаний учащихся, слабое владение национально-культурной спецификойречевого и неречевого поведения в иноязычной среде, неустойчивость соблюдения учащимисякоммуникативных принципов и правил.

В ходе проведения экспериментальной  работы обучение в экспериментальной  группе велось с применением авторского учебного материала, с выделением значительной доли учебного времени изучению культуры стран носителей языка в сопоставительном плане с русской и чувашской  культурой. Особое внимание уделялось этнопедагогизации процесса обучения иностранному языку, усилениюкоммуникативной направленности урока, использованию воспитательного потенциала речевого этикетана иностранном языке, работе с учащимися в ходе факультативного курса «Английский язык и культура межнационального общения». Все это привело к намеченным результатам - у учащихся экспериментальной группы значительно повысился уровень всех компонентов культуры межнационального общения, в то время как в контрольной группе изменения носили несущественный характер.

Информация о работе Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку