Формирование информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании информации в пояснениях бухгалтерской отчетности, её составу и взаимосвязям элементов отчетности.
Исходя из цели курсовой работы, были определены следующие задачи:
- определить основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности;
- выявить основные функции и виды бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности;
- охарактеризовать состав представляемой бухгалтерской финансовой отчетности;
- исследовать взаимосвязь элементов отчетности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………………………………………………………....5
1.1 Понятия, основные функции и виды бухгалтерской отчетности……...5
1.2 Бухгалтерский баланс предприятия……………………………………….11
Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ ПОЯСНЕНИЙ К БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И МЕТОДИКА ЕЕ СОСТАВЛЕНИЯ…………………………..17
2.1 Методика пояснений к бухгалтерской отчетности………………………17
2.2 Краткая характеристика предприятия……………………………………...21
2.3 Анализ бухгалтерского баланса предприятия……………………………..22
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по 04.01 ОРЛОВА.docx

— 63.33 Кб (Скачать)

Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ в пункт 4 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

 Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В пояснениях должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет. Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2 Бухгалтерский баланс предприятия.

Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.

В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке.

Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.

В актив баланса включены два раздела:

I - "Внеоборотные активы";

II - "Оборотные активы".

В пассиве баланса три раздела:

III - "Капитал и резервы";

IV - "Долгосрочные обязательства";

V - "Краткосрочные обязательства".

Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи - строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.

Конкретная структура бухгалтерского баланса определена в разделе IV ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".

Отчет о прибылях и убытках, является вторым по значению (но не по важности) в годовой бухгалтерской отчетности, и представляет финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.

В отчете указываются:

доходы и расходы по обычным видам деятельности;

прочие доходы и расходы;

прибыль (убыток) до налогообложения;

чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Данный отчет служит связующим звеном между балансовыми отчетами различных учетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в текущем балансе по сравнению с предыдущим. В отличие от бухгалтерского баланса этот документ показывает всем заинтересованным лицам не общее материально-финансовое положение организации, а то, насколько успешно она осуществляет свою хозяйственную деятельность в отчетном периоде. Отчет наглядно демонстрирует эффективность работы компании с точки зрения ее собственников и акционеров, поскольку раскрывает суть изменений капитала компании в истекшем/текущем периоде за счет определенных доходов и расходов.

Отчет об изменении капитала раскрывает информацию о движении уставного (складочного) капитала (счет 80), резервного капитала (счет 82), добавочного капитала (счет 83), а также об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации (счет 84). Кроме того, в этой форме указываются суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией.

Отчет о движении денежных средств характеризует изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Под текущей деятельностью понимается обычная деятельность организации: производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, продажа товаров, сдача имущества в аренду и др.

Инвестиционная деятельность - это приобретение и продажа земельных участков, объектов недвижимости, оборудовании, нематериальных активов и других внеоборотных активов; предоставление другим организациям займов и осуществление прочих финансовых вложений (выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера, приобретение ценных бумаг других организаций и т.п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций.

Эта форма годовой бухгалтерской отчетности раскрывает перед пользователями картину обеспеченности организации наличными деньгами.

В данной форме отчета отражаются данные о фактическом поступлении и расходовании денежных средств по счетам 50 "Касса" (за исключением субсчета "Денежные документы"), 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" и 57 "Переводы в пути".

В приложении к бухгалтерскому балансу раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в форме №1. Отчет состоит из 10 разделов:

Нематериальные активы;

Основные средства;

Доходные вложения в материальные ценности;

Расходы на НИОКР;

Расходы на освоение природных ресурсов;

Финансовые вложения;

Дебиторская и кредиторская задолженность;

Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат);

Обеспечения;

Государственная помощь.

Если в качестве приложения к балансу будет использоваться типовая форма, то незаполненные строки из нее удаляются.

В пояснительной записке приводится дополнительная информация, необходимая для характеристики финансового состояния организации, и расшифровываются отдельные показатели форм бухгалтерской отчетности.

Но стандартизированной формы или структуры пояснительной записки этими документами не определено. Поэтому организации вправе группировать составные части пояснительной записки на свое усмотрение, но так чтобы информационная составляющая удовлетворяла всем требованиям вышеназванных нормативных документов.

Например, структура пояснительной записки может быть такой:

Общие сведения;

Основные положения учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения;

Расшифровка отдельных показателей отчетности;

Информация о связанных сторонах;

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;

Решения учредителей по итогам отчетного года.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Разрабатывая формы бухгалтерской отчетности, Минфин России не мог учесть специфику деятельности каждой организации. Поэтому если содержание типовых образцов не отражает каких-то особенностей, бухгалтер вправе уточнить существующие бланки или разработать собственные формы отчетности. Они также должны отвечать общим принципам построения и быть приложены образцы в учетной политике.

Однако вряд ли правильно считать баланс "главной" формой финансовой отчетности. Ведь "поскольку бухгалтерский учет отражает экономические процессы, постольку информация, регистрируемая, накапливаемая, обобщаемая, хранимая и передаваемая пользователям для принятия решений, должна фиксировать, во-первых, значения величины каждого из наблюдаемых параметров в каждый конкретный момент времени, а во-вторых, ее изменения за конкретные фиксированные периоды времени". Баланс содержит лишь значения величин, характеризующих финансовое состояние предприятия на определенный момент времени, и не позволяет проследить изменения, приведшие к формированию этих величин.

Для описания динамики функционирования предприятия, то есть для описания изменений величин, характеризующих состояние предприятия, наряду с балансом используются отчет о финансовых результатах, отчет о собственном капитале и отчет о движении денежных средств. Эти три отчета, в отличие от баланса, являющегося отчетом на дату, представляют собой отчеты за период.

С учетом изложенного выше можно сделать вывод, что существующие формы финансовой отчетности являются взаимодополняющими, и некорректно присваивать какой-либо одной из них статус "главной" или "основной" формы отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ ПОЯСНЕНИЙ К БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И МЕТОДИКА ЕЕ СОСТАВЛЕНИЯ

2.1 Методика пояснений к бухгалтерской  отчетности

Начиная с 2011 года, при составлении годовой отчетности организациям необходимо: Самостоятельно определить детализацию показателей по статьям отчетов, предусмотренных п.1 и п.2 Приказа Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010г. №66н.  Оформить в табличной или текстовой форме Пояснения (с учетом Приложения №3 к Приказу №66н) к:

  • бухгалтерскому балансу,
  • отчету о финансовых результатах, так же самостоятельно определив их содержание.

Сделать это необходимо в соответствии с пунктами 3 и 4 Приказа №66н. При определении детализации показателей нужно учитывать положения п.11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», в соответствии с которым показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях:

  • должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
  • могут приводиться общей суммой с раскрытием в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Согласно Приложению №3 к Приказу №66н, в котором содержится пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, Пояснения состоят из девяти разделов:

  1. Нематериальные активы (НМА) и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР).
  2. Основные средства.
  3. Финансовые вложения.
  4. Запасы.
  5. Дебиторская и кредиторская задолженность.
  6. Затраты на производство.
  7. Затраты на производство.
  8. Обеспечения обязательств.
  9. Государственная помощь.

Коды строк в Пояснениях проставляются в соответствии с Приложением №4 к Приказу №66н. Необходимо обратить внимание на то, что Приказом №66н предусмотрено право малых предприятий формировать свою бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе: В бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. При определении содержания Пояснений к бухгалтерской отчетности организациям необходимо учитывать общие требования к составлению бухгалтерской отчетности.

Согласно требованиям действующего законодательства бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление:

  • о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату,
  • финансовом результате его деятельности,
  • движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Информация о работе Формирование информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности