Цели и задачи аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:21, реферат

Краткое описание

Цель аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке – формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Аудитор при проверке операций по счетам в банке должен учитывать основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций.

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 46.03 Кб (Скачать)

На документах отсутствует  штамп банка о принятии документов для обработки. На первичных оправдательных документах, приложенных к выпискам банка, должны присутствовать штамп  банка и подпись операциониста банка. В случае выявления первичных документов без штампа банка аудитору следует произвести выверку информации в учреждении банка.

Затраты, производимые в  безналичном порядке, списываются  непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов. В ходе аудиторской  проверки при выполнении аудиторских процедур проверки оборотов и сальдо по счетам аудиторы устанавливают соответствие записей, указанных в выписках банка, записям в журнале-ордере и ведомости № 2 по сч. 51, 52, 55 (при ведении журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта). Особое внимание обращают на операции по счетам в банке, которые отражаются непосредственно на счетах издержек производства и обращения (20 ... 44), минуя счета расчетов.

В соответствии с ПБУ 1/98 организации  должны соблюдать принцип временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности. Это означает, что  факты хозяйственной деятельности организации должны относиться к  тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты  денежных средств, связанных с этими  фактами. Таким образом, расходы  организации должны быть начислены  в корреспонденции между счетами  учета имущества или издержек производства и обращения и счетами  расчетов с поставщиками (прочими  дебиторами и кредиторами). Кроме  того, начисление задолженности перед  поставщиками является одним из основных методов внутреннего контроля.

Нарушение порядка аккредитивной  формы расчетов. В соответствии со ст. 867 ГК РФ при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, и в соответствии с его указанием банк-эмитент обязуются произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель.

В соответствии со ст. 868 и 869 ГК РФ аккредитивы могут быть отзывными  или безотзывными. В тексте аккредитива  должно быть определенно указано, является он отзывным или безотзывным. Если такого указания нет, то он признается отзывным.

Расчеты по аккредитиву отличаются от наиболее распространенной формы  расчетов - платежными поручениями  тем, что обязанность осуществить  платеж, возложенная на банк, не является безусловной, а должна быть осуществлена лишь при определенных условиях, указанных  в аккредитиве.

В соответствии с п. 5.7 Положения  о безналичных расчетах срок действия и порядок расчетов по аккредитиву  устанавливаются в договоре, который  заключается между плательщиком и поставщиком. В договоре должны быть указаны: наименование банка-эмитента, вид аккредитива и способ его исполнения, способ извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву; сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению и др. Аналитический учет должен быть организован по каждому выставленному предприятием аккредитиву.

Как показывает арбитражная  практика, большинство спорных ситуаций возникает из-за непонимания сторонами  природы обязательств, возникающих  при осуществлении расчетов по аккредитиву. Выставление покупателем аккредитива  само по себе еще не является платежом по заключенному договору купли-продажи, предусматривающему такую форму  расчетов. В этой связи возникают  разные правовые последствия при  нарушении каждой из сторон условий  договора и выставленного аккредитива. Так, например, нарушение покупателем  сроков выставления аккредитива  не будет рассматриваться как  просрочка оплаты и не повлечет за собой предусмотренных для этого  санкций.

В случае если покупателем  открыт аккредитив на условиях, отличных от предусмотренных договором, это  рассматривается как нарушение  покупателем своих обязательств по открытию аккредитива. В этом случае в соответствии со ст. 328 ГК РФ поставщик  вправе приостановить исполнение своего обязательства, т.е. отгрузку товара, либо отказаться от исполнения этого обязательства  и потребовать возмещения убытков. Обязательства банка-эмитента и  исполняющего банка по аккредитиву  являются самостоятельными и не делают банки участниками обязательств по договору купли--продажи. В частности, банк-эмитент не обязан проверять  соответствие условий заявления  на аккредитив договору между покупателем  и поставщиком, даже если ссылка на договор имеется в аккредитиве.

 

 

 

 

1. Аудит операций на расчетном  счете

 

Цели проведения аудита по операциям  на расчетном счете: правильность оформления расчетных документов в банке; целесообразность совершенных операций; соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности  или формам оплаты согласно договору; соответствие остатка денег на расчетном  счете с балансом предприятия; правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических  счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и Главной книге.

Источниками информации являются: платежное  поручение (кому перечислено); платежное  требование (был акцепт – оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования); сводное  платежное поручение и требование-поручение; корешки чековой книжки на получение  наличных денег (своевременность оприходования сумм, сумму, снятую с расчетного счета); журнал-ордер №2 (заполняется на основании выписки и платежных поручений – выписка выдается банком, если есть движение на расчетном счете); главная книга (счет 51 – расчетный счет: Дт – суммы, поступившие на расчетный счет, Дт 51- Кт 62 – расчеты с заказчиками, Дт 60 - Кт 51 – оплата поставщикам).

Прежде всего аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них.

Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных  документах. Аудитор проверяет подтверждение  каждой операции, отраженной в выписке, соответствующими первичными документами. Такая взаимосверка должна сочетаться с контролем по банковским документам сущности проведенных операций.

При этом аудитор может выявить: неправильное перечисление авансов (при  отсутствии дебиторов); перечисление денег  в качестве предоплаты по без товарным счетам и другим сомнительным операциям; расчеты с прочими дебиторами и кредиторами без предварительно оформленных договоров; отсутствие в первичных документах штампа банка; неправильное отражение в учете  операций, связанных с покупкой или  продажей валюты; другие нарушения ведения банковских операций.

На первое число каждого квартала остатки по расчетному счету должны соответствовать сумме, показанной по строке 252 баланса (ф. № 1).

Особое внимание должно быть обращено на получение наличных средств из банка, их зачисление на счет 50 «Касса», а также на обратную операцию —  перечисление наличных денег на расчетный  счет.

При использовании журнально-ордерной формы учета основные регистры —  журнал-ордер № 2 и ведомость по дебету счета 50 - должны быть сверены  с выписками банка, первичными документами  и главной книгой. Если учет ведется  на ПЭВМ, то сверка осуществляется с  соответствующими регистрами (обычно оборотной ведомостью).

Проверка полноты и правильности синтетического учета операций по расчетному счету проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если в организации нет такого классификатора, соответствующую информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

Если по договору банковского счета  предусмотрена выплата банком процентов  за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет  ли организация доходы ежемесячно или  отражает их по факту зачисления процентов  на расчетный счет. Неправильное отражение  причитающихся процентов может  привести не только к искажению финансового  результата за отчетный период, но и  к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету  аудитор также проверяет: порядок  ведения учетных регистров; ведутся  ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому  в банке, составляется ли сводный  регистр; своевременность отражения  в регистрах синтетического учета  операций по движению денежных средств  на расчетном счете, производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка; тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета. Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

Детальная проверка и анализ первичных  документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции  со счетами учета затрат позволяют  также выявить ошибки (возможно и  умышленные) по списанию расходов на научно-исследовательские  работы, на оплату социально-бытовых  услуг и др. на себестоимость продукции, что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь  существенные налоговые последствия.

Пересекающейся процедурой аудиторской  проверки операций по расчетному счету  является проверка списания денежных средств со счета и полноты  оприходования наличных денег в кассу.

Аудитор должен проверить: приложена  ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция  к приходному кассовому ордеру; тождественность  записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 50 «Касса»  Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор  фиксирует в рабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела  аудиторской проверки.

 

2. Аудит операций валютного счета

 

При осуществлении внешнеэкономической  деятельности организации получают выручку от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи по импорту  товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам  и другие операции в иностранной  валюте через валютные счета, открываемые  в банках Российской Федерации, а  также за границей. Порядок открытия валютных счетов и проведения операций по ним регулируется валютным законодательством  и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Операции с иностранной валютой могут  осуществлять лишь банки, имеющие соответствующую  лицензию. Для открытия валютного  счета необходимы те же документы, что  и для расчетного счета.

Синтетический учет операций по валютному  счету ведется на счете 52 «Валютный  счет». Это счет активный, основной, денежный. Аналитический учет ведется  по каждому валютному счету, открытому  в учреждении банка. Внутри – по видам иностранных валют.

Цель аудита операций валютного  счета проверить своевременность  представления платежных поручений  на продажу валюты; правильность отражения  учета в операциях по покупке  и продаже валюты; правильность определения  и отражения в учете курсовых разниц; правильность составления бухгалтерских записей, соответствие записей с выпиской банка; полноту и своевременность зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке; имеются ли факты наличия счетов в иностранных банках, открытых без разрешения ЦБ РФ; правильность использования собственной валютной выручки, сохранность материальных ценностей приобретенных за иностранную валюту. 

Источники информации: платежные поручения; платежные требования; сводное платежное  поручение и требование-поручение; корешки чеков на получение иностранной  валюты (Журнал-ордер №2).

Ведение бухгалтерского учета независимо от номенклатуры валют осуществляется в рублях (Дт 52 – положителен, если курс валюты вырос, Кт 52 – отрицательный, если курс валюты упал, курсовая разница: счет 91 – прочие расходы и доходы, счет 90 – продажа валюты).

Для учета операций в валюте предусмотрен счет 52, записи операций на котором  ведут в валюте платежа (доллары  США, немецкие марки и т.д.) и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ России, действующему на дату поступления (списания) средств.

Курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной  валюте отражаются обособление на счете 83 или 80 в зависимости от принятой предприятием учетной политики.

Аудитор проверяет, как зачислялась  валютная выручка от реализации и  других валютных операций при совершении внешнеэкономических операций. При  этом к счету 52 могут быть открыты  следующие субсчета: 52-1 «Транзитные  валютные счета», 52-2 «Текущие валютные счета», 52-3 «Валютные счета за рубежом».

Продажа иностранной валюты предприятия (включая обязательную продажу части  валютной выручки) отражается на счете 48 «Реализация прочих активов».

Аудитор должен установить: законность открытия валютных счетов; соответствие сумм по выпискам банка суммам, отраженным в первичных документах; правильность осуществления перевода, в рубли (соответствие курса перевода на определенную дату и др.); правильность отражения  в учете операций по продаже и  покупке валюты; правильность отнесения  расходов по оплате услуг банка по конвертации, продаже валюты и др.; правильность расчета и отнесения  курсовых разниц; правильность перечисления авансов за импортную продукцию.

На первое число каждого квартала остатки по валютному счету должны быть равны строке 253 баланса (ф. № 1).

Для целей бухгалтерского учета  денежных средств на валютном счете  осуществляется пересчет иностранной  валюты в российские рубли по курсу, котируемому ЦБР. Рублевый эквивалент рассчитывается путем пересчета, или  конвертации, сумм в иностранной  валюте в российские рубли на основе валютного курса, установленного Центральным  банком РФ.

Официальный курс определяется 2 раза в неделю. Пересчет иностранной валюты должен осуществляться на дату совершения операций. Колебания валютного курса  по отношению к рублю обусловливают  получение курсовых разниц. С 2001 года предприятия ведут учет курсовых разниц на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Предприятия обязаны часть валютной выручки продавать государству. В настоящее время установлена  продажа 50 % выручки. Обязательная продажа  производится организациями со всей суммы экспортных поступлений в  иностранной валюте от организаций  и физических лиц.

Информация о работе Цели и задачи аудита