Цели и задачи аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:21, реферат

Краткое описание

Цель аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке – формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Аудитор при проверке операций по счетам в банке должен учитывать основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций.

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 46.03 Кб (Скачать)

Целью исследования в данной работе является аудиторская проверка правильности ведения операций по расчетному счету.

Задачи, которые необходимо рассмотреть для достижения поставленной цели:

- изучить существующие  методики аудита операций по  расчетному счету;

- проанализировать нормативные,  законодательные акты, регулирующие  объект проверки;

Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа  материалов инвентаризации расчетов.

Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим  документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в  большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности  по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой  давности установлен 3 года).

В случае необходимости нужно  провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно  привлечь и сотрудников бухгалтерии  проверяемого предприятия.

1. Теоретические вопросы аудита расчётного счёта

1.1 Цель и задачи аудиторской проверки расчётного счёта

Целью аудиторской проверки операций на расчетном счете в  банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности по разделу «Денежные  средства» и соответствии применяемой  методики учета денежных средств  на счетах в банке действующим  в Российской Федерации нормативным  документам.

Для достижения данной цели аудиторам следует решить следующие  задачи:

- установить количество  открытых расчетных счетов в  банках;

- проверить наличие письменного  уведомления налогового органа  об открытии и закрытии банковских  счетов в десятидневный срок;

- проверить законность  совершения операций по каждому  счету;

Источники информации для  проверки

Первичные документы:

- платежные поручения;

- платежные требования-поручения;

- объявления на взнос  наличными;

- чековые книжки;

- реестры чеков;

- аккредитивы;

- кредитные договоры;

- выписки банка.

Бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение  раздел (участок, бухгалтерский счет), должна включать в себя:

- официальную бухгалтерскую  (финансовую) отчетность (бухгалтерский  баланс по форме № 1, приложение  к бухгалтерскому балансу по  форме № 5, отчет о движении  денежных средств по форме  № 4).

Банковские кредиты находят  отражение в следующих официальных  бухгалтерских отчетах:

- бухгалтерском балансе (форма № 1);

- отчете о движении денежных средств (форма № 4).

1.2 Нормативные документы регулирующие ведение расчетного счета

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы ведения  расчетного счёта предприятия являются:

- Федеральный Закон «О  бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129 - ФЗ (ред. 03.11.2006 №183 - ФЗ);

- Приказ Минфина Российской  Федерации от 31.10.2000 №94н (ред. От 18.09.2006) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению»;

- Гражданский Кодекс Российской  Федерации от 18.12.2006 №230 - ФЗ (Принят  ГДФС Российской Федерации 24.11.2006) (ред. От 01.12.2007);

- Налоговый кодекс РФ (часть I), утв. Федеральным законом  № 146-ФЗ от 31.07.98 (в ред. Федерального  закона № 154-ФЗ от 17.05.2007);

- Положение о безналичных  расчетах в Российской Федерации  (утвержденное Центральным Банком  Российской Федерации 03.10.2002 №2 - П) (Зарегистрировано в Минюсте  Российской Федерации 23.12.2002г.  №4068);

- Инструкция Центрального  Банка Российской федерации от 30.03.04 №111 - И (Редакция от 29.03.2006) «Об  обязательной продажи предприятиями,  объединениями, организациями части  валютной выручки на внутреннем  валютном рынке Российской Федерации». (Зарегистрировано в Минюсте Российской  Федерации 29.04.2004г. №5779);

- Указание Центрального  Банка Российской Федерации от 29.03.2006 №1676 - У «О внесении изменения  в Инструкцию Банка России  от 30 марта 2004 года №111 - И Об обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;

- Федеральный Закон от 07.08.2001 №115 - ФЗ (ред. От 28.11.2007) «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путём,  и финансированию терроризма»  (принят ГДФС Российской Федерации  13.07.2001) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 15.01.2008).

1.3 Основные хозяйственные операции по ведению расчётного счета в банке

Большая часть расчетов между  предприятиями осуществляется безналичным  путем - перечислением денежных средств  со счета плательщика на счет получателя. Посредником при осуществлении  этих расчетов является банк .

В банке предприятию для  хранения денежных средств и операций по расчетам открывают расчетный  счет. Расчетные счета открываются  предприятиям, являющимся юридическими лицами.

Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой каждому  предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору.

На расчетном счете  сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную  продукцию, выполненные работы и  услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение  задолженности бюджету, получение  денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и  т.п.

При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется  календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в  банк).

Платежи по безналичным расчетам банк производит с согласия владельца  расчетного счета. Лишь при платежах финансовым органам по просроченным налогам , по приказам арбитража , при погашении просроченных ссуд , списание денежных средств с расчетного счета производится без его согласия , то есть принудительно по инкассовому поручению .

Для того чтобы банк принял, выдал или осуществил операцию с  безналичными денежными средствами, бухгалтер должен представить в  банк специально оформленные документы, подписанные руководителем и  главным бухгалтером предприятия, то есть лицами, чьи образцы подписей представлены в банк.

Первичными документами, на основании которых осуществляются операции на расчетном счёте, являются:

- при наличных расчётах - это денежные чеки и объявление  на взнос наличными;

- в случае безналичных  перечислений - платёжные поручения,  платёжные требования-поручения,  расчётные чеки, аккредитивы, векселя;

При внесении денег на счет банку представляется объявление на взнос наличными (ОВН). Оправдательным документом при этом является квитанция, заполняемая вместе с ОВН, отмеченная банком.

Денежные чеки представляются в банк при снятии средств со счёта  на выплату заработной платы, пенсии, пособия, командировочные и хозяйственные  нужды. Оправдательным документом при  этом является корешок, который остаётся в чековой книжке предприятия.

Платёжное поручение является распоряжением клиента на перечисление средств другому предприятию или организации. Оно выписывается на основании счетов-фактур, договоров, актов выполненных работ, накладных, распоряжений бухгалтерии на перечисление налогов и сборов и др.

Платёжное требование-поручение  заполняется поставщиком и передаётся покупателю вместе с отгруженной  продукцией, а также может пересылаться в банк покупателя для акцепта  и взыскания платежа. Оплачивается только при наличии средств на расчётном счёте покупателя и  его письменного согласия на полную или частичную оплату.

Платёжные документы выписываются под копировальную бумагу в количестве экземпляров, необходимых банку  и всем сторонам, которые принимают  участие в расчётах.

Предприятие периодически получает от банка выписку из расчетного счета, то есть перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке  банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены  или списаны средства, а также  документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета  является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему  банком и, таким образом, есть основным документом, согласно которому бухгалтер  составляет корреспонденцию счетов о движении денежных средств. Выписка  банка заменяет собой регистр  аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все  приложенные к выписке документы  гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с  расчетного счета суммы принимаются  на счет 63 ”Расчеты по сомнительным долгам”, а банку немедленно сообщается о  таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском  учете предприятия задолженность  списывается. Проверка и обработка  выписок должны производиться в  день их поступления.

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия  предприятия ведет на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал-ордер  №2. Обороты по дебету этого счета  записываются в разных журналах-ордерах  и, кроме того, контролируются ведомостью №2а. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные  и обработанные выписки из расчетного счета.

Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер  и в ведомость итогами.

Обязательное условие  для заполнения регистров - использование  одной строки для каждой выписки  независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых  строк журнала-ордера №2 и ведомости  №2а за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как  в журнале ордере №2, так и в  ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих  счетов с дебетом и кредитом счета 51.

Наличие этих показателей  за каждый отчетный период позволяет  счетным работникам анализировать  источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование  средств, исполнение обязательств перед  бюджетом и прочими хозяйственными органами.

1.4 Типичные ошибки  при ведении расчетного счета в банке

Типичными ошибками при ведении  расчетного счёта являются:

- отсутствие выписок банка,  подчистки и исправления в  выписках банка;

- оправдательные документы  к выпискам банка представлены  не полностью;

- на документах отсутствует  штамп банка о принятии документов  для обработки;

- затраты, производимые  в безналичном порядке, списываются  непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов;

- нарушение порядка покупки  и обратной продажи иностранной  валюты на внутреннем валютном  рынке РФ при наличии валютного  счёта;

- нарушение порядка аккредитивной  формы расчетов.

Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в  выписках банка. Полнота банковских выписок устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка  средств на счете. Остаток средств  на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен совпадать с остатком средств  на начало периода в следующей  выписке. При обнаружении в выписке  неоговоренных исправлений, подчисток, пятен, «жирных» подчеркиваний и  подобных загрязнений аудитор должен произвести выверку информации в  учреждении банка.

Оправдательные документы  к выпискам банка представлены не полностью. Каждая сумма, указанная  в выписке банка, должна быть подтверждена оправдательным документом. Это могут  быть платежные поручения, платежные  требования-поручения, мемориальные ордера, квитанции к объявлению на взнос  наличными и другие документы. Суммы  по выпискам банка должны полностью  соответствовать суммам, указанным  в приложенных к ним первичных  документах. Если какой-либо оправдательный документ отсутствует, аудитору следует  в письменном виде довести это  до сведения руководителя проверяемого предприятия или уполномоченного  им лица. При отсутствии оправдательных первичных документов аудитору также  следует произвести выверку информации в учреждении банка.

Очень часто отсутствие оправдательных документов свидетельствует о мошенничестве  с наличными денежными средствами при получении. Поэтому следует  проверить правильность и полноту  зачисления денежных средств, сданных  в банк наличными. Проверка осуществляется путем сопоставления квитанции  к объявлению на взнос наличными, кассовой книги, отчета кассира и  выписки банка на соответствующую  дату.

Информация о работе Цели и задачи аудита