Бухгалтерский учёт материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса.
Непрерывность производства требует, чтобы постоянно находилось на складах достаточное количество сырья. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях материальных запасов, то есть товарно-материальных ценностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………2
Теоретические аспекты учёта материалов…………………………………..3
Понятие и классификация материалов…………………………….3
Основные задачи учета материалов………………………………..5
Первичные документы учета материалов ………………...…..….12
Нормативная законодательная база по учету материалов…...….14
Методика бухгалтерского учёта материалов………………………………17
Особенности учета материалов при их заготовлении и приобретении………………………………………………….…….….…....17
Особенности учета материалов при их выбытии…………….…..22
Инвентаризация материалов и учет ее результатов………..……26
Учет материалов в ОАО «Электротехмаш»..……………………………...28
Учет поступления материалов …………………………...............29
Учет выбытия материалов …………………………………….….33
Заключение…………………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсоваяввв.docx

— 73.70 Кб (Скачать)

       На  субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитывается  основные и вспомогательные сырье  и материалы (в том числе строительные у подрядных организаций).

       На  субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, конструкции  и детали» учитываются изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых включается в  себестоимость продукции.

       На  субсчете 10-3 «Топливо» учитываются  нефтепродукты (нефть, дизельное топливо, бензин и др.) и смазочные материалы.

       На  субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывается тара, материалы, детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта.

       На  субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются  запасные части, предназначенные для  производства ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств.

       На  субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитываются  отходы производства (обрубки, обрезки, стружка), неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы (лом, утиль).

       На  субсчете 10-7 «Материалы, переданные в  переработку на сторону» учитываются  материалы, переданные в переработку  на сторону, стоимость которых далее  включается в затраты на производство полученных из них изделий.

       На  субсчете 10-8 «Строительные материалы» учитываются материалы, используемые в процессе строительных и монтажных  работ (у организаций-застройщиков).

       На  субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные  принадлежности» учитываются средства труда, которые включаются в состав средств в обороте.

       На  субсчете 10-10 «Специальная оснастка и  специальная одежда на складе» учитываются  специальные инструменты, приспособления, оборудование, одежда на складах или  иных местах хранения.

       На  субсчете 10-11 «Специальная оснастка и  специальная одежда в эксплуатации»  учитываются специальные инструмент, приспособления, оборудование, одежда в эксплуатации (при производстве продукции, работ, оказания услуг, для управленческих нужд).

       В соответствии с [1] основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету  материально - производственных запасов  являются:

  • сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
  • учет количества и оценка запасов;
  • оперативность (своевременность) учета запасов;
  • достоверность;
  • соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
  • соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

       Необходимыми  предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются [1]:

  • наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
  • размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
  • оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
  • применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
  • организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;
  • определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
  • установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
  • установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;
  • определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
  • определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;
  • наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

       Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных  документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

       Налоговый учет осуществляется организациями  в целях формирования полной и  достоверной  информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также  обеспечения  информацией внешних и внутренних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полной и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

       Для ведения налогового учета используются бухгалтерские документы. Налоговый  учет можно вести в общеустановленных  регистрах бухгалтерского учета, в  которых при необходимости вводят соответствующие изменения, или  использовать специальные регистры налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для  налогоплательщиков обязательные формы  документов налогового учета.

       По  хозяйственным операциям приобретения материалов исчисляют налог на добавленную  стоимость (НДС). НДС учитывают на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным материально-производственным запасам» счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям».

       Добавленная стоимость – это стоимость, которая  создается на предприятии и не включает затраты других организаций (поставщиков, подрядчиков и т.п.).

       НДС регулируется главой 21части II Налогового кодекса Российской Федерации и представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. 

1.3 Первичные документы  учета материалов 

       Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет.

       Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные в федеральном  законе «О бухгалтерском учете».

       Учет  материалов на предприятии ведется  параллельно: в бухгалтерии в  суммовом выражении и на складах  в количественном выражении. В конце  отчетного периода оба учета  сверяются.

       Типовые межотраслевые формы первичной  учетной документации содержат следующие формы.

       Формы № М-2 и М-2а «Доверенность» применяется  для оформления  права  лица  выступать  в  качестве доверенного  лица  организации при получении  материальных ценностей, отпускаемых  поставщиком по наряду,  счету,   договору, заказу, соглашению. Форму  М-2а применяют организации, у  которых получение материальных ценностей по доверенности носит  массовый характер.

       Форма № М-4 «Приходный ордер» применяется  для учета материалов, поступающих  от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное  лицо в день поступления ценностей  на склад.

       В соответствии с [1] вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

       Форма № М-7 «Акт о приемке материалов»  применяется для оформления приемки  материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также  расхождение по ассортименту с данными  сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке  материалов, поступивших без документов.

       Форма № М-8 «Лимитно-заборная карта» применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды.

       Форма № М-11 «Требование-накладная» применяется  для учета движения материальных ценностей внутри организации между  структурными подразделениями или  материально ответственными лицами.

       Форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» применяется для учета  отпуска материальных ценностей  хозяйствам своей организации, расположенным  за пределами  ее  территории,  или сторонним организациям, на основании  договоров и других документов.

       Форма № М-17 «Карточка учета материалов»  применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала  и ведется материально ответственным  лицом (кладовщиком, заведующим складом).

       Форма № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

       Образцы типовых межотраслевых форм первичной  документации приведены в Приложении А.

       Кроме перечисленных  документов, для учета  материальных ценностей используются:

  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные  удостоверения);
  • акт о покупке материалов на рынке;
  • акт перевода единиц измерения материалов;
  • акт заключения о чрезвычайных ситуациях;
  • акт на списание материалов.

       В расчетах за приобретение организацией материальных ценностей применяются:

  • товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);
  • счет-фактура;
  • банковские расчетно-платежные документы;
  • приходный и расходный кассовый ордер и др.
 
 

1.4  Нормативная законодательная база по учету материалов

    

     Бухгалтерский учет материалов  регулируется нормативно-правововыми документами по ведению бухгалтерского учета и учета материальных ценностей.

   Для более детальной проработки перечня  законодательных актов  и нормативных  документов, а также для их систематизации составим  таблицу1  

Таблица 1 Нормативно-правовое обеспечение учета материальных ценностей

   
п/п Наименование нормативного документа Дата утверждения нормативного документа Номер нормативного документа
1 Федеральный закон  РФ «О бухгалтерском учете» .(В редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 23 июля 1998 г. №123-ФЗ). 21.11.1996г. № 129-ФЗ
2 План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов России 31.10.2000г. №94н.
3 Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Министерством  Финансов Российской Федерации  09.06.2001г. № 44н
4 Методические  указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина  РФ (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2002 №33н ) 28.12.2001 №119н
5 Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства РФ ( в редакции приказа Минфина РФ от  30 декабря 1999г. №107н, от 24 марта 2000г. №31н). 29.07.1998г.  №34н
6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ (в редакции приказа Минфина РФ от 30 декабря 1999г. №107н). 09.12.1998г.  №60н
7 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ 06.07.1999г. №43н
8 ПБУ 9/99 2Доходы организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ ( в редакции приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. №107н, от 30 марта 2001 г. №27н) 06.05.1999г. №32н
9 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ( в редакции приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999г. № 107н, от 30 марта 2001 г. №27н) 06.05.1999г. №33н
10 Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть I, II 30.11.94(I)

26.01.96(II)

№51-ФЗ

№14-ФЗ

11 Налоговый Кодекс Российской Федерации часть первая (с внесенными в него изменениями  и дополнениями)  
31.07.1998г
 
№ 146-ФЗ
12 Налоговый Кодекс Российской Федерации часть вторая (с внесенными в него изменениями  и дополнениями) 05.08.2000 № 117-ФЗ

Информация о работе Бухгалтерский учёт материалов