Бухгалтерский учет в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:37, реферат

Краткое описание

Как уже отмечалось, основными поставщиками капитала для немецких компаний являются не индивидуальные инвесторы, а крупные банки. С помощью собственных аудиторских фирм они устанавливают каноны предоставления финансовой информации. В качестве регуляторов, формирующих учетные стандарты и процедуры, традиционно выступают центральные власти государства.
Присущий Германии консерватизм уходит своими корнями в тридцатые годы двадцатого столетия. Политический режим национал-социалистов того времени был крайне заинтересован в единообразии и точности сформулированных норм ведения бухгалтерского дела, что облегчало осуществление общенационального контроля за экономическими ресурсами страны. Такие давние традиции непосредственного участия централизованных властей в формировании немецких бухгалтерских норм и законов объясняют наличие двух особенностей развития немецкой бухгалтерской практики. Это — активное государственное вмешательство в экономическую деятельность компаний и сильные традиции антииндивидуализма.

Файлы: 1 файл

Система.docx

— 26.07 Кб (Скачать)

     Система бухгалтерского учета Германии имеет давние традиции и ориентирована, прежде всего, на четкое соблюдение норм принятого законодательства. Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Бизнес имеет тесные связи с банками, которые являются основными пользователями бухгалтерской отчетности и удовлетворяют финансовые запросы компаний. Среди западных учетных систем бухгалтерский учет Германии выделяется тесной взаимосвязью коммерческого и налогового учета, значительным проявлением формализма и консерватизма.

     Как уже отмечалось, основными поставщиками капитала для немецких компаний являются не индивидуальные инвесторы, а крупные  банки. С помощью собственных аудиторских фирм они устанавливают каноны предоставления финансовой информации. В качестве регуляторов, формирующих учетные стандарты и процедуры, традиционно выступают центральные власти государства.

     Присущий  Германии консерватизм уходит своими корнями в тридцатые годы двадцатого столетия. Политический режим национал-социалистов  того времени был крайне заинтересован  в единообразии и точности сформулированных норм ведения бухгалтерского дела, что облегчало осуществление общенационального контроля за экономическими ресурсами страны. Такие давние традиции непосредственного участия централизованных властей в формировании немецких бухгалтерских норм и законов объясняют наличие двух особенностей развития немецкой бухгалтерской практики. Это — активное государственное вмешательство в экономическую деятельность компаний и сильные традиции антииндивидуализма.

     Главной организацией бухгалтерского сообщества в Германии с 1931 года является Институт присяжных аудиторов. Он занимается разработкой рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и подготовке отчетности. Однако официальным контролирующим органом при Министерстве экономики является аудиторская палата, а решение спорных методологических вопросов предоставляется Верховному Налоговому суду.

     Впервые общепринятые бухгалтерские принципы были законодательно закреплены в 1937 году в Законе об акционерных корпорациях, который долгое время оставался единственным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет.

     В 1985 году, после принятия Германией  четвертой, седьмой и восьмой  директивы Европейского Союза, правила  подготовки и публикации бухгалтерской отчетности претерпели значительные изменения. Вступил в действие Закон о директивах по бухгалтерскому учету, были внесены коррективы в основной источник нормативного регулирования — Коммерческий (Торговый) кодекс, введены в действие законы, регулирующие деятельность предприятий различных форм собственности.

     В 1998 году в связи с принятием  новых директив Европейского Союза  вводятся законы, касающиеся правил внедрения  акционерными компаниями системы управления рисками и отражения последних  в ежегодной отчетности, а также законодательно закрепляется право выбора принципов учета (немецких, международных IAS или американских GAAP) компаниями, акции которых котируются на бирже.

     В соответствии с немецким хозяйственным  правом бухгалтерский учет рассматривается  как:

    • информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;
    • доказательство при судебных разбирательствах;
    • отчет управляющих капиталом перед инвесторами;
    • основа для определения налогов и финансового управления организациями;
    • информация о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов.

     Перед немецким бухгалтерским учетом ставится ряд следующих задач:

     1) отражение всех изменений стоимости  имущества и задолженности и  установление актуального состояния этой стоимости;

     2) точное определение прибылей  и убытков предприятия в результате  хозяйственной деятельности;

     3) обеспечение калькуляции цен  изделий путем обоснования необходимых  данных;

     4) предоставление сведений для  контроля за хозяйственными процессами  на предприятии и для выявления  имеющихся резервов;

     5) создание основы для точного  исчисления налоговых платежей;

     6) представление необходимых доказательств  в случае правовых споров с  банками;

     7) формирование надежной основы  для других разделов производственного счетоводства (расчета издержек, планирования, статистики).

     Торговое  и налоговое законодательство при  ведении бухгалтерского учета предписывает соблюдать следующие принципы и критерии:

    • полноту — запись всех без исключения хозяйственных операций;
    • правильность содержания — записи хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета должны соответствовать их содержанию;
    • временные разграничения — записи должны производиться в соответствии со временем совершения операций;
    • ясность, наглядность, возможность проверки — бухгалтерский учет должен вестись таким образом, чтобы при осуществлении проверки его данные были наглядны и понятны третьим лицам;
    • правильность формы — запрещение любого изменения первоначального содержания, например стирания, заклеивания и т.п.;
    • хронологический порядок — запись хозяйственных операций должна производиться в порядке их совершения.

     Процесс организации бухгалтерского учета  хозяйственных операций подразделяется на три основных стадии: подготовка учетных документов, непосредственно бухгалтерская запись и хранение документов.

     Подготовка  учетных документов заключается  в систематизации документов по видам и хозяйственным операциям, проверке правильности содержания и сумм, порядковой нумерации и предварительной кодировке.

     Порядок бухгалтерских записей в Германии определен требованиями Основ правильного ведения бухгалтерского учета и включает следующие этапы: указание вида и номера учетного документа; внесение пометки о произведенной бухгалтерской записи в учетный документ (как правило, проставление специального штампа), что позволят установить связь между бухгалтерскими записями и хозяйственными операциями.

     На  основании предварительной кодировки  учетных документов хозяйственные операции в хронологическом порядке заносятся в мемориальные ордера. Здесь фиксируются дата, номер документа, описание операции (содержание бухгалтерской записи), сумма и бухгалтерская проводка.

     Проводки  составляются с учетом применения общепринятого  в Германии в отличие от стран  с англо-американской системой учета  законодательно установленного плана счетов. Единая для предприятий всех форм собственности номенклатура счетов имеет ряд преимуществ:

    • возможность точного представления всех существующих счетов предприятия;
    • сравнимость аналогичных затрат и доходов как внутри отдельного предприятия, так и между другими предприятиями;
    • возможность сравнения данных в международном масштабе (в рамках Европейского Союза);
    • наличие общепринятой основы для применения современных эффективных методов ведения бухгалтерского учета с применением компьютерных технологий.

     Номенклатура  счетов построена в соответствии с принципом расчленения процессов  производства продукции и ее использования. Она содержит 10 разделов, пронумерованных цифрами от 0 до 9, которые стоят на первом месте в номерах счетов. Разделы номенклатуры счетов также подразделяются на 10 групп, пронумерованных от 0 до 9 и занимающих второе место в номерах счетов. Группы номенклатуры делятся на 10 счетов и занимают третье место в номерах счетов. Счета аналогично подразделяются на 10 субсчетов (четвертое место в номерах счетов).

     Предприятия в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и специфики  организации производства выделяют из общепринятой номенклатуры счетов необходимые счета и субсчета, формируя таким образом рабочие планы счетов.

     Записи, произведенные в мемориальных ордерах, являются основой для записей в главной книге. Здесь непосредственно на предметных инвентарных и результатных счетах упорядоченно фиксируются все хозяйственные операции и указываются дата, номер документа, текст бухгалтерской записи, корреспондирующий счет, дебетовая или кредитовая сумма.

     Однако  мемориальные ордера и главная книга  не всегда могут предоставить интересующую руководство предприятия информацию, особенно в отношении таких счетов, как требования, обязательства, заработная плата, складские запасы и производственное оборудование. Данное обстоятельство обусловило ведение вспомогательных книг, которые дают более подробные пояснения о наличии и движении имущества и обязательств организации.

     В качестве примера вспомогательной  книги можно назвать контокоррентную книгу, где по отдельности и пофамильно на лицевых счетах представлена информация о дебиторах и кредиторах на счетах поставщиков и заказчиков. В интересах поддержания ликвидности предприятия на этих лицевых счетах контролируется соблюдение сроков платежей.

     При проведении инвентаризации дебиторской  и кредиторской задолженности сальдо по счетам требований и обязательств сверяются с данными отчетов по счетам главной книги. Необходимым требованием является следующее:

    • сальдо инвентарного счета «Требования» = сумме сальдо всех счетов заказчиков;
    • сальдо инвентарного счета «Обязательства» = сумме сальдо всех счетов поставщиков.

     Альтернативным  методом контроля дебиторской и  кредиторской задолженности является хранение непогашенных исходящих и входящих счетов отдельных заказчиков и поставщиков в картотеке, что избавляет от ведения лицевых счетов.

     Хранение  бухгалтерских документов организуется в хронологическом порядке по видам учетных документов. Обычно срок хранения составляет шесть лет.

     При организации бухгалтерского учета  используется три основных формы его ведения: журнально-книжная форма учета; американский журнал; копиручет.

     Журнально-книжная  форма учета подразумевает запись хозяйственных операций сначала в мемориальные ордера, а затем в главную книгу.

     Американский  журнал соединяет мемориальный ордер  и главную книгу в одной многографной книге.

     Копиручет — это одновременное фиксирование хозяйственных операций отдельно в  мемориальных ордерах и в главной  книге, а также во вспомогательных книгах.

     Применение  любого метода учета позволяет использовать как простые, так и сложные  проводки. Простые обычно затрагивают  дебет одного счета и кредит другого. При составлении сложных проводок обычно дебетуется один счет и кредитуется  несколько счетов или кредитуется  один счет, а дебетуется несколько.

     Законодательное регулирование форм и содержания финансовой отчетности в Германии существует только для юридических лиц и крупных организаций без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели и товарищества). В состав обязательной финансовой отчетности входят баланс, отчет о прибылях и убытках, а также пояснительная записка. Отчет о движении денежных средств обязателен только для тех компаний, акции которых котируются на бирже.

     Представление бухгалтерской отчетности основано на следующих законодательно закрепленных принципах:

     1) отчеты должны быть ясными  и понятными — то есть финансовая  отчетность должна быть доступной  для понимания широкому кругу  пользователей;

     2) сальдирование дебиторской и  кредиторской задолженности, а  также доходов и расходов недопустимо  — активы и обязательства не  должны взаимозачитываться;

     3) показатели начального баланса  года должны соответствовать  показателям конечного баланса предыдущего года;

     4) учет ведется исходя из предположения  о непрерывности деятельности  предприятия — методологический  принцип, в соответствии с которым  считается, что предприятие будет существовать вечно;

     5) признанию подлежат все ожидаемые  убытки, относящиеся к периоду  до составления баланса, прибыль же признается, только если она реализована — то есть необходимо выбирать наименьшую оценку для активов и доходов и наибольшую для обязательств и расходов;

Информация о работе Бухгалтерский учет в Германии