Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа
Возможность предприятия осуществлять расчеты с покупателями заказчиками в результате хозяйственной деятельности является возможным показателем его финансовой устойчивости. Ни одно предприятие не может существовать, не осуществляя расчетов с покупателями и заказчиками – за приобретенную покупателями продукцию, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.
Введение 3
Экономическая сущность расчетных операций
Правовая природа расчетных операций 4
Формы расчетов с покупателями и заказчиками 7
Порядок бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
2.1. Первичные документы и документное оформление учета расчетов с покупателями и заказчиками 15
2.2. Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками 17
2.3. Учет резервов по сомнительным долгам 19
Заключение 23
Список используемых источников 25
В современных условиях рекомендуются следующие формы расчетов:
· платежными поручениями;
· чеками;
· аккредитивами;
· платежными поручениями-требованиями;
· платежными требованиями.
Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение – документ, представляющий собой поручение предприятия обслуживающему банку перечислить определенную сумму со своего счета. Поручение действительно в течение 10 дней, не считая дня выписки.
Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
Расчеты чеками
Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги.
Расчетные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.
Расчеты аккредитивами
Аккредитив – обязательство
банка, возникающее по поручению
клиента, произвести поставщику платеж
на основании предоставленных
Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег. В современной практике используются следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные), отзывные и неотзывные.
При депонированном аккредитиве
банк-эмитент перечисляет
Непокрытый, но в то же время гарантированный аккредитив может применятся, если два банка, обслуживающие рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга.
Отзывный аккредитив сейчас
применяется редко в расчетах,
поскольку его условия могут
быть изменены или он может быть
аннулирован банком-эмитентом
Расчеты платежными требованиями-поручениями.
В рыночных условиях получили
распространение расчеты
Расчеты платежными требованиями.
Платежные требования широко
применяются при акцептной
Платежное требование содержит все необходимые реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, каковы его сортность, цена, время отгрузки, и т.п. Поставщик сам направляет эти документы плательщику, а поручает своему учреждению банка взыскать платеж. Следовательно, составленные документы поставщик передает в банк с поручением взыскать средства с плательщика. Это поручение и есть инкассо.
Организации не всегда располагают
достаточным количеством
Неденежный расчет – процедура погашения обязательств, исключающая движение денежных средств в пределах равных сумм задолженностей.
К неденежным формам расчетов, относятся товарообменные и бартерные сделки, передача товаров, услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также на безвозмездной основе, выдача долей в уставном (складочном) капитале в натуральной форме, заём вещами, товарный кредит, расчеты векселями, уступка прав требования, списание дебиторской задолженности, передача товаров, работ, услуг при оплате труда в натуральной форме.
В расчетах по товарным операциям наиболее широкое распространение с точки зрения практической деятельности предприятий имеют следующие виды неденежных расчетов:
- бартерная сделка
- взаимозачеты,
- вексельные расчеты,
- новацией.
В современных условиях работы предприятий иногда применяются бартерные или обменные операции. В ситуации, когда стороны обменивают один товар на другой, заключается договор мены. Отношения сторон в рамках договора мены регулируются главой 31 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны товар в обмен на другой. У каждой стороны товарообменной сделки параллельно происходит реализация товаров в обмен на приобретение новых товаров. Обычно предполагается, что предметы обмена являются равноценными. Если в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором [5,568].
Взаимозачет – такой способ прекращения обязательств, при котором одновременно погашаются два встречные обязательства, то есть когда контрагент организации является одновременно и поставщиком, и покупателем.
Взаимозачетные операции проводятся по соглашению сторон о зачете встречных денежных требований, имеющихся у них по отношению друг к другу.
Для проведения таких операций необходимо одновременное выполнение трех условий:
- у сторон должны иметься
друг к другу встречные
- встречные требования должны быть однородны;
- должен наступить срок исполнения этих требований.
Нередко в хозяйственной деятельности организаций возникают ситуации, когда одна из сторон сделки не может исполнить свои обязательства перед другой стороной способом, установленным в договоре.
В этом случае стороны могут договориться о замене предмета или способа исполнения обязательства. Замена одного обязательства другим называется новацией и предусмотрена гражданским законодательством.
Согласно статье 414 ГК РФ, при новации первоначальное обязательство прекращается, а взамен между теми же сторонами возникает другое, предусматривающее иной предмет или способ исполнения. Например, обязательство по возврату заемных денежных средств может быть новировано в обязательство по поставке товаров или, наоборот, долговое обязательство по оплате полученных товаров - в заемное обязательство и т.д. [5, 414]
Сроки и порядок исполнения обязательства, возникшего взамен прекращения первоначального, стороны определяют самостоятельно в договоре новации. Рассмотрим порядок составления договора новации на конкретном примере.
Нередко в практике работы предприятий случается, что одна из сторон сделки не может исполнить свои обязательства перед другой стороной. В этом случае стороны могут заключить соглашение об отступном.
Чаще всего отступное используется тогда, когда покупатель не может оплатить товары по договору купли-продажи, то есть исполнить свои обязательства в денежной форме. В соответствии с соглашением об отступном покупатель передает продавцу свое имущество.
В качестве отступного можно передать денежные средства, готовую продукцию, товары, ценные бумаги, права требования и т.п., кроме имущества, изъятого или ограниченного в гражданском обороте (например, оружия).
Размер отступного может быть больше или меньше размера первоначального обязательства, а может и равняться ему.
Вексель – ценная бумага,
удостоверяющая безусловное денежное
обязательство векселедателя
Существует два вида векселей
– простой и переводной. Простой
вексель предусматривает
2. Порядок бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
2.1. Первичные документы
и документное оформление
Для
учета реализации есть
Документация – это
способ оформления хозяйственных операций
соответствующими документами. Бухгалтерские
документы используются для передачи
распоряжений от распорядителя исполнителю,
для управления деятельности. Документация
выполняет роль импульса, дающего
начало движению учетной информации.
Она обеспечивает бухгалтерскому учету
цельное и непрерывное
Первичные документы – документы, состоящие в процессе ведения хозяйственной операции или тот час после ее завершения.
Основные нормативные
документы, регулирующие расчеты с
покупателями и заказчиками. Первичные
документы по расчетам с покупателями
и заказчиками (счет; товарно-транспортная
накладная, накладная на отпуск товаров
на сторону; акт выполненных работ
(оказанных услуг); счет-фактура и
другие), порядок их оформления. Порядок
ведения счетов-фактур, Книги продаж
и Журнала регистрации
Первичные документы должны иметь обязательные реквизиты: название, код формы, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи.
Основанием для осуществления расчетов с покупателями и заказчиками является договор, в котором определяется обязанности сторон по выполнению условий договора и ответственность сторон в случаи нарушения принятых обязательств [8, 284].
Кроме договора обязательным условием отражения операций в бухгалтерском учете является наличие первичных документов.
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие – покупатель обязано получить от поставщика расчетные документы.
Под постоянным контролем работников бухгалтерии должно находиться подписание договоров о материальной ответственности; соответствие документов оприходованию, расходам материальных ценностей; наличие на предприятии соответствующих нормативных актов, норм расхода сырье на производство; первичные документы на перевозку материальных ценностей.
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками